ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15784/18 от 15.08.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

22.08.2018 года Дело № А50-15784/18

Резолютивная часть решения объявлена 15.08.2018 года. Полный текст решения изготовлен 22.08.2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой Н.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (Пермскому УФАС России, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица без самостоятельных требований: Пермская городская Дума, Администрация города Перми и Акционерное общество «Газета Звезда»

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии:

от заявителя – от заявителя – ФИО1 (доверенность от 04.05.2018),

от Пермского УФАС России – ФИО2 (доверенность от 09.06.2018), ФИО3 (доверенность от 09.01.2018),

от третьих лиц: АО «Газета Звезда» – ФИО4 (доверенность от 09.01.2018), ФИО5 (доверенность от 21.09.2016); Пермская городская Дума, Администрация города Перми – неявка, извещены надлежащим образом,

установил:

ООО «Старт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Пермского УФАС России от 28.03.2018 о признании жалобы заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по информированию населения через печатное средство массовой информации (изв. № 0156300025818000012) необоснованной.

Заявитель считает, что при оценке действий аукционной комиссии, отклонившей заявку истца на участие в аукционе, антимонопольный орган должен был установить нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках, Закон №44-ФЗ). По мнению заявителя, его заявка соответствовала требованиям закона и документации об аукционе, поскольку в подтверждение статуса Обществом были представлены соответствующее свидетельство о регистрации СМИ и договор. Не соглашаясь с выводами оспариваемого решения, заявитель указывает, что в соответствии с Законом о СМИ передача прав учредителем не подлежит регистрации и внесению изменений в запись о регистрации СМИ. Представленные в составе заявки документы подтверждают его статус участника, а также возможность заключения и исполнения контракта по оказанию услуг по информированию населения через печатное средство массовой информации.

Антимонопольный орган с требованиями не согласен по мотивам письменного отзыва, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения. По мнению Пермского УФАС, положения аукционной документации предполагают наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации непосредственно у участников закупки. В удовлетворении требований просит отказать.

Третье лицо Пермская городская Дума в письменном отзыве указала, что при разработке документации об аукционе Думой были установлены соответствующие требования к участникам закупки, а также к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, руководствуясь действующим законодательством РФ.

От третьего лица Администрации поступило ходатайство о замене третьего лица -Управления муниципального заказа администрации города Перми на Администрацию города Перми, поскольку Управление не является юридическим лицом, а является функциональным подразделением администрации. Ходатайство судом удовлетворено, в связи с чем из числа третьих лиц исключено Управление муниципального заказа администрации города Перми, соответственно привлечена Администрация города Перми.

Согласно письменному отзыву Администрация с доводами заявителя не согласна, в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме, а также просит рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей администрации города.

Третье лицо АО «Газета Звезда» в удовлетворении требований просит отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил:

26.02.2018 Пермской городской Думой размещено извещение № 0156300025818000012 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по информированию населения через печатное средство массовой информации.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.03.2018 заявка ООО «Старт» признана несоответствующей требованиям аукционной документации, вследствие непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1,3-5,7 и 8 ч. 2 ст.62, ч.3, 5 ст. 66 Закона о закупках (п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона № 44-ФЗ и п.4 раздела 4 документации об электронном аукционе): в заявке участника аукциона не представлены копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 Закона о закупках, а именно: свидетельство о регистрации средства массовой информации.

22.03.2018 в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Старт» на действия Аукционной комиссии, нарушившие нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках).

Решением антимонопольного органа от 28.03.2018 жалоба была признана необоснованной, в действиях аукционной комиссии Комиссия УФАС нарушений требований Закона о закупках не установила.

Комиссия УФАС при рассмотрении жалобы пришла к выводу о том, что в составе заявки ООО «Старт» не представлены копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 Закона о закупках, а именно свидетельства о регистрации средства массовой информации.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 -9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о закупках аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно с ч. 2 ст. 69 Закона о закупках аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1)непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2)несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 7 ст. 69 Закона о закупках, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.

В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также: формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации. В течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган.

В соответствии со ст. 17 Закона о СМИ права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом о СМИ, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Закона о СМИ учредитель утверждает устав редакции и(или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей.

В соответствии со ст.22 Закона о СМИ договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

В соответствии со ст. 19 редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

На основании изложенного следует, что деятельностью СМИ управляет редакция СМИ в лице главного редактора, редакция и учредитель СМИ может быть одним и тем же лицом, но Законом о СМИ допускается и передача прав редакции СМИ по договору с учредителем. Так же в соответствии со ст. 18 Закона о СМИ - учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Требование у участника аукциона свидетельства о регистрации СМИ направлено на подтверждение возможности исполнения участником аукциона контракта. Формальное наличие в свидетельстве о регистрации СМИ наименование участника аукциона не означает возможность исполнения государственного или муниципального контракта в случае передачи прав редакции другому лицу на договорной основе.

Как следует из материалов дела, согласно пункту 4 раздела 4 аукционной документации, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: свидетельство о регистрации средства массовой информации (Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Во исполнение данного требования аукционной документации ООО «Старт» к заявке приложена копия свидетельства о регистрации СМИ - газета «Аргументы неделi. Прикамье», учредителем которой является ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», а также копия Договора № ДП-3/14 с редакцией о передаче прав СМИ от 05.08.2014, заключенный между учредителем газеты «Аргументы неделi. Прикамье» - ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели» и ООО «Старт» (далее – договор).

Согласно п. 1.1. договора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», являясь учредителем газеты «Аргументы неделi. Прикамье» передает ООО «Старт» право на использование газетных полос газеты «Аргументы неделi. Прикамье». Изготовление полос газеты «Аргументы неделi. Прикамье» осуществляется за счет ООО «Старт», доходы от размещения на них рекламных материалов принадлежит ООО «Старт».

Договор действует до 31 декабря 2014 и автоматически продлевается на каждые последующие 12 календарных месяцев, если ни одна из сторон письменно не заявит о расторжении договора (п. 2.1. договора).

Антимонопольным органом при рассмотрении жалобы не учтено то обстоятельство, что деятельность по оказанию услуг, являющихся объектом данной закупки, может осуществляться не только участником закупки, непосредственно получившим свидетельство о регистрации средства массовой информации (учредителем средства массовой информации), но и лицом, которому переданы права на использование издания, в том числе, на основании договора, предусмотренного статьями 17, 22 Закона о СМИ.

Суд считает, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки, аукционной комиссии следовало учесть соответствующий договор, заключенный между учредителем СМИ и участником, свидетельство о регистрации СМИ, полученное в установленном порядке учредителем такого СМИ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что документы, представленные ООО «Старт» в составе заявки, подтверждают его соответствие на участие в аукционе Закону о СМИ, Закону о закупках и требованиям документации об аукционе.Представленные заявителем документы подтверждают возможность заключения и исполнения контракта на оказание услуг по информированию населения через печатное средство массовой информации, в связи с чем, заявка участника полностью соответствует требованиям Закона о закупках и документации об электронном аукционе.

Оснований для отклонения такой заявки не имелось, что и следовало установить антимонопольному органу при рассмотрении жалобы участника.

Кроме того, само требование документации предусматривает предоставление в составе заявки свидетельства о регистрации СМИ, но при этом не содержит условия о том, что такое свидетельство может предоставляться только лишь учредителем СМИ или редакцией СМИ.

Иное толкование закона и положений документации об аукционе нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ, так как влечет за собой ограничение участников аукциона и ограничение доступа на участие в нем.

На основании изложенного, оспариваемое решение не соответствует вышеназванным нормам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ в связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы в виде уплаченной им государственной пошлины 3 000 руб. относятся на антимонопольный орган.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Пермского УФАС России от 28.03.2018 (исх.03.04.2018) по жалобе ООО «Старт» о нарушении законодательства о закупках, как несоответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Обязать антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Пермского УФАС России (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья А.Н. Саксонова