ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16014/20 от 05.08.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

«12» августа 2020 года Дело № А50-16014/2020

Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2020. Полный текст решения изготовлен 12.08.2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Очерский завод напитков» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании субсидии в сумме 6 256 319,09 руб.,

при участии представителей:

от Министерства – ФИО1 по доверенности от 23.06.2020
№ 03-01-34-39, предъявлен паспорт, диплом;

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Очерский завод напитков» (далее – ответчик, Общество), предъявив требования о взыскании субсидии в сумме 6 256 319,09 руб.

В обоснование заявленных требований истец указывает на нарушение условий предоставления субсидии, а именно: не достигнут показатель результативности использования субсидии – увеличение оборота (выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в постоянных ценах на начало и конец года, таким образом,
ответчиком не исполнены взятые на себя по соглашению от 06.05.2019 № СЭД-03-02-01-15-12 обязательства.

Ответчик представил письменный отзыв, по доводам которого требования Министерства о взыскании субсидии по соглашению от 06.05.2019 № СЭД-03-02-01-15-12 признает в полном объеме.

Признание ответчиком заявленных к нему требований судом рассмотрено и принято в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Ответчик о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, в судебное заседание представителя не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В связи с тем, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, а также о возможности завершения предварительного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции, в том числе при неявке в предварительное судебное заседание, стороны против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не возразили, судом вынесено протокольное определение о завершении подготовки по делу и открытии судебного заседания в суде первой инстанции (часть 4 статьи 137 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65).

В судебном заседании представитель Министерства на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 06.05.2019 между Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края и Обществом (Получатель) заключено соглашение о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № СЭД-03-02-01-15-12 (далее – Соглашение)
(л.д.11-18).

На основании указа губернатора Пермского края от 20.04.2020 № 42 «Об образовании Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края и о внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 19.01.2017 № 8 «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края» Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края переименовано в Министерство промышленности и торговли Пермского края.

Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Пермского края в 2019 году субсидии в целях возмещение затрат Получателя, связанных с приобретением оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее – Субсидия) по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета Пермского края 832, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 072012Ц050, вид расходов 811 в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п (пункт 1.1 Соглашения).

Согласно пункту 2.1 Соглашения, размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Пермского края составляет в 2019 году 6 256 319,09 руб.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения получатель субсидии обязуется достигнуть значений показателей результативности, установленных в Соглашении.

В приложении 1 к Соглашению указаны показатели результативности, а именно: количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку, должен быть увеличен на 5 единиц до 31.12.2019; оборот (выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в постоянных ценах на начало и конец года, в котором субъект МСП получил государственную поддержку, должен быть увеличен на 8,53 % до 31.12.2019 (л.д.19).

Пунктом 4.3.3.1 Соглашения установлено, что получатель субсидии обязуется предоставлять Министерству на бумажном носителе подписанный отчет о достижении значений показателей результативности за 4 квартал в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, до момента достижения показателей результативности (приложение 2 к Соглашению) (л.д. 20).

В соответствии с пунктом 5.2.2 Соглашения при недостижении значений показателя результативности использования субсидии, установленного в Соглашении, средства бюджета Пермского края подлежат возврату в бюджет Пермского края.

Платежным поручением от 14.05.<...> подтверждается, что Обществу перечислены денежные средства в сумме 6 256 319,09 руб. (файл «Платежное поручение от 14 05 <...>»).

Получателем субсидии срок предоставления отчета о достижении показателей результативности (далее - Отчет), указанный в пункте 4.3.3.1 Соглашения нарушен, Отчет предоставлен Обществом в Министерство 12.02.2020 (л.д. 21-25).

В связи с некорректностью заполнения Отчета, получателю субсидии направлен запрос от 03.03.2020 № 03-04-06-исх-43 с просьбой предоставить в пятидневный срок уточненный отчет о достижении показателей результативности за 2019 год (л.д. 26-27)

Исправленный Отчет в Министерство не поступал.

На основании представленного Отчета, Министерством выявлено, что Обществом не достигнут показатель результативности использования субсидии - увеличение оборота (выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в постоянных ценах на начало и конец года (далее - увеличение оборота (выручки).

В связи неисполнением Обществом взятых по Соглашению обязательств, Министерство направило ответчику требование от 27.03.2020 № 03-04-06-исх-62 о возврате субсидий в сумме 6 256 319,09 руб. (л.д. 28-30).

Неисполнение требования о возврате указанной суммы субсидии явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ) полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно положениям статьи 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом последствием нецелевого использования бюджетных средств является их изъятие у неисправного получателя.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 № 1325-п утверждена «Экономическая политика и инновационное развитие», целями которой являются: обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики Пермского края; переход к инновационному типу экономического развития.

В целях реализации указанной Программы Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2019 № 705-п утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства».

В целях реализации мероприятия «Снижение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», Постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2017 № 1100-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (далее — Порядок).

Порядок предусматривает предоставление: субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением субъектами МСП оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - субсидия на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования) (пункт 1.2.1 Порядка); субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж оборудования (далее - субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договорам лизинга оборудования) (пункт 1.2.2 Порядка).

Обязанность по контролю за целевым использованием субсидий пунктом 2 Порядка возложена, в том числе, на Министерство.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка результатами предоставления субсидии являются: количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими субсидию. Значение указанного результата предоставления субсидии рассчитывается в соответствии с пунктом 6.5.1 настоящего Порядка и в году предоставления субсидии не может быть менее двух рабочих мест; прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, получивших субсидию. Значение указанного результата предоставления субсидии рассчитывается в соответствии с пунктом 6.5.2 настоящего Порядка и в году предоставления субсидии не может быть менее 2%; увеличение оборота (выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в постоянных ценах на начало и конец года, в котором субъект МСП получил субсидию. Значение указанного результата предоставления субсидии рассчитывается в соответствии с пунктом 6.5.3 настоящего Порядка и в году предоставления субсидии не может быть менее 2%.
Пунктом 6.6 Порядка установлено, что при недостижении значений результатов предоставления субсидии, установленных в Соглашении, средства бюджета Пермского края подлежат возврату в бюджет Пермского края.
Требование о возврате средств бюджета Пермского края в бюджет Пермского края должно быть удовлетворено получателем субсидии в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования (пункт 6.6.2 Порядка).
В случае невыполнения получателем субсидии в установленный срок требования о возврате средств бюджета Пермского края Министерство обеспечивает взыскание средств бюджета Пермского края в судебном порядке (пункт 6.6.3 Порядка).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с условиями Соглашения (пункт 4.3.2) Получатель субсидии обязуется достигнуть значений показателей результативности, установленных в Соглашении.

Согласно приложению 1 к Соглашению, оборот (выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в постоянных ценах на начало и конец года, в котором субъект МСП получил государственную поддержку, должен быть увеличен на 8,53 % до 31.12.2019.

При этом, из представленного Обществом Отчета, Министерством выявлено, что фактически достигнутое значение показателя «увеличение оборота (выручки)» по состоянию на отчетную дату составило минус 10,92 %, что свидетельствует о недостижении показателя «увеличение оборота (выручки)».

Таким образом, Обществом не выполнены требования
пункта 4.3.2 Соглашения, факт их несоблюдения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорен.

Более того, в направленном через систему подачи документов «Мой Арбитр» отзыве ответчик признал исковые требования Министерства в полном объеме, признание иска принято судом.

Объем средств, подлежащих возврату в бюджет Пермского края, рассчитывается в соответствии с пунктом 5.2.2.1 Соглашения по следующей формуле:

V возврата = (1 – Х факт / Х план) * V субсидии, где

V субсидии - размер субсидии, полученной получателем субсидии;

X факт - фактически достигнутое значение показателя результативности, единиц;

X план - плановый показатель результативности, единиц.

Таким образом, учитывая, что показатель «увеличение оборота (выручки)» составил минус 10,92 %, и фактически ответчиком не выполнен, то фактически достигнутое значение показателя результативности равно нулю.

Следовательно, подлежащая возврату сумма субсидии составляет 6 256 319,09 руб. ((1– 0 /8,53) * 6 256 319,09 руб.).

Расчет суммы субсидии судом проверен и признан верным.

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств добровольного возврата полученного гранта, а также с учетом признания иска ответчиком, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Поскольку истец освобождён от уплаты госпошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, а ответчик исковые требования признал в полном объеме, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 30 % от подлежащей уплате
(54 282 руб. * 30 % =16 285 руб.).

Руководствуясь статьями 110, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Исковые требования Министерства промышленности и торговли Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Очерский завод напитков» (ОГРН <***>, ИНН <***>) доход Пермского края субсидию в сумме 6 256 319 руб. 09 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 16 285 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Судья С.В. Торопицин