ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16074/2023 от 30.08.2023 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь                                                                           Дело № А50-16074/2023

«8» сентября 2023 года

Резолютивная часть решения принята 30 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 8 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи В.Ю. Носковой рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (ОГРН 1055901602679, ИНН 5904120484)

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)

о признании недействительным решения от 15.06.2023 № 203S19230011841 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов,  извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее – заявитель, страхователь, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Пенсионный фонд, Фонд, Отделение) о признании недействительным решения Фонда от 15.06.2023 № 203S19230011841 о применении финансовых санкций.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие в его действиях события вмененного правонарушения. По мнению Учреждения, страхователь вправе корректировать ранее представленные индивидуальные сведения, возможность привлечения к ответственности за представление корректирующих сведений отсутствует.

Фонд против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам письменного отзыва. Полагает, что состав вменяемого заявителю правонарушения доказан, процедура проведения проверки соблюдена, а потому основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.

Дело рассматривается судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств (часть 5 статьи 227, статья 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 09.01.2023 Учреждением в Отделение представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, в том числе в отношении Шустовой Т.Л. с отражением периодов работы: 01.01.2022 – 12.01.2022 «ЗГГС», 24.01.2022 – 04.02.2022 – «ЗГГС», 01.03.2022 – 31.12.2022 «ЗГГС», 18.07.2022 – 25.07.2022 «ВРНЕТРУД».

По итогам проверки указанных сведений в отношении названного лица органом контроля выявлены расхождения в части отсутствия сведений о начисленных страховых взносах в феврале 2022 года в отчетности ФНС при наличии информации о страховом стаже в отчетности СЗВ-СТАЖ за 2022 год, СЗВ-М за февраль 2022 года.

18.04.2023 в адрес должника направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствию между представленными страхователем сведениями и сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором Учреждению предложено в пятидневный срок (не позднее 25.04.2023) с момента получения уведомления устранить выявленные расхождения.

25.04.2023 страхователь представил Фонду пояснения, в которых указал на достоверность отражённых в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год данных, отметив, что в периоды с 13.01.2022 по 23.01.2022 и с 05.02.2022 по 28.02.2022 Шустова Т.Л. отстранена от должности.

27.04.2023 страхователем в отношении Шустовой Т.Л. представлена корректировочная форма СЗВ-СТАЖ (СЗВ-КОРР) за 2022 год, в соответствии с которой периоды работы спорного застрахованного лица отражены следующим образом: 01.01.2022 - 12.01.2022 «ЗГГС», 13.01.2022 – 23.01.2022 «НЕОПЛ», 24.01.2022 – 04.02.2022 «ЗГГС», 05.02.2022 – 28.02.2022 «НЕОПЛ», 01.03.2022 – 31.12.2022 «ЗГГС», 18.07.2022 – 25.07.2022 «ВРНЕТРУД», 29.12.2022 – 31.12.2022 «ВРНЕТРУД». 

Поскольку сведения в отношении Шустовой Т.Л. Учреждением в установленный срок (не позднее 25.04.2023) не откорректированы, в отношении Учреждения составлен акт от 05.05.2023 и вынесено решение от 15.06.2023 № 203S19230011841  о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в размере 500 руб.

Считая, что решение Фондаот 15.06.2023 № 203S19230011841 не соответствует законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учёте), Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если не иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктом 37 действовавшей в проверяемом периоде Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

При этом Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения учета сведений в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03.02.2015 № 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 № 310-КГ14-4558, от 07.10.2014 № 302-КГ14-1962, от 30.09.2014 № 310-КГ14-1896.

Из материалов дела следует, что 09.01.2023 Учреждением в Отделение представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, в том числе в отношении Шустовой Т.Л. с отражением периодов работы: 01.01.2022 – 12.01.2022 «ЗГГС», 24.01.2022 – 04.02.2022 – «ЗГГС», 01.03.2022 – 31.12.2022 «ЗГГС», 18.07.2022 – 25.07.2022 «ВРНЕТРУД».

По итогам проверки указанных сведений в отношении названного лица органом контроля выявлены расхождения в части отсутствия сведений о начисленных страховых взносах в феврале 2022 года в отчетности ФНС при наличии информации о страховом стаже в отчетности СЗВ-СТАЖ за 2022 год, СЗВ-М за февраль 2022 года.

Согласно пункту 2.3.26 Порядка заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденного Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п, для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости не указывается, если в графе 11 «Дополнительные сведения» формы указаны, в частности, следующие дополнительные сведения (за исключением случаев, указанных в пункте 2.3.26.1): отпуск без сохранения заработной платы, время простоя по вине работника, неоплачиваемые периоды отстранения от работы (недопущения к работе), неоплачиваемый отпуск до одного года, предоставляемый педагогическим работникам, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, предоставляемый женщинам, работающим в сельской местности, неоплачиваемое время участия в забастовке и другие неоплачиваемые периоды – «НЕОПЛ».

18.04.2023 страхователю по электронным каналам телекоммуникационной связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней. Уведомление получено страхователем 18.04.2023. Таким образом, страхователь обязан был представить сведения в срок не позднее 25.04.2023.

При этом, как следует из уведомления фонда, страхователь в отношении спорного лица не указал неоплачиваемые периоды отстранения от работы в феврале 2022 года.

Из материалов дела следует, что выявленные Отделением расхождения в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год посредством представления корректирующей формы СЗВ-КОРР в отношении ШустовойТ.Л. представлены страхователем 27.04.2022, то есть с нарушением пятидневного срока со дня получения соответствующего уведомления контролирующего органа, соответственно нормативно предусмотренные условия освобождения от ответственности Учреждением не соблюдены.

Учитывая изложенное, содержащиеся в оспариваемом решении выводы о представлении страхователем неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 года в отношении Шустовой Т.Л. являются правомерными.

Доказательств невозможности соблюдения Учреждением требований Закона № 27-ФЗ по устранению выявленных Фондом расхождений в отчетности в нормативно предусмотренные сроки в силу чрезвычайных, объективных обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника как страхователя, на которого нормативно возложены соответствующие обязанности и установлена публичная ответственность за их неисполнение, а равно доказательств принятия своевременных и исчерпывающих мер для соблюдения нормативных положений в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины должника во вмененном ему правонарушении.

Учитывая изложенное, принимая во внимание доказанность вины Учреждения во вмененных ему правонарушениях, вывод Фонда о наличии в действиях (бездействии) должника состава правонарушения ответственность за совершение которого установлена абзацем 4 статьи 17 Закон № 27-ФЗ, является правильным.

Таким образом, решением Отделения от 15.06.2023 № 203S19230011841, должник обоснованно привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ; общий размер примененных штрафов составил 500 рублей.

Расчёт штрафа судом проверен и признан правильным, соответствующим требованиям статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, при определении размера подлежащих взысканию с Общества как страхователя санкций за допущенные нарушения, суд считает необходимым принять во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

При этом Конституционный суд Российской Федерации отметил, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Суд, принимая во внимание вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности наказания, учитывая, что Учреждение неполноту ранее представленных сведений устранило до составления акта проверки, осуществляет социально-значимую деятельность (создаёт рабочие места при ограниченном спросе на трудовые ресурсы), полагает возможным уменьшить размер штрафа, предъявленного Фондом, с 500 руб. до 250 рублей.

Снижение размера финансовой санкции до 250 рублей соответствует характеру допущенного заявителем правонарушения и степени его вины.

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность, судом не установлены. В данном случае снижение штрафа до 250 рублей с учетом смягчающих обстоятельств является достаточной мерой соблюдения прав заявителя. Дальнейшее снижение штрафа может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений.

С учётом изложенного, оспариваемое решение Отделения подлежит признанию недействительным в части привлечения к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа, превышающего 250 руб., как не соответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах, нарушающее права и законные интересы заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Поскольку обе стороны спора от уплаты государственной пошлины освобождены в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), распределение госпошлины судом не производится.

Руководствуясь статьями 168-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (ОГРН 1055901602679, ИНН 5904120484) удовлетворить частично.

2. Признать недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 15.06.2023 № 203S19230011841 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в части привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере, превышающем 250 рублей, в связи с применением обстоятельств, смягчающих публичную ответственность, как не соответствующее законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

3. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                             В.Ю. Носкова