ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16161/15 от 16.09.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

16 сентября 2015 года                                                    Дело №  А50-16161/201 5

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Виноградова А. В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Чусовского городского прокурора к Федеральному государственному унитарному предприятию «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» (ОГРН 1034310502093, ИНН 4306002073) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Чусовской городской прокурор обратился в арбит­ражный суд с заявлением о привлече­нии Федерального государственного унитарного предприятия «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФГУП) к административной ответственно­сти по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Требование заявления мотиви­ровано использованием ответчиком федерального имущества без правовых оснований.

Дело возбуждено в порядке упрощенного производства по правилам    гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Возражений сторонами не заявлено.

От ответчика отзыв на заявление не поступил.

Исследовав представленные дока­зательства, суд приходит к сле­дующим выводам.

16.06.2015 Чусовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения исправительными учреждениями, находящимися на территории Чусовского муниципального района, законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, и порядок его использования.

В ходе указанной проверки выявлен факт использования ФГУП объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ФКУ ИК-10), - помещений, расположенных на I этаже нежилого двухэтажного нежилого здания штаба по адресу: Пермский край, г. Чусовой, пос. Всесвятская, площадью 40,72 кв. м., без надлежаще оформленных документов. Результаты проверки отражены в акте осмотра помещения от 16.06.2015 (л. д. 17-26).

13.07.2015 по итогам проверки Чусовским городским прокурором Останиным В. С. вынесено постановление о возбуждении в отношении ФГУП дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (л. д. 10-12).

Для привлечения ФГУП к ответ­ствен­но­сти по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ напра­вил в арбит­ражный суд заявление с постановлением и прило­женными ма­териалами проверки.

В ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ установлена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, обязанность по оформлению которых лежит на лице, использующем названный объект.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. ст. 296, 297 ГК РФ казенное предприятие, за которыми  имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества; казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

В силу положений ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату имущество во временное владение и пользование или только во временное пользование.

Право реализации полномочий собственника в отношении федерального имущества возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, его территориальные органы (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).

Из материалов дела следует, что здание штаба (инв. № 5011, лит. Р), назначение нежилое, двухэтажное, общей площадью 557,8 кв. м., по адресу: Пермский край, Чусовской район, п/о Скальный-2, территория ФГУИК-10, является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФКУ ИК-10, что подтверждается имеющимися в деле копиями свидетельств о государственной регистрации права от 03.09.2009 серии 59 ББ № 121292, от 07.10.2010 серии 59 ББ № 768584 (л. д. 27-28).

На основании заключенного с ФКУ ИК-10 договора безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленным на праве оперативного управления за ИУ от 31.12.2014 № 277 (далее – Договор,   л. д. 29-36) ответчику передано в безвозмездное пользование часть помещения площадью 20,0 кв. м., находящейся в здании/помещении штаба, являющейся магазином для отоваривания осужденных в помещении общей площадью 61,89 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Чусовской район, пос. Всесвятская (для использования в целях обеспечения прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости).

Однако проверяющими установлено, что ответчик фактически использует под размещение магазина помещения I этажа здания по указанному адресу (номера на поэтажном плане №№ 11, 12), площадью 60,72 кв. м. Помещения площадью свыше 20,0 кв. м. по Договору ответчику не передавались.

Фактическое использование указанных нежилых помещений, общей площадью 40,72 кв. м., находящихся в федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов подтверждается имеющимися в деле актом осмотра помещения от 16.06.2015 и приложенными к нему фотоматериалами, объяснениями заместителя начальника ФКУ ИК-10 Редлер Ж.А. (л. д. 37-38).

В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку в ходе рассмотрения дела, ответчик не представил каких-либо возражений относительно вменяемого административного правонарушения, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о доказанности совершения ответчиком вменяемого ему административного правонарушения, поскольку любое использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника (без надлежаще оформленных документов) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ. Вина ФГУП в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области использования федеральной собственности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Содержание постановления о возбуждении дела об адми­нистративном правона­рушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с 17.06.2015, не истек. Нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Обстоятельств, отягчающих либо ис­ключающих ответственность, судом не установлено.

Вследствие изложенного, суд считает требования заявления подлежа­щими удовлетворению.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П (абз. 6 п. 5) принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В Постановлении от 25.02.2014 № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Конституционный Суд Российской Федерации установил, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. ч. 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Оценивая роль ответчика в совершении правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств причинения ущерба обществу и третьим лицам в результате совершенного правонарушения, учитывая при определении наказания в качестве смягчающего от­ветственность обстоятельства совершение ответчиком правонарушения дан­ного вида впервые, суд приходит к выводу о том, что в данном случае привлечение ответчика к ответственности в виде наложения административного штрафа в минимальном размере санкции, установленной   ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, – 20000 руб., не будет отвечать конституционным принципам соразмерности и справедливости наказания, учитывая специфику деятельности ответчика, его социальную значимость, полагает возможным снизить размер административного штрафа до 10000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» (ОГРН 1034310502093, ИНН 4306002073, адрес (место нахождения) – 613334, Кировская область, Верхошижемский район, д. Калачиги, ул. Школьная, д. 2б) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10000 рублей 00 копеек.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель – УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края), банк получателя: Отделение Пермь г. Пермь, БИК 045773001, ИНН 5902293266, КПП 590201001, расчетный счет 40101810700000010003, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 57701000.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­вод­ства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                           А.В. Виноградов