ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16201/10 от 18.10.2010 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

г. Пермь

21 октября 2010 г. Дело № А50-16201/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 21 октября 2010 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: Судьи Мухитовой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Мухитовой Е.М.

  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Свердловского района г. Перми

к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – ИП ФИО1

о привлечении к административной ответственности

при участии:

  от заявителя: ФИО2, сл. удостоверение ТО № 064203;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представитель заявителя требования заявления о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ поддержал.

Ответчик извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени судебного разбирательства на сайте Арбитражного суда Пермского края, в судебное заседание не явился, отзыв не представил. В порядке ст.156, 205 АПК РФ неявка ответчика не препятствует рассмотрению спора в его отсутствие.

Заслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН <***>, о чем представлена выписка из ЕГРИП (л.д. 38).

В период с 17.08.2010 г. по 25.08.2010 г. прокуратурой Свердловского района г.Перми была проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования в деятельности ИП ФИО1

В ходе проверки заявителем установлено, чтоИП ФИО1 в трехкомнатной квартире по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 46/1–25, организовала дошкольное образовательное учреждение, а именно: прием, пребывание, воспитание и развитие детей в возрасте от 1 года 2 мес. до 4-х лет.

На момент проверки в помещении квартиры по адресу: <...>, присутствовало 10 детей, в возрасте 1 года 2 мес. до 4-х лет. В данной квартире организовано питание детей, дневной сон, проведение занятий (развитие речи, математика, музыка), игры, прогулки.

Из Акта проведения проверки соблюдения законов в сфере дошкольного образования от 20.08.2010 г., следует, что помещение квартиры состоит из трех комнат. Первая комната является спальней, в ней находится двуспальная кровать и два детских манежа, рассчитанные на детей младшего возраста. Во второй комнате (гостиная) имеются диван, раскладное кресло, на полу лежит два ковра, на которых сидят и играют дети, детские горшки и игрушки. В третьей комнате (детская) имеются раскладной диван и детские игрушки. На кухне имеются кухонный стол, на котором стоит детская посуда, три стула, в кухонных шкафах находится детская посуда. На холодильнике имеются записки, на которых ведется учет посещаемости детей (л.д. 7-9). Указанные в акте обстоятельства подтверждаются приложенной к нему фототаблицей (л.д. 10-18).

26.08.2010 г. заявителем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия ИП ФИО1 квалифицированы как административное правонарушение по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д. 32-36), направленное в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, что соответствует положениям части 1 статьи 28.8 Кодекса.

ИП ФИО1 копию постановления получила, с процессуальными правами ознакомлена, о чем имеется подпись в соответствующих разделах. В объяснениях пояснила, что с постановлением не согласна (л.д. 36).

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательный уровней (образовательных цензов).

Согласно требованиям ч. 11 ст. 28 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательная деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций подлежит лицензированию.

Из положений пункта 1 статьи 12 данного Закона следует, что образовательный процесс - это реализация одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 8 данного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

При этом согласно п. 6 ст. 33 Закона право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

В соответствии с п. 4, 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

При квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ необходимо исходить из того, что лицензирование - это мероприятие, связанное с предоставлением лицензии и дальнейшим контролем за соблюдением лицензиатом соответствующих требований и условий.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в трехкомнатной квартире по адресу: <...>/1-25 ИП ФИО1 оказывались услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

Услуги оказываются на основании заключенных договоров о предоставлении места в частном детском саду, за оказанные услуги взимались денежные средства в сумме 7000 руб. (л.д. 23-26).

С родителями ИП ФИО1 заключала типовые договоры о предоставлении места в частном детском саду, а также о предоставлении места в частной квартире, работы няни, из которых следует, что обязана проводить образовательный процесс ребенка в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования РФ; проводить педагогическую пропаганду и ознакомление родителей с новыми программами, технологиями, направлениями в работе с детьми; обеспечивать качественное питание ребенка в соответствии с действующими нормами; создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития способностей ребенка; соблюдать установленные санитарно-гигиенические нормы, правила и требования; нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его нахождения в частном саду. (п. 2.1, 2.3 Договора).

В материалах дела также имеется график посещаемости за август (л.д. 27).

Из объяснений ИП ФИО3 следует, что квартире по адресу: <...>/1-25 ею организовано ежедневное пребывание детей, кроме субботы и воскресения, обучение, уход. С детьми занимается сама, иногда просит посидеть ее знакомую ФИО4, которая имеет педагогическое образование. Сама она имеет средне-специальное педагогическое образование. Каких – либо договоров с ФИО4 не заключала. Работает с детьми в возрасте от двух до пяти лет. Родители детей приводят с 07 часов, затем дети завтракают, занимаются, гуляют, обедают, спят и т.д. до 17 часов. В настоящее время занимается воспитанием 10 детей. Напечатанных программ у нее нет, работает с детьми при помощи литературы по дошкольному образованию. (л.д. 21-22).

В Законе об образовании указаны формы образовательной деятельности, которые не подлежат лицензированию. В пункте 2 статьи 48 Закона об образовании установлено, что не подлежит лицензированию индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. При этом, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ (пункт 1 статьи 48 Закона об образовании).

Из анализа указанных норм, следует, что обязательному лицензированию подлежит деятельность образовательного учреждения, являющегося юридическим лицом, по предоставлению образовательных услуг дошкольного учреждения по соответствующей образовательной программе.

В соответствии с ч. 1-4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что данная деятельность не соответствуют критериям образовательной деятельности и фактически является деятельностью по содержанию детей, которая в отличие от образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию; такая деятельность может быть признана оказанием на дому услуг няни, что не относится к образовательным услугам, а использование при содержании детей отдельных элементов соответствующих образовательных программ обучения не свидетельствуют о том, что данная деятельность является образовательной.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. ст. 65, 68, 205 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по вышеуказанным правилам, суд считает, что факт осуществления предпринимателем образовательной деятельности материалами дела не подтвержден.

Достоверных доказательств, свидетельствующих об оказании предпринимателем образовательных услуг, в деле не имеется, суду прокурором в нарушение ст. 65, 205 АПК РФ не представлено.

Имеющиеся в материалах дела объяснения предпринимателя не подтверждают однозначно факт осуществления предпринимателем образовательных услуг, из содержания договоров с родителями следует, что предпринимателем оказывались услуги по пребыванию ребенка, а не образовательный процесс.

Из материалов дела также следует, что квартире по адресу: <...>, осуществляется пребывание детей в возрасте от 1 года 2 мес. до 4-х лет, а не образовательная деятельность, доказательств иного заявителем не представлено.

Таким образом, наличие в действиях предпринимателя события вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтверждено, в связи с чем основания для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности отсутствуют.

Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Представленное заявителем постановление о возбуждении дела об административ­ном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности не пропущен (ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассмотрев в соответствии со ст. 71 АПК РФ, представленные в дело материалы, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем осуществленияИП ФИО1 образовательной деятельности, оснований для привлечения ИП ФИО1 к ответственности за осуществление указанной деятельности не имеется, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Е.М. Мухитова