ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16414/08 от 04.12.2008 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

08 декабря 2008г. № дела А50–16414/2008-А1

Резолютивная часть объявлена 04 декабря 2008г.

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2008г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Щеголихиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ИФНС России по Свердловскому району г. Перми

к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю Аблекимову Владиславу Эдгемовичу,

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Седлов А.П. (доверенность от 24.09.2008г., паспорт 57 05 886362),

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

ИФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аблекимова В.Э. к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Представитель налогового органа в судебном заседании заявленные требования поддержал, считает, что процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Предприниматель Аблекимов В.Э., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явился, отзыв на заявление не представил.

В порядке ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее:

Аблекимов В.Э. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 304590222400081 (л.д.17).

16.10.2008г. должностными лицами ИФНС России по Свердловскому району г. Перми проведена проверка субъектов предпринимательства, осуществляющих за наличный расчет продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проверкой установлено, что в кафе «Рица», расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Куйбышева, 147, ИП Аблекимов В.Э. осуществляет розничную торговлю следующей алкогольной продукции:

- водка «Лед» (ICE), дата розлива – 12.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб.,

- водка «Градус», дата розлива – 16.09.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб.,

- коньяк «Российский» пять звездочек, дата розлива – 19.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 2 бутылок, по цене 550 руб.,

- Армянский коньяк «Арменалко», дата розлива – 10.04.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 900 руб.,

- Армянский коньяк 5 звезд, дата розлива – 12.02.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 700 руб., - без сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных (далее по тексту – ТТН), справок к ТТН (на продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации), справок к грузовой таможенной декларации (далее по тексту – ГТД) на продукцию импортного производства, что отражено в акте № АЛКО-409228/22 от 16.10.2008г., составленном по результатам проверки (л.д.12).

В этот же день на указанную алкогольную продукцию был наложен арест (л.д.15).

Полагая, что Аблекимовым В.Э. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, должностным лицом ИФНС России Свердловскому району г. Перми 21.10.2008г. составлен протокол № 492 об административном правонарушении (л.д.10). Протокол составлен в присутствии предпринимателя Аблекимова В.Э.

В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст.10.2 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

При этом алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеуказанных сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (п.2 ст.10.2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается наличие в действиях Аблекимова В.Э. вменяемого ему состава правонарушения, которое выразилось в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при отсутствии сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной, справок к ТТН на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, справок к ГТД на алкогольную продукцию импортного производства.

Бармен кафе «Рица» Мугинова Д.Р. по факту выявленного нарушения пояснила, что все документы, в том числе лицензии и товаросопроводительные документы, находятся у предпринимателя Аблекимова В.Э. (л.д.14).

Как свидетельствуют материалы дела, проверка 16.10.2008г. проводилась административным органом в присутствии Аблекимова В.Э. Документов, подтверждающих легальность оборота спорной алкогольной продукции, ответчиком ни проверяющему органу в ходе проверки, ни суду представлено не было.

С учетом изложенного, в действиях ИП Аблекимова В.Э. имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Однако суд принимает во внимание то обстоятельство, что налоговый орган в силу действующего законодательства не является органом, уполномоченным контролировать розничную реализацию алкогольной продукции. При этом суд исходит из следующего.

Согласно п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена ч.ч.1 и 2 ст.14.16 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

В соответствии со ст.23 Закона № 171-ФЗ государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пунктом 1 Положения «О федеральной налоговой службе Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (далее по тексту – ФНС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Пределы предоставленной налоговым органам компетенции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлены п.п.5.1.2, 5.1.3 названного Положения (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.08.2006 № 479), согласно которым ФНС осуществляет контроль и надзор за:

- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Подпунктом 4 п.6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам № 783 от 16.10.2000, утратившего свою силу с изданием Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, прямо было предусмотрено, что к числу основных задач указанного Министерства отнесено осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Министерство осуществляло в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивало контроль за соблюдением условий указанной деятельности (п/п.15 п.7 Положения № 783 от 16.10.2000).

В настоящее время, согласно п.10 ст.18 Закона № 171-ФЗ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст.7 настоящего Федерального закона.

В силу ст.7 Закона № 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством.

Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляет Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

Так, пунктом 3.14.3 Положения о Министерстве развития торговли и предпринимательства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2006 № 102-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 24.08.2007 № 189-п), установлено, что одной из функций Министерства является осуществление полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края. Пунктом 3.17.1 названного Положения прямо предусмотрено, что Министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Следовательно, учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении налоговый орган не обладал полномочиями по контролю в области розничной продажи алкогольной продукции.

Кроме того, как следует из материалов дела, при проведении проверки сотрудником налогового органа лично была осуществлена проверочная закупка алкогольной продукции в кафе «Рица», где ИП Аблекимов В.Э. осуществляет предпринимательскую деятельность. Данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом проверочной закупки от 16.10.2008г. (л.д.13).

Между тем проверочная закупка в силу ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту – Закон № 144-ФЗ) является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст.13 Закона № 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Таким образом, судом в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не принимается в качестве доказательства по делу протокол проверочной закупки от 16.10.2008г., которым подтвержден факт розничной продажи предпринимателем Аблекимовым В.Э. алкогольной продукции.

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при выявлении в судебном заседании факта составления протокола об административном правонарушении неправомочными лицами суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования удовлетворению не подлежат, в соответствии с п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ изъятая у ИП Аблекимова В.Э. на основании протокола наложения ареста от 16.10.2008г. алкогольная продукция, а именно: водка «Лед» (ICE), дата розлива – 12.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., водка «Градус», дата розлива – 16.09.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., коньяк «Российский» пять звездочек, дата розлива – 19.08.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 2 бутылок, по цене 550 руб., Армянский коньяк «Арменалко», дата розлива – 10.04.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 900 руб., Армянский коньяк 5 звезд, дата розлива – 12.02.2008г., емкостью 0,5 л, в количестве 1 бутылки, по цене 700 руб., - подлежит передаче для уничтожения. В связи с этим ИФНС России по Свердловскому району необходимо принять меры по уничтожению в установленном порядке указанной алкогольной продукции.

Руководствуясь ст.ст.168-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.