Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
23 ноября 2016 года Дело № А50-16495/2016
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело заявлению
Ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», ТСЖ «Комсомольский проспект 94», ТСЖ «Комсомольский проспект-77», ТСЖ «Куйбышева 86», ТСЖ «Максима Горького, 65», ТСЖ «Авиатор», ТСЖ «Комсомольский проспект-71», ТСЖ «Комсомольский проспект, 86», ТСЖ «Эльсинор», ТСЖ «Героев Хасана-32», ТСЖ «Желябова, 16», ТСЖ «Норильская, 15», ЖСК-28, ТСЖ «Мира, 11», ТСЖ «Тургенева, 35а», ТСЖ «Звезда-54», ТСЖ «Беляева, 8», ЖК «Екатерининская 98», ТСЖ «Весна», ТСЖ «Нейвинская, 10а», ТСЖ «Курчатова, 1а», ТСН «Макаренко, 44», ТСЖ «Покровские ворота», ТСЖ «Дом на Уинской», ЖСК № 48, ТСЖ «Толбухина 15, 17», ТСЖ «Курчатова, 16», ТСЖ «Добролюбова 1», ЖСК № 47, ТСЖ «Сирень», ТСЖ «Юрша 80», ТСЖ «Ленина, 96», ТСЖ «Качаловский», ТСЖ «Юрша 56», ТСЖ «Трио», ТСЖ «Янаульская-36», ТСЖ «Компрос 55», ТСЖ «Луначарского, 131», ТСН «Камышловская, 21», ТСЖ «Куйбышева-80», ООО «Межрегиональная энергетическая компания», ТСЖ «Заостровка»
к администрации города Перми, Главе администрации города Перми
о признании незаконными действий, решений
третьи лица: прокуратура Пермского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, публичное акционерное общество «Т Плюс», общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания», Министерство энергетики Российской Федерации, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: ФИО1 – представитель по доверенностям от 11.10.2016, 01.10.2015, 07.01.2016, 11.01.2016, 07.02.2016, 15.02.2016, 19.02.2016, 13.07.2016, 30.07.2016, 19.08.2016, 11.10.2016, предъявлен паспорт; ФИО2 – председатель правления ТСЖ «Комсомольский проспект-77», предъявлен паспорт;
от ООО «МЭК»: ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2016 №1, предъявлен паспорт;
от ТСЖ «Комсомольский проспект-77», ТСЖ «Комсомольский проспект, 86», ТСЖ «Эльсинор», ТСЖ «Комсомольский проспект-71», ТСЖ «Куйбышева 86»: ФИО4 – представитель по доверенностям от 17.11.2015, 30.11.2015, 26.01.2016, 19.02.2016, 13.07.2016, предъявлен паспорт;
от ТСЖ «Комсомольский проспект-70»: ФИО5 – представитель по доверенности от 28.06.2016 № 8, предъявлено удостоверение адвоката;
от ТСЖ «Максима Горького, 65»: ФИО6, предъявлен паспорт;
от администрации г. Перми, Главе администрации г. Перми: ФИО7 – представитель по доверенности от 30.08.2016 № СЭД-01-44-186, предъявлено служебное удостоверение;
от Минэнерго России: ФИО8 – представитель по доверенности от 09.09.2014 № АН-9922/03, предъявлено служебное удостоверение;
от Департамента ЖКХ: ФИО9 – представитель по доверенности от 04.10.2016 № СЭД-04-02-33-9, предъявлен паспорт; ФИО10 – представитель по доверенности от 01.02.2016 № СЭД-04-02-34-13, предъявлено служебное удостоверение;
от прокуратуры Пермского края: ФИО11 – представитель по доверенности от 03.11.2016, предъявлено служебное удостоверение;
от ПАО «Т Плюс»: ФИО12 – представитель по доверенности от 15.01.2016 № 274, предъявлен паспорт;
от ООО «ПСК»: ФИО13 – представитель по доверенности от 24.11.2015, предъявлен паспорт; ФИО14 – представитель по доверенности от 04.03.2016 № 211, предъявлен паспорт.
Ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», ТСЖ «Комсомольский проспект 94», ТСЖ «Комсомольский проспект-77», ТСЖ «Куйбышева 86», ТСЖ «Максима Горького, 65», ТСЖ «Авиатор», ТСЖ «Комсомольский проспект-71», ТСЖ «Комсомольский проспект, 86», ТСЖ «Эльсинор», ТСЖ «Героев Хасана-32», ТСЖ «Желябова, 16», ТСЖ «Норильская, 15», ЖСК-28, ТСЖ «Мира, 11», ТСЖ «Тургенева, 35а», ТСЖ «Звезда-54», ТСЖ «Беляева, 8», ЖК «Екатерининская 98», ТСЖ «Весна», ТСЖ «Нейвинская, 10а», ТСЖ «Курчатова, 1а», ТСН «Макаренко, 44», ТСЖ «Покровские ворота», ТСЖ «Дом на Уинской», ЖСК № 48, ТСЖ «Толбухина 15, 17», ТСЖ «Курчатова, 16», ТСЖ «Добролюбова 1», ЖСК № 47, ТСЖ «Сирень», ТСЖ «Юрша 80», ТСЖ «Ленина, 96», ТСЖ «Качаловский», ТСЖ «Юрша 56», ТСЖ «Трио», ТСЖ «Янаульская-36», ТСЖ «Компрос 55», ТСЖ «Луначарского, 131», ТСН «Камышловская, 21», ТСЖ «Куйбышева-80», ООО «Межрегиональная энергетическая компания», ТСЖ «Заостровка» (далее - заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (решения) главы администрации города Перми о направлении проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России); признании недействительным приказа Минэнерго России от 20.05.2016 № 430 об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года; признании незаконным решения администрации города Перми и Минэнерго России об определении в качестве единой теплоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания», принятого в составе актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года.
Определением суда от 15.09.2016 требования заявителей о признании недействительным приказа Минэнерго России от 20.05.2016 № 430 об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года, о признании незаконным решения Минэнерго России об определении в качестве единой теплоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания», принятого в составе актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года, выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
В обоснование требования о признании незаконным действия (решения) главы администрации города Перми о направлении проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года для утверждения в Минэнерго России заявители ссылаются на несоответствие указанных действий (решения) пп. 12-14, 17, 18, 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, указывают, что публичные слушания по вопросу утверждения схемы теплоснабжения г. Перми на период до 2032 года не проводились как таковые и, соответственно, их результаты не могли быть учтены администрацией и Минэнерго России при ее утверждении. Как отмечают заявители, публичные слушания проведены 15.04.2016 по вопросу об актуализации схемы теплоснабжения г. Перми на 2017 год. Фактически на утверждение в Минэнерго России 14.04.2016 была направлена новая схема теплоснабжения на период 2016-2032 годы, утвержденная только 20.05.2016. В обоснование требования о признании незаконным решения администрации города Перми об определении в качестве единой теплоснабжающей организации ООО «Пермская сетевая компания», принятого в составе актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года, заявители указывают, что при актуализации схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года нарушен порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, установленный пунктами 3-5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, пунктом 24 Требований к порядку разработки и утверждения схемтеплоснабжения. Также заявители ссылаются на нарушение оспариваемыми действиями (решениями) их прав и законных интересов, указывают, что администрацией города Перми и ее Главой не обеспечен учет замечаний и предложений, поступивших в ходе публичных слушаний по проекту актуализированной схемы теплоснабжения на 2017 год, в том числе от заявителей; сами публичные слушания организованы с нарушениями правовых норм; содержание актуализированной схемы теплоснабжения на 2017 год не отражает действительное состояние системы теплоснабжения г. Перми в части источников ВК-1 и ВК-5; присвоение ООО «ПСК» статуса ЕТО приведет к росту платы за отопление и ГВС для жителей многоквартирных домов, в настоящее время получающих тепловую энергию от ПАО «Т Плюс».
Администрация города Перми с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, ссылается на соблюдение администрацией в рамках предоставленных ей полномочий всех требований, установленных законодательством по разработке и актуализации схемы теплоснабжения (т.9 л.д.52-59).
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми поддерживает правовую позицию администрации города Перми, считает, что оспариваемые заявителями действия администрации города Перми и ее Главы и правовые документы подготовлены в соответствии с действующим законодательством и не наносят заявителям ущерб в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокуратура города Перми считает, что при утверждении схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года и присвоении ООО «ПСК» статуса единой теплоснабжающей организации администрацией города Перми были нарушены пп. 13, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения и положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, о чем представлен отзыв на заявление (т.9 л.д.118-121).
ООО «Пермская сетевая компания» с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в возражениях на заявление и дополнениях к ним, считает требования заявителей необоснованными и неподлежащими удовлетворению, отмечает, что, утверждая актуализированную схему теплоснабжения города Перми на период до 2032 года и принимая соответствующие решения в процессе ее разработки, администрация города Перми и Глава администрации города Перми действовали строго в соответствии с нормативными правовыми актами и в интересах потребителей города Перми. Также указывает, что статус ЕТО был присвоен ООО «ПСК» при утверждении приказа Минэнерго России от 26.06.2015 № 414, процедура присвоения ООО «ПСК» статуса ЕТО строго соответствовала требованиям действующего законодательства, основания для выбора иной ЕТО в период разработки и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения в 2016 году отсутствовали, администрация города Перми не является органом, уполномоченным на принятие решения о выборе ЕТО, и такого решения при актуализации схемы теплоснабжения в 2016 году фактически не принимала (т.9 л.д.68-72, 130-132).
Минэнерго России с требованиями заявителем не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указывает, что действия администрации горда Перми соответствуют требованиям законодательства РФ, ссылки заявителей на то, что администрацией г. Перми не проводились публичные слушания, носят необоснованный характер, их проведение подтверждается представленными доказательствами. Также отмечает, что включение в проект актуализации схемы теплоснабжения сведений о выборе ООО «ПСК» в качестве ЕТО в полной мере соответствует законодательству РФ и обусловлен нормативными требованиями. Кроме тогоМинэнерго России обращает внимание суда на тот факт, что заявителями не приведено каких-либо обоснований нарушения оспариваемыми действиями своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, равно как и не обоснованы пути восстановления нарушенных прав (т.9 л.д.73-77).
Публичное акционерное общество «Т Плюс» считает требования заявителей необоснованными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на заявление, указывает, что процедурных нарушений при разработке и утверждении актуализированной схемы допущено не было, решение о присвоении ООО «Пермская сетевая компания» статуса ЕТО принято в полном соответствии с действующим законодательством, ООО «Межрегиональная энергетическая компания» необоснованно заявляет о незаконности решения о выводе из эксплуатации ВК-1, заявители необоснованно утверждают, что вывод из эксплуатации ВК-1 и ВК-5 приведет к нарушению надежности теплоснабжения потребителей.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
24.12.2015 на официальном сайте администрации города Перми размещено уведомление о начале проведения процедуры актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год.
19.01.2016 в текст вышеуказанного уведомления внесены изменения в части окончания приема предложений – до 1 марта 2016.
03.03.2016 на официальном сайте администрации города Перми размещен проект схемы теплоснабжения.
16.03.2016 на официальном сайте администрации города Перми была размещена информация о проведении публичных слушаний по теме «Актуализация схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год», а также о сроке сбора замечаний и предложений.
12.04.2016 организационным комитетом администрации города Перми подготовлено заключение по результатам проведения публичных слушаний, размещенное на официальном сайте муниципального образования город Пермь 14.04.2016.
14.04.2016 проект актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года направлен главой администрации города Перми в Министерство энергетики РФ для утверждения (письмо от 14.04.2016 № СЭД-01-61-346).
20.05.2016 Министерством энергетики РФ издан приказ № 430 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года» (т.1 л.д.27).
Заявители, полагая, что действия (решение) главы администрации города Перми о направлении проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года для утверждения в Минэнерго России и решение администрации города Перми об определении в качестве единой теплоснабжающей организации ООО «Пермская сетевая компания», не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с требованиями о признании указанных действий (решения) незаконными.
Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статей 9, 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В силу ч. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Частью 1 статьи 3 Закона № 190 установлены общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения, к которыми, в том числе являются: обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей (ч. 2 ст. 3 настоящего Закона).
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных; иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (ч. 3 ст. 23 Закона).
При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая показателями, указанными в ч. 5 ст. 23 Закона № 190-ФЗ.
В системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях (ч. 6 ст. 23 Закона № 190-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 23 Закона № 190-ФЗ одними из обязательных критериев принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения потребителей и минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определены ст. 6 Закона № 190, к которым в том числе относится: согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации (ч. 1 ст. 6 Закона).
В силу п. 11 ч. 2 ст. 4 Закона № 190-ФЗ утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, является полномочием федерального органа исполнительной власти уполномоченного на реализации государственной политики в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008, Минэнерго РФ осуществляет утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Постановлением Правительства Российской Федерации N 154 от 22 февраля 2012 года утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (далее – Требования к схемам теплоснабжения, Требования к порядку разработки схем).
Пунктом 1 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что схемы теплоснабжения разрабатываются в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно пункту 2 Требований к порядку разработки схем проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
Согласно пункту 22 Требований к порядку разработки схем Схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.
При этом, в числе указанных в данной норме сведений отсутствует период, на который утверждается схема.
Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (п. 23 настоящих Требований).
Пунктом 12 Требований к порядку разработки схем теплоснабжения предусмотрено, что рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.
В силу пункта 13 Требований к порядку разработки схем теплоснабжения публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.
Согласно пункту 14 Требований к порядку разработки схем уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний.
Пунктом 17 Требований к порядку разработки схем теплоснабжения установлено, что глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений: а) утверждает схему теплоснабжения; б) направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утверждения проект схемы теплоснабжения в электронной форме, а также протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту (для поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, городов федерального значения); в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 18 Требований к порядку разработки схем теплоснабжения уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 30 календарных дней с даты получения проекта схемы теплоснабжения проводит ее экспертизу с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту и принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения или о возврате ее на доработку.
В соответствии с п. 24 Требований к порядку разработки схемы уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
Как следует из материалов дела, 24.12.2015 на официальном сайте администрации города Перми размещено уведомление о начале проведения процедуры по вопросу актуализации схемы теплоснабжения г. Перми на 2017.
Публичные слушания по теме «Актуализация схемы теплоснабжения города Перми на 2017» проведены 05.06.2016. В Минэнерго РФ письмом от 14.04.2016 для утверждения направлен проект актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2016 № 430 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Перми на период до 2032 года.
Таким образом, фактически администрацией были проведены публичные слушания по вопросу актуализации на 2017 год схемы теплоснабжения, утвержденной на период до 2030 года, публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года не проводились, в Минэнерго РФ для утверждения направлена новая схема теплоснабжения на период до 2032 года, актуализация которой, в свою очередь, осуществлена только 20.05.2016, что не соответствует вышеприведенным положениям Требований к порядку разработки схемы теплоснабжения.
Вместе с тем, публичные слушания по вопросу об актуализации схемы теплоснабжения проведены 05.04.2016, однако срок для направления замечаний и предложений по проекту схемы установлен постановлением Главы г. Перми по 06.04.2016. Следовательно, публичные слушания проведены раньше срока, установленного для сбора замечаний и предложений по проекту актуализации схемы теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти был направлен 14.04.2016, то есть в срок, превышающей 7 календарных дней с момента окончания публичных слушаний (05.04.2016), что привело к нарушению срока актуализация схемы теплоснабжения (не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема).
Доводы администрации и ООО «ПСК» о том, что датой завершения публичных слушаний является 12.04.2016, когда было подготовлено заключение по результатам публичных слушаний, суд считает необоснованными как несоответствующие закону.
В силу положений ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.
Вышеуказанное свидетельствует о нарушении заинтересованными лицами Требований к порядку разработки схем теплоснабжения и о нарушениях прав заявителей.
При данных обстоятельствах, требования заявителей об оспаривании действий главы администрации города Перми по направлению проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Относительно требований заявителей о признании незаконным решения администрации города Перми об определении в качестве единой теплоснабжающей организации ООО «ПСК», принятого в составе проекта актуализированной схемы теплоснабжения горда Перми на период до 2032 года суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
При актуализации схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года ООО «ПСК» установлен статус единой теплоснабжающей организации на основании заявки организации от 07.04.2015 в зоне действия теплоисточников ТЭЦ-6, ВК-3, ТЭЦ-9, ТЭЦ-13, ВК-5, ВК-2, ВК-20, ВК Кислотные Дачи, ВК Молодежный, ВК Левшино, ВК ПДК, ВК Заозерье, ВК Запруд, ВК ФИО15, ВК Банная гора, ВК ДИПИ, ВК Каменского, ВК Пышминская, ВК Подснежник, ВК Брикетная, ВК Гор. Больница, ВК Вышка 1, ВК Новые Ляды, ВК Искра. Проект актуализированной схемы теплоснабжения на 2017 год был опубликован 03.03.2016.
Как уже было приведено судом, п. 22 Требований к порядку разработки схем теплоснабжения определены сведения, в отношении которых проводится ежегодная актуализация схемы теплоснабжения. В их числе отсутствует указание на возможность в ходе актуализации присваивать статус единой теплоснабжающей организации.
Пунктом 24 названных Требований установлено, что предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
Пунктами 3, 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии. Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Как следует из раздела 8 актуализированной схемы теплоснабжения города Перми до 2032 года, ООО «ПСК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на основании заявки организации.
Однако надлежащих доказательств, подтверждающих подачу ООО «ПСК» в установленный срок заявки на присвоение ей статуса единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения г. Перми до 2032 года, и, как следствие, обосновывающих схему теплоснабжения в указанной части, в материалы дела не представлено, также как и доказательств, позволяющих администрации города Перми указать ООО «ПСК» в качестве единой теплоснабжающей организации в проекте схемы теплоснабжения по заявке, поданной 04 апреля 2015.
Таким образом, соответствующее предложение от ООО «ПСК» не подавалось и не подлежало рассмотрению администрацией г. Перми при разработке и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения г. Перми.
Данные действия приводят к нарушению прав заявителей и впоследствии конечных потребителей по установлению размера платы за отопление. Возможность нарушения прав потребителей в результате действий ООО "ПСК", связанных с изменением схем теплоснабжения и влекущих необоснованное увеличение стоимости тепловой энергии, установлена антимонопольным органом, законность и обоснованность решения которого подтверждены в судебном порядке (дело N А50-13584/2009, N А50-16472/2012).
Поскольку Администрация г. Перми в нарушение вышеуказанных Требований к порядку разработки схем теплоснабжения определила в составе проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года в качестве единой теплоснабжающей организации общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания", оспариваемые решение администрации подлежит признанию судом незаконным.
Кроме того, в процессе актуализации схемы теплоснабжения на 2017 г. с 2016 года (момента утверждения) из схемы выводятся теплоисточники ВК-1 и ВК-5.
В соответствии с ч. 1, 5, 6 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями: 1) резервирование системы теплоснабжения; 2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом; 3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом. В системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях.
В соответствии с п. 4, 6, 7 Требований к схемам теплоснабжения в схему теплоснабжения включаются, в том числе следующие разделы: б) раздел 2 «Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей; в) раздел 3 «Перспективные балансы теплоносителя».
Раздел 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» содержит, в том числе: б) описание существующих и перспективных зон действия систем теплоснабжения и источников тепловой энергии; г) перспективные балансы тепловой мощности и тепловой нагрузки в перспективных зонах действия источников тепловой энергии, в том числе работающих на единую тепловую сеть, на каждом этапе.
Перспективные балансы тепловой мощности и тепловой нагрузки в каждой системе теплоснабжения и зоне действия источников тепловой энергии определяют, в том числе: а) существующие и перспективные значения установленной тепловой мощности основного оборудования источника (источников) тепловой энергии; б) существующие и перспективные технические ограничения на использование установленной тепловой мощности и значения располагаемой мощности основного оборудования источников тепловой энергии; г) значения существующей и перспективной тепловой мощности источников тепловой энергии нетто; д) значения существующих и перспективных потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям, включая потери тепловой энергии в тепловых сетях теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов и потери теплоносителя, с указанием затрат теплоносителя на компенсацию этих потерь; ж) значения существующей и перспективной резервной тепловой мощности источников теплоснабжения, в том числе источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и источников тепловой энергии теплоснабжающих организаций, с выделением аварийного резерва и резерва по договорам на поддержание резервной тепловой мощности; з) "значения существующей и перспективной тепловой нагрузки потребителей, устанавливаемые по договорам теплоснабжения, договорам на поддержание резервной тепловой мощности, долгосрочным договорам теплоснабжения, в соответствии с которыми цена определяется по соглашению сторон, и по долгосрочным договорам, в отношении которых установлен долгосрочный тариф.
Согласно п. 18, 46, 47 Требований к схемам теплоснабжения глава 9 «Оценка надежности теплоснабжения ", обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения, являющихся ее неотъемлемой частью, содержит обоснование: а) перспективных показателей надежности, определяемых числом нарушений в подаче тепловой энергии; б) перспективных показателей, определяемых приведенной продолжительностью прекращений подачи тепловой энергии; в) перспективных показателей, определяемых приведенным объемом недоотпуска тепла в результате нарушений в подаче тепловой энергии; г) перспективных показателей, определяемых средневзвешенной величиной отклонений температуры теплоносителя, соответствующих отклонениям параметров теплоносителя в результате нарушений в подаче тепловой энергии.
По результатам оценки надежности теплоснабжения разрабатываются предложения, обеспечивающие надежность систем теплоснабжения, в том числе предложения об организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии.
Вступившим в законную силу, решением Арбитражного суда Пермского края от 10.05.2016 по делу № А50-271/2016, имеющим в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значения при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в опубликованном на сайте администрации города Перми проекте утверждаемой части теплоснабжения до 2027 года (в разделе 2) предусматривался вывод котельной ВК-1 в горячий резерв. В разделе 2 утверждаемой части по актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2015 год схемы теплоснабжения города Перми на период до 2030 года указано, что водогрейная котельная ВК-1 выведена из эксплуатации в связи с ее невостребованностью по выработке тепловой энергии.
В этой части по указанному делу были удовлетворено самостоятельное требование ООО «МЭК», решение администрации города Перми и Минэнерго России о выводе из эксплуатации водогрейной котельной ВК-1, расположенной по адресу: <...>, признано незаконным
В рассматриваемом случае в актуализированной схеме теплоснабжения г. Перми на 2017 год котельная ВК-1 не упоминается совсем.
Однако, заинтересованным лицом не представлены суду надлежащие доказательства, подтверждающие обоснованность актуализация схемы теплоснабжения в части вывода из эксплуатации котельной ВК-1, которое было произведено на основании сбора замечаний, предложений, публичных слушаний.
При этом, материалами дела подтверждается, что ООО «МЭК» является теплоснабжающей и теплосетевой организацией в системе теплоснабжения города Перми, по владении и пользовании которой на праве аренды с 08.02.2016 находится водонагревательная котельная ВК-1, расположенная по адресу: <...>, оборудование котельной и магистральные тепловые сети, расположенные в микрорайоне Владимирский Свердловского района г. Перми.
В связи с этим, доводы заинтересованных и третьих лиц об ином, суд находит несостоятельными.
В актуализированной схеме теплоснабжения на 2017 год из эксплуатации выведена также котельная ВК-5.
Вместе с тем, данный источник выступает единственным средством централизованного обеспечения тепловой энергией потребителей мкр. «Заостровка», что администрацией не оспаривается, а также не приведено доказательств, обосновывающих замену данной котельной на блочную котельную.
Доводы заинтересованных лиц об отсутствии нарушении прав и законных интересов заявителей судом отклоняются, поскольку участники публичных слушаний из числа заявителей по делу единогласно высказывались против присвоения ООО «Пермская сетевая компания» статуса ЕТО и, соответственно, изменения для них поставщика тепловой энергии, а также вывода из эксплуатации ВК-1 и ВК-5.
Содержание актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год не отражает действительное состояние системы теплоснабжения города в части источников ВК-1 и ВК-5, при этом направлено на их полный вывод из эксплуатации.
Таким образом, учитывая требования ст. 23 Закона № 190-ФЗ, пп. 4, 6, 7, 18, 46, 47 Требований к схемам теплоснабжения рассматриваемый проект схемы теплоснабжения не может являться соответствующим требованиям относительно обеспечения надежности теплоснабжения, в том числе применительно к ТСЖ «Куйбышева, 143», «Курчатова, 1а», «Курчатова, 16», «Нейвинская 10а», ТСЖ «Заостровка» и иным.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению полностью, оспариваемые действия и решения признанию незаконными в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Требования удовлетворить.
Признать незаконным действия главы администрации города Перми по направлению проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации.
Признать незаконным решение администрации города Перми об определении в качестве единой теплоснабжающей организации общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания», принятое в составе актуализированной схемы теплоснабжения города Перми на период до 2032 года.
Обязать главу администрации города Перми и администрацию города Перми устранить нарушение прав и законных интересов заявителей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.М. Трефилова