ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-16960/20 от 16.12.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

23.12.2020 года Дело № А50-16960/20

Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2020года.

Полный текст решения изготовлен 23.12.2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Амелиной Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А.Зыряновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норма права» (614088, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>

к администрации Индустриального района города Перми (614022, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании действий,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность №059-16-01-11/2-5 от 09.01.2020, паспорт, диплом.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Норма права» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий администрации Индустриального района города Перми (далее – заинтересованное лицо) по проведению проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Норма права», Стандартных требований к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 №265 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми, о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы» незаконными, а результат проверки, оформленный предупреждением от 08.07.2020 недействительным.

Требования заявителя мотивированы тем, что действия администрации Индустриального района г. Перми по проведению проверки соблюдения ООО «Норма права», являющимся субъектом малого предпринимательства, Стандартных требований к вывескам, предписанным Правилам благоустройства и результат такой проверки, оформленный Предупреждением без номера от 08.07.2020, не соответствуют Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», решению Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 № 265 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми, о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы» и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на общество обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица требования оспаривал, настаивал на доводах, указанных в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований отказать.

В отсутствие возражений со стороны заинтересованного лица дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при существующей явке.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 03.07.2020 обществом с ограниченной ответственностью «Норма права» получено Предупреждение от администрации Индустриального района г. Перми без номера с исходящей датой будущего времени: «08.07.2020г.», в котором указано, что при реализации полномочий по осуществлению контроля за размещением и эксплуатацией объектов городской информации на территории города Перми выявлены вывески общества, размещенные по адресу ул. Архитектора ФИО2, д. 30, которые не соответствуют стандартным требованиям к вывескам, предписанным Правилами благоустройства территории г. Перми, сообщено о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня направления предупреждения владельцу вывески привести вывески в соответствие с требованиями Правилам благоустройства г. Перми, в противном случае вывески будут демонтированы за счет общества.

Заявитель, полагая, что действия заинтересованного лица по проведению проверки, а также оформленное по результатам проведения проверки предупреждение, не соответствуют законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении спора о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа соответствующих полномочий; оценивается соответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Решением Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года № 265 утверждены Правила благоустройства территории города Перми (далее -Правила).

Пунктом 11.4.3. Правил предусматривается, что вывески, размещаемые на фасадах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации, установленным Правилами, либо колерному паспорту, разработанному в порядке, установленном правовым актом администрации города Перми.

Согласно пункту 18.1. Правил контроль за соблюдением требований Правил осуществляется уполномоченными должностными лицами администрации города Перми в соответствии с административным регламентом по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории города Перми, утвержденным правовым актом администрации города Перми.

Контроль за соблюдением требований Правил осуществляется путем проведения проверок соблюдения требований, установленных Правилами, плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории, иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 18.2 Правил).

Пунктом 18.3 Правил предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением Правил юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Администрации города Перми от 01.06.2018 № 351 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Перми (Далее - Административный регламент), определяющий последовательность и сроки выполнения административных процедур осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Перми (далее - контроль за соблюдением Правил), ответственность, порядок и формы контроля за осуществлением административных процедур, порядок и формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением Правил (далее - уполномоченное должностное лицо), а также принимаемых ими решений при осуществлении контроля за соблюдением Правил (п. 1.1. Административного регламента).

Пунктом 1.3. Административного регламента в числе правовых актов, регулирующих осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства поименован Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Таким образом, действия администрации Индустриального района г. Перми по осуществлению мероприятий контроля за соблюдением обществом Правил благоустройства при размещении им вывесок и принятие обжалуемого решения, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, статья 26.2 Федерального закона Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнена частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 13.06.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", содержатся аналогичные нормы.

Генеральная прокуратура дала соответствующие разъяснения: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1829104/.

ООО «Норма права» (ИНН <***>, 614088, <...>) с 01.08.2016 включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, в отношении общества по 31 декабря 2020 года включительно федеральным законом запрещено проведение контролирующими органами каких-либо проверок, включая проверки вывесок на предмет их соответствия Стандартным требованиям Правил благоустройства, поскольку основанием такой проверки не является причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, проверка соответствия вывесок общества Стандартным требованиям Правил благоустройства территории г. Перми и принятое администрацией Индустриального г. Перми по результатам проверки Предупреждение, не соответствуют федеральному закону и нарушают права общества на то, что по 31.12.2020 года проверки в отношении общества проводится не будут.

В силу части 2 статьи 26.2. Федерального закона Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведение проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Кроме этого, в приложении к Правилам утвержден «Порядок выявления и демонтажа вывесок, их размещению и эксплуатации и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми» (далее - Порядок).

Пунктами 5,6 Порядка предусматривается, что должностное лицо при обследовании территории выявляет вывески, не соответствующие установленным требованиям. В день выявления такой вывески должностное лицо составляет акт проверки. В акте проверки отражается факт выявления вывески, не соответствующей установленным требованиям.

Постановлением Администрации города Перми от 01.06.2018 № 351 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Перми (Далее - Административный регламент), определяющий последовательность и сроки выполнения административных процедур осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Перми (далее - контроль за соблюдением Правил), ответственность, порядок и формы контроля за осуществлением административных процедур, порядок и формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением Правил (далее - уполномоченное должностное лицо), а также принимаемых ими решений при осуществлении контроля за соблюдением Правил (п. 1.1. Административного регламента).

В силу п. 1.5.2 Административного регламента, уполномоченные должностные лица при осуществлении контроля за соблюдением Правил обязаны: проводить проверку на основании распоряжения руководителя уполномоченного органа (п. 1.5.2.3), знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки (п. 1.5.2.7).

Постановлением администрации города Перми от 17 февраля 2016 года № 96 утвержден Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее - Порядок № 96).

Согласно п. 3.1 Порядка № 96 по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования территорий (объектов) должностным лицом, уполномоченным на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования, оформляется акт планового (рейдового) осмотра, обследования территорий (объектов) (далее - Акт) не позднее 3 рабочих дней после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования. В случае если при плановом (рейдовом) осмотре, обследовании проводились экспертизы, Акт составляется не позднее 3 рабочих дней после получения заключения эксперта.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований в адрес общества поступило только предупреждение.

Доказательств извещения заявителя о проведении проверки, а также ознакомления с результатами ее проверки, включая акт осмотра, в материалы дела не представлено.

В обжалуемом Предупреждении не указано количество вывесок, не соответствующих Правилам благоустройства, их конкретное местоположение иные идентифицирующие признаки, что препятствует выполнению Предупреждения, поскольку невозможно определить все ли вывески не соответствуют Стандартным требованиям или только некоторые из них. Если не все, то какие именно заинтересованное лицо полагает не соответствующими стандартным требованиям к вывескам. Неопределенность требования нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Помимо этого, пунктами 8,9 «Порядка выявления и демонтажа вывесок, их размещению и эксплуатации и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми» предусматривается, что вывески, не соответствующие установленным требованиям, подлежат учету. Учет вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется территориальными органами посредством включения сведений о таких вывесках в Реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу (далее - Реестр), в течение 10 рабочих дней после дня выявления. Форма и порядок ведения Реестра устанавливаются правовым актом администрации города Перми. Реестр подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования (обнародования) правовых актов города Перми (далее - официальный источник), а также размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт). Обновление информации, содержащейся в Реестре, и ее опубликование должны осуществляться территориальным органом не реже одного раза в 10 рабочих дней.

Сведения о вывесках общества, не соответствующих установленным требованиям должны были быть включены в Реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу и содержаться в Реестре, опубликованном в официальном источнике опубликования (обнародования) правовых актов города Перми (далее - официальный источник), а также на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт).

Согласно пункту 2 статьи 59 Устава города Перми, официальными источниками опубликования (обнародования) правовых актов города Перми являются: учрежденное органами местного самоуправления печатное средство массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", официальный сайт муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Как следует из содержания "Официального бюллетеня органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" за период июнь-июль 2020 года и официального сайта муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://www. gorodperm.ru/docs/official-published/2020/06/, вывески ООО «Норма права», размещенные по адресу <...> не включены в Реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу.

Иных документов, подтверждающих соблюдение Правил, проведения проверки в отношении заявителя, со стороны заинтересованного лица в материалы дела в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом факта соблюдения установленных требований при проведении проверки, а также принятии оспариваемого предупреждения.

Из вышеизложенного следует, что действия администрации Индустриального района города Перми по проведению проверки соблюдения заявителем, Стандартных требований к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 №265 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми, о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы» являются незаконными, а результат проверки, оформленный предупреждением от 08.07.2020 недействительным. Суд принимает во внимание то обстоятельство, что проверка в отношении заявителя проведена заинтересованным лицом, в нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, моратория на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, что само по себе влечет нарушение права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, судом установлена совокупность обстоятельств для признания действий заинтересованного лица по проведению проверки незаконными, предупреждения, принятого по результатам указанной проверки, недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу арбитражным судом соответствующей судебной инстанции разрешаются вопросы распределения судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

В связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче настоящего заявления в размере 300 рублей, подлежит взысканию с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Признать действий администрации Индустриального района города Перми по проведению проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Норма права», Стандартных требований к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 №265 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми, о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы» незаконными, а результат проверки, оформленный предупреждением от 08.07.2020 недействительным.

Взыскать с администрации Индустриального района города Перми в пользу обществом с ограниченной ответственностью «Норма права», судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.В. Амелина