Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
15.04.2019 года Дело № А50-17225/18
Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2019года.
Полный текст решения изготовлен 15.04.2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.А. Неклюдовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Головизниной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», место нахождения: 620026, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику: публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания», место нахождения: 614007, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ФИО1, ИПФИО2
о взыскании 367 747 руб. 62 коп.
от истца: ФИО3 – представитель по доверенности № ПЭ-047-2019 от 29.12.2018, предъявлен паспорт;
от ответчика: ФИО4 – представитель по доверенности от 30.12.2016 № 120-01-21, предъявлен паспорт.
третьи лица: не явились, извещены
установил:
Истец, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», обратился в арбитражный суд с иском к ответчику, ПАО «Пермская энергосбытовая компания», о взыскании 428 099 руб. 18 коп. стоимости услуг по передаче электрической энергии за период декабрь 2017 года, январь, март 2018 года (с учетом уточнения, принятого протокольным определением от 15.01.2019).
Определением от 12.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2.
В судебном заседании 01.04.2019 истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать 427 851 руб. 61 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии.
Данное ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании 01.04.2019 был объявлен перерыв до 08.04.2019 до 10.00.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать 367 747 руб. 62 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии за ноябрь 2017 года, январь 2018 года. Пояснил, что остался объем электроэнергии по актам, составленным по потребителям ФИО2 и ФИО5
Данное ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
По данным истца, объем переданной электрической энергии составил 105 453 кВт на сумму 367 747 руб. 62 коп. с НДС.
Представитель ПАО «Пермэнергосбыт» в отношении разногласий по акту безучетного потребления ФИО2 указал, что обнаруженные в ходе проверки нарушения (отсутствие пломбы на вводном автомате) не подпадают под понятие безучетного потребления, отсутствуют доказательства совершения потребителем, действий, направленных на искажение данных об объеме потребленной электроэнергии. Полагает, что акт о неучтенном потреблении не позволяет установить факт вмешательства потребителя в схему прибора учета, равно как и не содержит сведений о каких-либо других действиях потребителя, а равно бездействиях, вызвавших неисправность прибора учета.
Истец полагает, что ФИО2, допустив нарушение схемы учета в своих электроустановках, не обеспечил надлежащую эксплуатацию прибора учета (системы учета), что привело к искажению данных об объеме потребления электроэнергии, что является безучетным потреблением.
В отношении актов, составленных по потребителю физическому лицу ФИО5, гарантирующий поставщик полагает, что акт составлен с нарушением процедуры проверки приборов учета, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), а именно: п. 62, 85, 85 (1), 85(2), 81 (1). Проверка проведена в отсутствие потребителя 07.11.2018, а извещение было направлено 09.11.2018 и получено только 14.11.2018, хотя потребитель был приглашен на его составление 28.11.18.Указывает на то, что прибор учета находится на опоре ВЛ, т.е. в открытом доступе для неограниченного круга лиц. Истцом не доказано, что установленные нарушения допущены по вине потребителя, а не действий других лиц. Вменяя потребителю замену пломб гос.поверителя на пломбы кустарного изготовления, а также подключение безучетной нагрузки на вводной провод, заключение завода-изготовителя, подтверждающее факт вмешательства потребителя в работу прибора учета, истцом не предоставлено, как и не указаны сведения о месте такого подключения, о наличии подключенной нагрузки с описанием подключенного оборудования (токоприемников) и его мощности.
Истец полагает, что поскольку прибор учета находится на опоре, т.е. доступ к нему имеется, поэтому оснований применять Привила № 354 не имеется, следует применять Основным положений № 442, которые не предусматривают необходимости уведомлять о контрольном мероприятии, если доступ к прибору учета является свободным. Потребитель ФИО5 не обеспечил сохранность средств измерений и учета электроэнергии, что является безучетным потреблением.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» (заказчик), и ОАО «Пермэнерго» (исполнитель), правопреемником которого является ОАО «МРСК Урала», заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.01.2008 № 143-134/08, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об организации услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором (2.1. договора).
ОАО «МРСК Урала» в спонрный период казало ПАО «Пермэнергосбыт» в рамках договора № 143-134/08 от 25.01.2008, услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается ведомостями объемов передачи электроэнергии, актами оказанных услуг, сведениями о расходе электроэнергии конечных потребителей.
Ссылаясь на то, что ответчиком не в полном объеме оплачена стоимость оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии потребителям, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
По уточненному расчету истца, услуги по передаче электроэнергии оказаны в объеме 105 453 кВт на сумму 367 747 руб. 62 коп. с НДС за ноябрь 2017 года, январь 2018 года.
При расчете стоимости оказанных услуг истцом применены тарифы, утвержденные постановлением РСТ Пермского края от 30.12.2016 № 59-э, от 29.12.2017 № 67-э.
В адрес ПАО «Пермэнергосбыт» ОАО «МРСК Урала» были направлены претензии, неисполнение которых явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 778, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями устанавливается в Правилах № 861.
По договору на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, а потребитель - оплачивать эти услуги в размере и сроки, установленные договором (пункты 14, 15 Правил № 861, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ей на законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона - оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электроэнергии (пункты 3, 34 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 861 расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил № 861 договору осуществляются по индивидуальному тарифу на услуги по передаче электроэнергии.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются регулирующим органом в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Из представленных в материалы дела сторонами документов и пояснений следует, что разногласия сторон возникли в связи с включением сетевой организацией ОАО «МРСК Урала» в ноябре 2017 года, январе 2018 года в объем полезного отпуска (услуги по передаче) объема электроэнергии 105 453 кВтч на сумму 367 747 руб. 62 коп., определенного на основании актов о безучетном потреблении электроэнергии в отношении потребителя ФИО2, физического лица ФИО5
В соответствии с пунктом 2 Основных положений № 442 «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, для признания объема потребления безучетным необходимо установление факта вмешательства потребителя в работу прибора учета либо совершение им иных действий, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, то есть необходимо наличие доказательств вины потребителя.
Согласно пункту 173 Основных положений № 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
В силу пункта 176 Основных положений № 442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений № 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Согласно п. 193 Основных положений № 442, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)
данные:
о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
о приборах учета на момент составления акта;
о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
В случае если при выявлении безучетного потребления было выявлено использование потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанную в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться также следующие данные:
величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанная в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
величина мощности, используемая потребителем;
способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (при наличии таких данных).
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:
данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии;
дата введения полного ограничения режима потребления;
номера, место установки и показания приборов учета на дату и время введения полного ограничения режима потребления или дату и время предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии (если снятие таких показаний осуществлялось);
номера, место установки и показания приборов учета на дату и время составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (если снятие таких показаний осуществляется);
дата предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии;
данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии;
объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Учитывая, что акт неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии является письменным документом, который в дальнейшем используются для расчета и предъявления денежных требований лицу, осуществляющему безучетное потребление электроэнергии, четкое соблюдение правил, установленных нормами Основных положений № 442, при его оформлении гарантирует объективность содержащихся в акте сведений.
Согласно акту проверки приборов учета № 34/2/16 от 09.01.2018 в отношении ИП ФИО2, а также составленного на его основании акта о безучетном потреблении электроэнергии № 34/2/17 от 09.01.2018 (л.д. 59-63 т.1), в результате проверки приборов учета, установленных на объекте Торговый павильон, расположенный по адресу: <...>, было выявлено, что по точке учета-101 измерительные цепи имеют следы подгорания; провод по фазе В отключен от вводного ВА; ранее установленные средства визуального контроля на кожухе, закрывающем вводной выключатель автоматический, нарушены (сорваны) потребителем; табло отсчета показаний на счетчике имеет смещение; монтаж проводки к счетчику выполнен в нарушении требований Правил ПУЭ, высота установки счётчика превышает 1,7 м; прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности. По точке учета-102 монтаж проводки к счетчику выполнен в нарушении требований ПУЭ, высота установки счётчика превышает 1,7 м; прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности.
Из приведенного в п. 2 Основных положений № 442 определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Как видно из акта проверки прибора учета и акта безучетного потребления от 09.01.2018 потребителю вменяется нарушение знаков визуального контроля на кожухе, закрывающем вводной автоматический выключатель, но на представленных в дело (в том числе на CD-диске) фотографиях отражен лишь корпус самого прибора учета. Акт проверки приборов учета № 34/2/16 от 09.01.2018 не содержит информации, что в ходе проверки проводилась фото-фиксация.
Марка ПАО «Пермэнергосбыт» в момент проверки повреждена не была (п.3.1 акта проверки прибора учета № 921394 – отмечено наличие маркировок ЭСБ). Акт проверки не содержит указаний на повреждение пломб энергосбытовой организации. Также в акте отсутствуют замечания о нарушении целостности пломбы (марки), установленной на клеммной колодке и на корпусе прибора учета. Из п.4.2 акта проверки не возможно установить, какое именно средство визуального контроля было повреждено, истцом не представлены доказательства, что ранее указанное средство визуального контроля на кожухе, закрывающем вводной автоматический выключатель, кем-либо когда-либо вообще устанавливалось.
Иные, отраженные в акте нарушения (смещение на табло отсчета показаний, отключение провода В, следы подгорания на измерительных цепях), сами по себе в отсутствие доказательств совершения потребителем, действий, направленных на искажение данных об объеме потребленной электроэнергии, не могут быть квалифицированы в качестве безучетного потребления.
Факт нарушения работы прибора учета в результате непосредственного вмешательства ИП ФИО2, а не вследствие его возможной неисправности по независящим от потребителя причинам, истцом не доказан.
Проверка проведена 09.01.2018 без участия ФИО2, доказательств его извещения о проверке не представлено, в актах от 09.01.2018 № 34/2/17 и № 34/2/16 указано, что представитель потребителя отказался представиться, установить, кто это был, не представляется возможным. В акте 09.01.2018 34/2/16 проверки (замены) средств учета представитель потребителя не расписался, незаинтересованные лица не были привлечены. Акт о безучетном потреблении электрической энергии 09.01.2018 № 34/2/16 ФИО2 получил акт 15.01.2018.
Составление акта в отсутствие потребителя, который в силу пункта 193 Основных положений N 442 должен присутствовать при его составлении, лишает его права участвовать в проверке достоверности отражаемых в акте сведений, давать объяснения, делать замечания по акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.
Исходя из содержания пункта 193 Основных положений N 442, отказ потребителя присутствовать при составлении акта, равно как и отказ потребителя от его подписания подлежат фиксации двумя незаинтересованными лицами, что гарантирует объективность содержащихся в акте сведений.
Таким образом, соблюдение прав потребителя на его участие в проведении проверки обеспечивается, в том числе, его надлежащим уведомлением о проведении проверки, а в случае его неявки либо отказа от подписания акта безучетного потребления - участием незаинтересованных лиц.
Суд приходит к выводу, что требования ст. 193 Основных положений № 442 при составлении актов не соблюдены, в связи с чем включение объема электроэнергии по акту безучетного потребления от 09.01.2018 является необоснованным.
Проведена внеплановая проверка прибора учета по объекту - жилой дом по ул. Грибоедова, 103 в г. Перми, составлен акт № 5891 проверки (замены) 3-фазного электросчетчика от 07.11.2017, который находится на опоре ВЛ-04,кВ в отсутствие потребителя (указано потребителя нет дома, копия акта оставлена в почтовом ящике), в акте расписались два лица (л.д. 54-55 т.1).
Согласно акту № 55 о безучетном потреблении электрической энергии от 07.11.2017, составленному в отношении потребителя ФИО5, выявлены нарушения: пломбы гос.поверителя заменены на пломбы кустарного изготовления, пломбы энергоснабжающей организации имеют следы вскрытия, на вводном автомате помимо прибора учета подключен провод АВВГ2*4. Акт составлен в отсутствие потребителя. В акте имеются подписи двух лиц (л.д. 52-53 т.1)
В соответствии с п. 184 Основных положений № 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
К числу потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с п. 71 Основных положений № 442 отнесены собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, при проведении проверок приборов учета, установленных у потребителей - граждан в жилых помещениях многоквартирных домов и в жилых домах, а также при расчете объемов электрической энергии, поставленной таким потребителям, подлежат применению положения Правил N 354.
Порядок проведения проверок приборов учета предусмотрен пунктами 85, 85(1), 85(2) Правил N 354, в соответствии с которыми:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" п. 85 Правил № 354 дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" п. 85 Правил № 354 - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" п. 85 Правил № 354 сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
Акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок (п. 85(1) Правил № 354).
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Согласно пункту 85 Правил № 354, при составлении акта должно присутствовать лицо, осуществляющее безучетное потребление электрической энергии. Уведомление потребителя о предстоящей проверке обязательно вне зависимости от субъекта, проводящего проверку (гарантирующий поставщик или сетевая организация).
Порядок уведомления потребителя о предстоящей проверке регламентирован пунктом 85 Правил N 354.
Уведомление о проверке прибора учета ФИО5, назначенной и проведенной 07.11.18, было отправлено только 09.11.18 и получено потребителем 14.11.18. Проверка проведена в отсутствие потребителя, акт о безучетном потреблении был составлен также в отсутствие потребителя 07.11.18, в то время как потребитель был приглашен на его составление 28.11.18 (л.д. 158, 162 т.2).
Несоблюдение порядка проведения проверок в названных случаях по своей сути лишило потребителей право высказать свои возражения и реализовать конституционную гарантию на судебную защиту своих прав и свобод. Учитывая, что акт о безучетном потреблении электрической энергии является письменным документом, который в дальнейшем используется для расчета и предъявления значительных денежных требований лицу, осуществляющему безучетное потребление электроэнергии, четкое соблюдение правил, установленных нормами Правил предоставления коммунальных услуг № 354, при его оформлении гарантирует объективность содержащихся в акте сведений.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета установлен пунктом 81(11) Правил № 354. Применение положений п.81 (11) Правил № 354 в отношении потребителя возможно только при наличии его вины (умысла или неосторожности).
При этом в п. 81 (11) Правил № 354 при определении способов несанкционированного вмешательства, во избежание привлечения потребителей к ответственности без их вины, содержится специальная оговорка: «Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги».
Таким образом, Правила № 354 исключают всякого рода злоупотребления, когда приборы учета находятся за пределами зоны ответственности потребителя (в частности, на опоре ВЛ), когда повреждение и вмешательство в работу прибора учета возможно в силу действий других лиц, например, устанавливавших и ремонтировавших прибор учета, когда прибор учета может быть поврежден в силу неблагоприятных погодных условий в случае его установки, например, на улице.
Согласно п.6 акта проверки, составленного в отношении ФИО5, местом установки расчетного счетчика является опора ВЛ. Доказательств того, что описанные в актах нарушения были допущены по вине потребителей, а не в результате действий иных лиц, истец не предоставил.
Утверждение о замене пломб гос.поверителя на пломбы кустарного изготовления, не доказано, т.к. заключение завода-изготовителя, подтверждающее факт вмешательства потребителя в работу прибора учета, истцом не предоставлено. ФИО5 также вменяется подключение безучетной нагрузки на вводной провод. Однако в акте отсутствует описание того, каким образом было произведено данное подключение, не указаны сведения о месте такого подключения, о наличии подключенной нагрузки с описанием подключенного оборудования (токоприемников) и его мощности. Кроме того, истцом не доказано, что соответствующее подключение было произведено именно потребителем, а не иным лицом.
Принимая во внимание, что факт вмешательства в работу прибора учета, а также совершения потребителем ФИО5 иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) материалами дела не подтвержден.
При этом в актах от 07.11.2017 информация о незаинтересованных лицах отражена неполно (отсутствует место жительства).
Таким образом, акт о безучетном потреблении электрической энергии от 07.11.2017 не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку отраженные в нем обстоятельства ввиду допущенных при его составлении нарушений не могут расцениваться в качестве достоверных доказательств.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся истца.
Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из дохода федерального бюджета в сумме 4 485 руб.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Возвратить открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 4 485 руб. госпошлины, уплаченной платежным поручением № 14775 от 27.04.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.А. Неклюдова