АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Екатерининская, д.177
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
31 августа 2017 года № дела А50-17250/2017
Резолютивная часть решения объявлена судом 23 августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Катаевой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пастуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
товарищества собственников жилья «Покровские ворота» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект - 77» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Правительству Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании бездействия незаконным,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: 1) Министерства строительства и архитектуры Пермского края, 2) Прокуратуры Пермского края, 3) Региональной службы по тарифам Пермского края, 4) Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми,
при участии в судебном заседании:
от ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищества собственников жилья «Покровские ворота», товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77» - ФИО1 (доверенности от 16.04.2017, от 12.01.2016 и от 17.01.2016, паспорт);
от товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект-77» - ФИО2 (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), ФИО3 (доверенность от 16.08.2017, паспорт);
от Правительства Пермского края – ФИО4 (доверенность от 11.08.2017, паспорт),
от Администрации города Перми - ФИО5 (доверенность от 09.01.2017, удостоверение);
от Министерства строительства и архитектуры Пермского края – ФИО6 (доверенность от 04.07.2017, удостоверение);
от Прокуратуры Пермского края – ФИО7 (доверенность от 15.08.2017, удостоверение);
от Региональной службы по тарифам Пермского края – ФИО4 (доверенность от 08.06.2017, паспорт);
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми – ФИО8 (доверенность от 17.08.2017, удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт», товарищество собственников жилья «Покровские ворота», товарищество собственников жилья «Комсомольский проспект-77» (далее – заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятого судом уточнения оснований требований – т. 2 л.д. 71) о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края и Администрации города Перми (далее – заинтересованные лица) в виде непроведения надлежащей актуализации Региональной программыкапитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, в части необходимости указания соответствующих действительности сведений о дате приватизации первой квартиры в многоквартирных домах, указания на первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а также исключения указания на плановый период проведения капитального ремонта козырьков входных крылец дома № 77 по Комсомольскому проспекту г. Перми.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования. Ссылаются на то, что Программой не предусматривается первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Указанный критерий не мог быть учтен и ввиду отсутствия и указания заведомо ложных сведений в отношении даты первой приватизации квартиры в многоквартирных домах. В Программу неправомерно включен капитальный ремонт козырьков входных крылец дома № 77 по Комсомольскому проспекту города Перми, которые в действительности отсутствуют.
Представитель Администрации города Перми (далее – администрация) заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 85-99). По мнению администрации, у заявителей отсутствуют полномочия представлять интересы остальных собственников помещений многоквартирного дома 77 по Комсомольскому проспекту города Перми. В Программе (электронной базе региональной программы) указаны соответствующие дате регистрации сделки сведения о приватизации первого жилого помещения в многоквартирных домах, которыми управляют ТСЖ «Покровские ворота» и ТСЖ «Комсомольский проспект-77». Мероприятия по мониторингу технического состояния многоквартирного дома должны были проводить лица, осуществляющее управление многоквартирными домами. Заявители были уведомлены о необходимости представлять сведения в виде электронных паспортов в соответствии с требованиями регионального и федерального законодательства, однако данные требования заявителями не были исполнены. При наличии оснований актуализация Программы возможна, срок проведения актуализации не является пресекательным.
Представитель Правительства Пермского края и Региональной службы по тарифам Пермского края с требованиями заявителей не согласился по основаниям, изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 144-145). Полагает, что Программой предусматривается первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Программа формируется на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, однако от них не поступало информации о необходимости внесения изменений в части возможных технических ошибок. Актуализация Программы, которая должна проводиться не реже чем один раз в год, произведена постановлениями Правительства Пермского края от 29.09.2014 N 1070-п, от 03.10.2014 N 1122-п, от 19.11.2014 N 1330-п, от 02.02.2015 N 45-п, от 12.03.2015 N 138-п, от 16.06.2015 N 374-п, от 02.06.2016 N 338-п, от 29.07.2016 N 518-п, от 03.10.2016 N 858-п, от 09.11.2016 N 1009-п, от 05.12.2016 N 1090-п, от 29.12.2016 N 1186-п, от 04.04.2017 N 207-п.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края (далее – министерство) просит отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам отзыва на заявление (т. 2 л.д. 1-3). По мнению третьего лица, не имеется оснований полагать, что Программой не предусматривается первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Главы муниципальных районов и городских округов Пермского края были предупреждены министерством о необходимости в случае выявления технических ошибок, содержащихся в Программе, направить соответствующую информацию для внесения изменений в программу. Органы местного самоуправления были обязаны обеспечить актуализацию электронной базы данных Программы. Однако писем от органов местного самоуправления в отношении внесения изменений в региональную программу в адрес министерства не поступало.
Представитель Прокуратуры Пермского края представил в материалы дела отзыв на заявление (т. 2 л.д. 177-181) и представление от 28.04.2017, направленное исполняющему обязанности заместителя председателя Правительства Пермского края – министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в целях устранения нарушений законодательства в сфере капитального ремонта. Полагает, что в пределах доводов заявления отсутствуют основания для признания оспариваемого бездействия.
В судебном заседании 17.08.2017 судом объявлялся перерыв, по завершении которого заседание продолжено 23.08.2017.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.
Целью Программы является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Задачей Программы служит проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов; многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края; домов, в которых имеется менее трех квартир.
Полагая, что Правительством Пермского края и Администрацией города Перми допущено незаконное бездействие в части актуализации региональной программыкапитального ремонта, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемого бездействия незаконным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно пункту 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
В пункте 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее – Закон № 304-ПК) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится к полномочиям Правительства Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
В рамках предоставленных полномочий Правительство Пермского края утвердило региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п.
В разделе V Программы указано, что она подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
С момента утверждения Программы в Постановление Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п неоднократно вносились изменения, а именно 29.09.2014, 03.10.2014, 19.11.2014, 02.02.2015, 12.03.2015, 16.06.2015, 02.06.2016, 29.07.2016, 03.10.2016, 09.11.2016, 05.12.2016, 29.12.2016, 04.04.2017.
Таким образом, актуализация Программы осуществляется Правительством Пермского края с периодичностью более чем один раз в год.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 304-ПК основаниями для актуализации региональной программы капитального ремонта могут являться: 1) выбытие или появление многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) из региональной программы (в региональную программу) капитального ремонта; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома; 4) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в региональную программу капитального ремонта.
В нарушение ст. 65 АПК РФ заявители не представили суду доказательств того, что заинтересованным лицам было известно о наличии оснований, приведенных в подпунктах 1 – 4 пункта 2 статьи 7 Закона № 304-ПК, при этом необходимые действия по актуализации программы не были произведены.
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что в Программе содержатся недостоверные сведения и датах приватизации квартир в многоквартирных домах, в частности в городах Пермского края: Березники, Добрянка, Губаха, Кунгур, Лысьва, Чайковский и в городе Перми, что нашло подтверждение при проведении проверки Прокуратуры Пермского края.
Наличие в Программе частично неверной информации о датах приватизации первого жилого помещения заинтересованными лицами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 304-ПК региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов; многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Правительства Пермского края; домов, в которых имеется менее трех квартир, включая следующие сведения о каждом многоквартирном доме: а) адрес; б) год ввода в эксплуатацию; в) величина износа и дата, по состоянию на которую определен износ, по данным технического учета; г) дата приватизации первого жилого помещения;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме по каждому виду необходимых услуг и (или) работ, в течение которого должен быть проведен такой ремонт;
4) плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Судом установлено, что в приложении к Программесодержится Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, в которых необходимо осуществить капитальный ремонт общего имущества. В указанном Перечне в числе прочих сведений о многоквартирных домах содержатся даты приватизации первого жилого помещения.
В результате исследования представленных в дело доказательств суд приходит к выводу о том, что само по себе наличие в Программе технических ошибок в датах приватизации первого жилого помещения не является основанием для признания незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц.
В материалы дела представлена переписка Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с органами местного самоуправления Пермского края за период с августа 2016 года по июнь 2017 года (т. 2 л.д. 5-44, 147-162). Из представленных писем следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края направляло органам местного самоуправления информацию о необходимости актуализации Программы, в том числе сведений о датах приватизации первого жилого помещения. В ответ были получены необходимые сведения, отчасти была уточнена (скорректирована) информация о дате приватизации первого жилого помещения или указано на отсутствие ошибок.
После проверки прокуратуры Пермского края Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края направило главам муниципальных районов, городских округов Пермского края письмо от 15.05.2017, в котором сообщило о наличии ряда недостоверных сведений в датах приватизации первого жилого помещения, просило провести необходимые проверки и представить информацию о лицах, допустивших представление недостоверных сведений (т. 2 л.д. 31-32).
Аналогичное письмо было направлено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края главам муниципальных районов, городских округов Пермского края 21.06.2017 (т. 2 л.д. 35-36).
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Правительством Пермского края осуществляются необходимые действия, направленные на проведение мероприятий по актуализации Программы, в том числе на устранение имеющихся в ней ошибок.
В отношении доводов заявителей о наличии оспариваемого бездействия в части указания на первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, судом установлено следующее.
В Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, в которых необходимо осуществить капитальный ремонт общего имущества, который является приложением к Программе, указан плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме по каждому виду необходимых услуг и (или) работ. К примеру, в доме 77 по Комсомольскому проспекту города Перми проведение отдельных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в Программе предусмотрено на 2016 и 2018 годы, а в доме 87 по улице Ленина города Перми – на 2032 год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
В разделе IV Программы указано, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Программе на основании критериев, указанных в Законе.
Согласно положениям статьи 16 Закона № 304-ПК в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Очередность включения многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов в соответствии со следующими критериями: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) дата последнего проведения капитального ремонта по виду работ (услуг), включенных в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) физический износ многоквартирного дома (в процентах); 4) полнота поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме за последние три года реализации региональной программы (часть 2 статьи 16 Закона № 304-ПК).
Определение очередности проведения капитального ремонта среди многоквартирных домов, отвечающих требованиям, установленным в части 1 настоящей статьи, осуществляется с использованием критериев, указанных в части 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 16 Закона № 304-ПК).
Согласно частям 3, 4 статьи 16 Закона № 304-ПК мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, в целях реализации настоящего Закона осуществляется в порядке, установленном Правительством Пермского края. Результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов учитываются при формировании и (или) актуализации региональной программы капитального ремонта.
Из представленных в дело документов следует, что Правительством Пермского края осуществляется мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, на основании информации от органов местного самоуправления формируются предложения и заносятся соответствующие сведения в Программу. Суд не находит оснований для утверждения о том, что в Программе не соблюдена очередность проведения капитального ремонта общего имущества на основании данных мониторинга технического состояния многоквартирных домовс использованием установленных критериев.
С учетом изложенного суд признает недоказанным довод заявителей о том, что Программой не предусматривается первоочередное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В части бездействия по исключению указания на плановый период проведения капитального ремонта козырьков входных крылец дома № 77 по Комсомольскому проспекту г. Перми, суд также не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем не представлены доказательства того, что он до оспаривания бездействия в суде обращался в уполномоченные органы с требованием об исключении из Программы ремонта козырьков входных крылец дома ввиду их фактического отсутствия.
После выявления допущенной в Программе ошибки Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми направил в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края письмо от 27.06.2017 об исключении из Программы работ по замене козырьков входных крылец дома № 77 по Комсомольскому проспекту г. Перми в связи с отсутствием данного конструктивного элемента (т. 1 л.д. 119).
В отношении заявленных требований к Администрации города Перми суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 304-ПК полномочиями по актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах наделено Правительство Пермского края.
Таким образом, правовых оснований для возложения на Администрацию города Перми обязанности по актуализации Программы не имеется, заявителем такие основания не приведены.
В силу изложенного выше арбитражный суд не усматривает незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц, в также нарушения прав и законных интересов заявителей в сфере экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200), следовательно, отсутствует совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей в порядке ст.110 АПК РФ.
При обращении в арбитражный суд каждым из заявителей была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., итого 6 000 руб. В связи с тем, что государственная пошлина по настоящему делу составляет 3 000 руб., оставшаяся сумма подлежит возврату заявителям как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению № 84 от 09.06.2017.
Возвратить товариществу собственников жилья «Покровские ворота» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению № 160 от 06.06.2017.
Возвратить товариществу собственников жилья «Комсомольский проспект-77» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению № 93 от 07.06.2017.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Катаева М.А.