ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-17306/23 от 30.10.2023 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

30.10.2023 года                                                             Дело № А50-17306/23

Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2023 года. Полный текст решения изготовлен 30.10.2023 года.

  Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Д.И. Новицкого, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрябиной С.Ю., рассмотрев в судебном заседании с использованием сервиса «онлайн-заседание» дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «СОКОЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

          о признании недействительным решения от 10.05.20223 № 306 об отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года в размере 10 056 007 руб.,

при участии представителей:

  от заявителя – ФИО1, (участвует посредство сервиса «онлайн-заседание);

  от налогового органа – ФИО2 Кабачная М.М., (участвует посредство сервиса «онлайн-заседание)

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «СОКОЛ» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (далее также –налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 10.05.20223 № 306 об отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года в размере 10 056 007 руб.

Определением суда от 21.07.2023 заявление принято к производству.

В обоснование требований заявитель указывает на незаконный отказ налогового органа в принятии к вычету ввозного НДС.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Представленные сторонами в ходе рассмотрения дела процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам дела.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в заявлении, отзыве и письменных пояснениях.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Пермскому краю  проведена камеральная налоговая проверка поданной ООО «ПФ Сокол» 28.11.2022 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 г. 

По результатам проверки составлен акт от 15.03.2023 г. N 695 и принято решение от 10.05.2023 года N 306, которым заявителю доначислен НДС за 1 квартал 2021 г. в размере 10 056 007 руб.

Не согласившись с вынесенным решением заявитель обратился в вышестоящий налоговый орган, Управление ФНС России по Пермскому краю.

Решением Управления ФНС России по Пермскому краю от 27.07.2023 18-18/195, решение налогового органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением налогового органа заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, процедура вынесения решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки нормативно регламентируется статьями 88, 100, 101 НК РФ.

Из анализа представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом порядка проведения налоговой проверки, оформления ее результатов, процедуры вынесения решения.

Основания для признания решения Инспекции недействительным, в связи с несоблюдением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки либо наличием иных нарушений судом не установлены.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, которые по общему правилу производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Статья 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможность применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) получены, после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов, в том числе счетов-фактур.

Из системного анализа статей 169, 171, 172 НК РФ следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) налога на добавленную стоимость при одновременном выполнении следующих условий: наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями статьи 169 НК РФ; принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основании первичных учетных документов, использование их в предпринимательской деятельности.

Как установлено пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Из материалов дела следует, что ООО «ПФ Сокол» является плательщиком НДС. 

Как указывает налоговый орган, за 1 квартал 2021 г. заявителем в налоговый орган представлено 11 налоговых деклараций по НДС: 23.04.2021  первичная декларация (per. № 1209060797), НДС к уплате в бюджет в сумме  14 069 886,00 руб.; 07.06.2021 - уточненная декларация (корректировка 1) per. № 1237755901, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+1 864 545,00 руб.);10.06.2021 - уточненная декларация (корректировка 2) per. № 1239958694, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.); 05.07.2021 - уточненная декларация (корректировка 3) peг. № 1252957743, НДС к уплате в  бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.);  26.07.2021 - уточненная декларация (корректировка 4) per. № 1267808384, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.); 27.10.2021 - уточненная декларация (корректировка 5) per. № 1325897664, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.); 15.11.2021 - уточненная декларация (корректировка 6) per. № 1336311960, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.); 03.03.2022 - уточненная декларация (корректировка 7) per. № 1417374874, НДС к уплате в бюджет в сумме 15 934 431,00 руб. (+0,00 руб.); 15.06.2022 - уточненная декларация (корректировка 8) per. № 1505586368, НДС к уплате в  бюджет в сумме 13 534 305,90 руб. (-2 400126,00 руб.); 02.09.2022 - уточненная декларация (корректировка 9) per. № 1559088910, НДС к уплате в бюджет в сумме 1 469 114,00 руб. (-12 065 191,00 руб.); 28.11.2022 - уточненная декларация (корректировка 10) per. № 1606963195, НДС к уплате в бюджет в сумме 1 469 114,00 руб. (+0,00 руб.).

При в результате проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021г. (корректировка № 10) инспекцией установлено занижение суммы, подлежащей уплате в бюджет в сумме 10 056 007 руб. за счет необоснованного применения налоговых вычетов.

По мнению инспекции, заявителем в нарушение пункта 2 статьи 171, пункта 1.1 статьи 172, пункта 2 статьи 173 НК РФ неправомерно заявлены налоговые вычеты в разделе 8 «сведения из книги покупок» уточненной (корректировка № 10) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года в размере 10 056 007 руб., в том числе по заявлениям об уплате косвенных налогов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации на общую сумму 2 400 126 руб., по декларации на товары на общую сумму 7 655 881 руб.

Как выявлено инспекцией, с учетом положений пункта 1.1 статьи 172 НК РФ налог в сумме 185 769 руб. по заявлению об уплате косвенных налогов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации № 591601042019000Гот 02.04.2019 (товар принят к учету 10.12.2018); в сумме 554 139 руб. по заявлению об уплате косвенных налогов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации № 5916190220190001 от 01.03.2019 (товар принят к учету 19.11.2018); в сумме 628 668 руб. по заявлению об уплате косвенных налогов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации № 5916201120180001 от 03.12.2018 (товар принят к учету 29.10.2018), мог быть предъявлен к вычету не позднее 31.12.2021, фактически предъявлен - 15.06,2022 (корректировочная № 8) и 28.11.2022 (корректировочная № 10); в сумме 147 350 руб. по заявлению № 5916190220190001 от 01.03.2019 (товар принят к учету 28.01.2019) в сумме 517 390 руб. по заявлению № 591619032019001 от 01.04.2019 (товар принят к учету 21.02.2019) в сумме 366 810 руб. по заявлению № 5916190420190002 от 29.04.2019 (товар принят к учету 18.03.2019) мог быть предъявлен к вычету не позднее 31.03.2022, фактически предъявлен -15.06.2022 (корректировочная № 8); в сумме 29 298,42 руб. по декларации на товары (далее - ДТ) № 10418010/120319/0039835 от 12.03.2019 (дата принятия к вычету 12.03.2019); в сумме 1 992 107,74 руб. по ДТ № 10511010/090319/0031331 от 09.03.2019 (дата принятия к вычету 09.03.2019); в сумме 6 976,65 руб. по ДТ № 10418010/080219/0030002 от 08.02.2019 (дата принятия к вычету 08.02.2019), в сумме 254 878,47 руб. по ДТ № 10418010/200219/0040171 от 20.02.2019 (дата принятия к вычету 20.02.2019) мог быть предъявлен к вычету не позднее 31.03.2022, фактически предъявлен -02.09.2022 (корректировочная № 9);  в сумме 29 003,16 руб. по ДТ № 10418010/090419/0087770 от 09.04,2019 (дата принятия к вычету 09.04.2019); в сумме 3 430 808,58 руб. по ДТ № 10511010/140619/0080051 от 14.06.2019 (дата принятия к вычету 14.06.2019); в сумме 1 912 808 руб. по ДТ № 10511010/260519/0069797 от 26.05.2019 (дата принятия к вычету 26.05.2019) мог быть предъявлен к вычету не позднее 30.06.2022, фактически предъявлен -02.09.2022 (корректировочная № 9).     

Пункты 27 и 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33) содержат разъяснения о том, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

Пунктом 28 постановления N 33 определено, что при применении пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий. В связи с этим право на вычет НДС может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Таким образом, из совокупности приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации и содержащихся в постановлении N 33 разъяснений следует, что налогоплательщик вправе претендовать на вычет заявленного в налоговой декларации налога в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для применения вычетов по НДС.

Налоговый период, с конца которого начинает течь 3-летний срок для заявления вычета, определяется датой совершения операции реализации объекта (его приема-передачи), на момент которой согласно статье 167 НК РФ определяется налоговая база и осуществляется постановка приобретенного объекта на учет (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17473/08).

Поскольку материалами проверки подтверждается, что трехлетний срок с момента возникновения права на применение спорных налоговых вычетов заявителем пропущен, налоговым органом обоснованно доначислен НДС за 1 квартал 2021г. в сумме 10 065 007 руб.

При этом, в силу вышеупомянутых положений налогового законодательства приведенные заявителем обстоятельства представления уточнённых налоговых деклараций до истечения срока проведения камеральных налоговых проверок, не влияют на исчисление трехлетнего срока, установленного для реализации права налогоплательщика на применение вычетов.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, соответствует НК РФ, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Основания для удовлетворения требования налогоплательщика отсутствуют.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом итогов рассмотрения спора судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

         Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

      требования общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «СОКОЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения от 10.05.20223 № 306, вынесенного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   Д.И. Новицкий