Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
18 октября 2021 года Дело № А50-17397/2021
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Романовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Департамента образования администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании субсидии в размере 1 272 438,34 руб., ущерба в размере 136 681,00 руб.,
третье лицо: Министерство финансов Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от истца – ФИО2, по доверенности от 25.08.2021 № 54, предъявлен паспорт и диплом,
от третьего лица Министерства финансов Пермского края – ФИО3, по доверенности от 03.09.2021, предъявлен паспорт и диплом, до перерыва ФИО4, по доверенности от 22.01.2021, предъявлен паспорт, после перерыва ФИО5, по доверенности от 11.10.2021, предъявлен паспорт,
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л :
Департамент образования администрации города Перми (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании субсидии в размере 1 272 438,34 руб., ущерба в размере 136 681,00 руб.
Определением от 06.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Пермского края.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 06.10.2021 объявлен перерыв до 11.10.2020. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Истцом направлено заявление об уточнении требований, согласно которому просит взыскать с ответчика сумму субсидии в размере 72 438,34 руб., ущерб в размере 136 681,00 руб. с учётом частичной оплаты.
Уточнение требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представитель истца настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Министерством финансов представлен письменный отзыв на заявление, требования считают обоснованными.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путем направления в его адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, в судебное заседание представителя
не направило, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив в порядке статей 71, 162 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.
На основании заявки от 18.06.2020 между Департаментом и ответчиком заключены договоры о предоставлении субсидии: от 11.09.2020 № 10-2020-04817 на сумму 5 552 037,35 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 24.09.2020 № 10-2020-04817/1) и от 16 сентября 2020 г. № 059-08-01-30/5-3062 на сумму 5 552,04 рублей.
Во исполнение указанных договоров Департаментом ответчику перечислена субсидия в общей сумме 5 557 589,39 руб., в том числе: средства федерального бюджета - 5 274 157,88 руб., средства бюджета Пермского края - 277 879,47 руб., средства бюджета города Перми - 5 552,04 руб.
На основании приказа от 28 января 2021 г. № СЭД-39-01-22-20 «О проведении плановой выездной проверки деятельности Министерства образования и науки Пермского края, Департамента образования администрации города Перми» Министерством осуществлена проверка Департамента по осуществлению расходов бюджета Пермского края на реализацию мероприятий федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в части расходов, предусмотренных на создание дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми.
В ходе вышеуказанной проверки Департамента на основании приказа Министерства от 04 февраля 2021 г. № СЭД-3 9-01-22-30 «О проведении встречных проверок в рамках проведения плановой выездной проверки деятельности Министерства образования и науки Пермского края, Департамента образования администрации города Перми» в срок с 08 февраля 2021 г. по 12 февраля 2021 г. проведена встречная проверка ответчика.
В ходе проверки установлены факты расходования средств субсидии на оплату затрат на выполнение ремонтных работ, приобретение строительных материалов, в том числе для установки веранд, работ по благоустройству территории, приобретению грунта для благоустройства, работ по монтажу, программированию, тестированию, пуско-наладке и т.д. в общей сумме 1 272 438,34 руб., не связанных с оснащением созданных мест средствами обучения и воспитания в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода, а так же установлено фактическое отсутствие материальных ценностей на общую сумму 136 681,00 рублей
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной проверки Министерства от 12.03.2021г. №07-06/1 и послужили основанием для направления ответчику требования от 21.06.2021 о возврате субсидии в срок до 01.07.2021.
В связи с неисполнением требования истца в добровольном порядке, Департамент обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ приходит к следующему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное
не предусмотрено БК РФ.
Согласно пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях,
не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№ 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».
Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с созданием в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение № 22 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»).
Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013г.
№ 1318-п утверждена государственная программа «Образование и молодежная политика».
Постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2019 № 981-п утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии из бюджета Пермского края с участием средств федерального бюджета бюджету города Перми на реализацию мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - Порядок № 981-п).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 981-п субсидии предоставляются в целях создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет в частных дошкольных организациях.
Согласно п. 2.4 Порядка № 981-п субсидия расходуется на оснащение созданных мест средствами обучения и воспитания в целях осуществления образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода в соответствии с нормативом стоимости оснащения дошкольной образовательной организации средствами обучения и воспитания, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации.
Нецелевое использование субсидии влечет применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка № 981-п).
В целях реализации вышеуказанных государственных программ и Порядка 981-п постановлением администрации г. Перми от 13 мая 2020 г.
№ 426 утвержден Порядок предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - Порядок № 426).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 426 частные дошкольные организации, претендующие на получение субсидии, представляют в Департамент заявку по форме согласно приложению к Порядку с приложением копий документов.
Субсидия расходуется в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми (пункт 3.10 Порядка).
Указанный перечень утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2019г. № 704.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с условиями заключенных между сторонами договоров ответчику на определенные договорами цели предоставлена субсидия в сумме 5 557 589,39 руб.
В ходе проведения Министерством финансов Пермского края выездной проверки выявлены факты расходования средств субсидии на оплату затрат на выполнение работ в общей сумме 1 272 438,34 руб., не предусмотренных Перечнем, утвержденным Приказом № 704, а так же установлено фактическое отсутствие материальных ценностей на общую сумму 136 681,00 руб.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд считает, что факт нецелевого использования ответчиком средств федерального бюджета подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не опровергнут.
Иного из материалов дела не следует, суду не доказано
На основании вышеизложенного суд считает требования Департамента о взыскании с ответчика субсидии в размере 72 438,34 руб., ущерба в размере 136 681,00 руб. законными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 7 182 рубля 00 копеек.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента образования администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) средства субсидии в размере 72 438 рублей 34 копейки, а так же причинённый ущерб в сумме 136 681 рубль 00 копеек.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 182 рубля 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.В. Завадская