Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь Дело № А50–17554/2007-А10
13 февраля 2008 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Даниловой С.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Даниловой С.А.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Отдела культуры Администрации Чусовского Муниципального района
к Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю
о признании незаконным бездействия
при участии
от истца ФИО1 - доверенность от 30.01.08г., предъявлен паспорт,
от ответчика не явился, заявление о рассмотрении спора в отсутствие ответчика.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия (действия) МИФНС России № 14 по Пермскому краю по отказу в списании задолженности, выраженного в письме №09-25,37649 от 06.11.2007г. и обязании налогового органа списать сумму задолженности в размере 632666 рублей (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, удовлетворенного судом в порядке ст.49 АПК РФ).
Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву, пояснил, что отказ в списании задолженности до наступления оснований, с которыми законодатель связывает возможность такого списания, является законным и обоснованным. В обоснование своей позиции, МИФНС России № 14 по Пермскому краю ссылается на то обстоятельство, что бности в размере 632666 рублей.азмере 632666 рублей.идированных или признанных банкротамиПостановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001г., начисленным пеням и штрафам в отношении налогоплательщиков - юридических лиц, ликвидированных или признанных банкротами до вступление в действие Постановления №100.
Заслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В связи с отнесением согласно Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в редакции от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района лишь общего вопроса по созданию условий для поселений в отношении культурных функций, из структуры администрации Чусовского Муниципального района был исключен Отдел культуры, ранее считавшийся отраслевым (функциональным) органом. Земским собранием Чусовского Муниципального района ПК было принято решение от 22.03.2007г. №238 «Об утверждении структуры Администрации Чусовского Муниципального района» от 19.04.2007г. (л.д.29-31), а главой администрации Чусовского Муниципального района - постановление от 11.05.2007г. №688 «О ликвидации Отдела культуры Администрации Чусовского Муниципального района» (л.д.31).
Как следует из материалов дела, 25.10.2007г. заявитель обратился в инспекцию с заявлением N 182 о списании задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам в общей сумме 847035 руб. 04 коп., как нереальной ко взысканию в силу причин зкономического и юридического характера, в том числе в связи с утратой инспекцией права на взыскание как во внесудебном так и в судебном порядке, ссылаясь на ст.ст.46,47,59, 70,87,88,113 НК РФ (л.д.12-13). В указанную сумму, как указал в письме заявитель, в том числе вошла задолженность по пени и штрафам, сформировавшаяся на 01.01.2001г.
Решением, выраженным в письме №09-25,37649 от 06.11.2007г., МИФНС России № 14 по Пермскому краю отказала в списании указанной задолженности в полном объеме, мотивировав свои действия отсутствием для этого оснований.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд считает требования правомерными в отношении суммы налогов, взносов, пени и штрафов, числившихся за заявителем по состоянию на 01.01.2001г. по следующим основаниям.
Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю и Отделом культуры Администрации Чусовского Муниципального района произведена сверка сумм федеральных налогов, пени и штрафов, а также страховых взносов, числившихся за заявителем по состоянию на 01.01.2001 г. и сохранившихся на дату составления промежуточного ликвидационного баланса и дату судебного заседания, соответствующие документы представлены в материалы дела. Согласно данным актов сверки и выписок из лицевого счета указанную задолженность образуют следующие суммы: налог на пользователей автомобильных дорог (федеральный дорожный налог) – пени в размере 7904,13руб., штрафы в размере 350 руб; НДФЛ – пени в размере 26063,36 руб.; страховые взносы в ПФ РФ – пени в размере 538070 руб., штрафы – 60279 руб., итого 632666,49 руб. В отношении указанной суммы заявитель просит суд принять решение об обязании Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю о списании.
Исходя из системного анализа ст.ст.23, 78, 113 НК РФ, с учетом положений ч.6 ст.13 АПК РФ, давностный срок взыскания налоговых платежей, в том числе пеней, ограничивается тремя годами. При отсутствии доказательств соблюдения 3-летнего срока взыскания задолженности по налогам, в случае истечения трехлетнего срока давности для принудительного взыскания суммы недоимки, пени, как мера обеспечения исполнения налогового обязательства не может быть взыскана в силу ст.75 НК РФ. Поскольку по общему правилу пени взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены, оснований для взыскания с налогоплательщика сумм пеней за пределами трехгодичного срока у налогового органа также не имеется.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные п. 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
В подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" указано, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным и местным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, такое обстоятельство как ликвидация организации установлено действующим законодательством в качестве основания для признания безнадежной к взысканию и списанию задолженности по федеральным налогам, пени и штрафам, а также страховым взносам, числившихся за заявителем по состоянию на 01.01.2001г., начисленным пеням и штрафам.
04.06.2007г. Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица- Отдела культуры Администрации Чусовского Муниципального района (л.д.40). Отделом культуры Администрации Чусовского Муниципального района представлены документы в налоговый орган о формировании ликвидационной комиссии – свидетельство о внесении записи в ЕГЮРЛ от 04.06.2007г. (л.д.38), составлен промежуточный ликвидационный баланс - свидетельство о внесении записи в ЕГЮРЛ от 04.10.2007г. (л.д.39).
Учитывая вышеизложенное, следует признать незаконным бездействие (действия) МИФНС России № 14 по Пермскому краю по отказу в списании задолженности в размере 632666,49 рублей, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Так как требования удовлетворены не в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.104, 110, 168-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие (действия) МИФНС России № 14 по Пермскому краю по отказу в списании задолженности, выраженного в письме №09-25,37649 от 06.11.2007г. в части задолженности в размере 632666,49 рублей.
Обязать МИФНС России № 14 по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем списания задолженности в размере 632666,49 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А. Данилова