Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2021 года дело № А50- 17555/2020
Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Г.В. Лядовой
при ведении протокола помощником судьи Косолаповой Я.И., секретарем судебного заседания Э.С. Вьюшковым,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (614065 <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (614990, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 15.06.2020 № КУВД-001/2020-8128007/1
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 2 от 11.01.2021 г., паспорт.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: ФИО2, представитель по доверенности № 263 от 19.12.2019, удостоверение № 006312 от 24.04.2011, диплом.
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее, заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 15.06.2020 № КУВД-001/2020-8128007/1; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства».
Заявитель на заявленных требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Судом заслушаны участники процесса, исследованы, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. ст. 65, 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено:
При рассмотрении спора судом установлено, что на основании распоряжения комитета от 16.06.2020 № 516 и утвержденной схемы был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 площадью 170 124 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: участок находится примерно в 0,014 км, по направлению на юго-запад от ориентира Пермский район, Фроловское с/п, д. Канабеково. В результате раздела образовалось 7 земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 площадью 1167 кв. м.
Распоряжением комитета от 07.07.2020 № 617 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 был изменен с «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства».
В регистрирующий орган 08.07.2020 обратился представитель Администрации Пермского муниципального района с заявлением о внесении изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037. С заявлением представлено распоряжение комитета от 07.07.2020 № 617 «Об изменении ВРИ земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловекое с/п, южнее д. Канабеково» с приложением перечня земельных участков, в числе которых указан спорный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
Уведомлением от 15.07.2020 № КУВД-001/2020-8128007/1 управление отказало во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
Основанием для отказа послужило то, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости спорные участки имеют категорию -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Заявитель намерен изменить разрешенное использование земельного участка на «ведение садоводства». Ведение садоводства (где допустимо строительство) недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «ведения садоводства» невозможно без изменения категории земель. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Ссылаясь на то, что решение об отказе во внесении изменений сведений в Единый государственный реестр недвижимости о смене вида разрешенного использования земельного участка, изложенное в уведомлении от 15.07.2020 № КУВД-001/2020-81280071/1, незаконно и нарушает права комитета, как уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами на территории Пермского муниципального района, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Управление Росреестра просит в требованиях отказать. В обоснование своих возражений управлением в материалы дела представлены доказательства, которыми, подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на землях сельхозугодий (пашнях).
В ГФДЗ в силу Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» включена вся землеустроительная документация, полученная в результате проведения работ по землеустройству, накопленная на дату принятия закона (2001 год). Землеустроительная документация, включенная в ГДФЗ, является федеральной собственностью. В настоящее время в ГФДЗ Управления имеется следующая документация в отношении кадастрового квартала 59:32:3660004:
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково, с цифрового базового плана масштаба 1:10000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2006 г.;АФС-2005 г;
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково с материалов по передаче земель сельских населенных 8 пунктов в ведение Симакинсого сельского совета Пермского района Пермской области, изготовленного Пермским филиалом Уральского государственного проектного института по землеустройству «УралНИИгипрозем» в 1991 году;
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково, с цифрового базового плана масштаба 1:2000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2002 г.; АФС-2007 г.
Посредством сопоставления изображения элементов местности, отображенных в графической части Проекта, со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 расположен на пашне. Согласно планово-картографическому материалу: с цифровой базовой карты масштаба 1:10 000 на территорию Пермского района, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2006 гг., по материалам аэрофотосъемки 2005 года, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 также расположен на пашне (условное обозначение - П).
В соответствии с инструкцией по дешифрированию аэрофотоснимков и фотопланов в масштабах 1:10000 и 1:25000 для целей землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра сельскохозяйственные угодья -пашни обозначаются условным знаком «П». Основные дешифровочные признаки пашни - линейчатая текстура, четкость границ и определенная геометрическая форма полей. Четкость границ обусловлена тенями от массивов возвышающихся растений, от канав и изгородей.
Предметы и контуры местности наносятся на карту, создаваемую по материалам аэрофотосъемки, или идентифицируются и оформляются на фотоплане в результате дешифрирования их отображений на аэрофотоснимках. Дешифрирование - процесс опознавания предметов и контуров местности, установления их качественных и количественных характеристик, обозначения (оформления) их с соответствующим отбором и обобщением принятыми для данного масштаба карты (фотоплана) условными знаками на изображениях (фотоснимках, фотосхемах, фотопланах).
Дешифрирование снимков - процесс обнаружения, распознавания и изображения в специальных условных знаках видимых объектов кадастра (постройки, сельскохозяйственные угодья, ландшафты, нарушенные земли и др.). Как указано выше ГФДЗ содержит сведения, что спорный земельный участок расположен на земельном участке, который согласно изображению на выкопировки имеет условный знак «П». Таким образом, согласно имеющимся материалам в ГФДЗ земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 расположен на сельскохозяйственных угодьях - пашня, в границах землепользования бывшей птицефабрики «Пермская».
Согласно п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
В материалах дела отсутствуют иные доказательства, которые бы подтверждали изменение правового режима использования спорного земельного участка. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что после 1991 года спорный земельный участок приобрел иной статус и был отнесен к иным землям в составе земель сельскохозяйственного назначения, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1, 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Территориальное планирование и функциональное зонирование территории муниципального образования осуществляется на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. Порядок их принятия и утверждения установлен Градостроительным кодексом РФ.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).
Доказательств включения спорных земельных участков в границы населенного пункта и соответствующего изменения категории указанных земельных участков, с учетом установленной законодательством процедуры, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах требования подлежат отклонению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, но учитывая, что Комитет в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, как и Управление Росреестра, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Лядова Г.В.