Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2020 года дело № А50- 17555/2020
Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Г.В. Лядовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Э.Г. Хасаншиной
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (614065 <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (614990, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 15.06.2020 № КУВД-001/2020-8128007/1
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 1 от 09.01.2020, паспорт, диплом; ФИО2, председатель Комитета, служебное удостоверение № 103-17;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: ФИО3, представитель по доверенности № 263 от 19.12.2019, удостоверение № 006312 от 24.04.2011, диплом.
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее, заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 15.06.2020 № КУВД-001/2020-8128007/1; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства».
Заявитель на заявленных требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Судом заслушаны участники процесса, исследованы, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. ст. 65, 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено:
Заявитель основывает свои требования на том, что Комитет обратился в порядке межведомственного информационного взаимодействия в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства». Государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Уведомлением от 15.06.2020 № КУВД -001/2020-8128007/1 Управление Росреестра отказало о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 основанием для отказа послужило то, что согласно данным ЕГРН спорные участки имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Заявитель намерен изменить разрешенное использование земельного участка на «ведение садоводства». Ведение садоводства (где допустимо строительство) недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «ведения садоводства» невозможно без изменения категории земель. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Комитет считает, что решение об отказе о внесении изменений сведений в ЕГРН о смене вида разрешенного использования земельного участка, изложенное в уведомлении от 15.06.2020 г. № КУВД -001/2020-81280071/1, не законно и нарушает права Комитета, как уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами на территории Пермского муниципального района.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что на основании распоряжения Комитета № 516 от 16.06.2020 и утвержденный схемы был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 площадью 170 124 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования : для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: участок находится примерно в 0,014 км, по направлению на юго-запад от ориентира Пермский р-он, Фроловское с/п, д. Канабеково.
В результате раздела образовалось 7 земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 площадью 1 167 кв.м.
Распоряжением Комитета № 617от 07.07.2020 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 был изменен с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства».
Данное распоряжение было направлено в Управление для внесения в ЕГРН соответствующих сведений.
Отказывая в смене вида разрешенного использования земельного участка Управление Росреестра указало, что согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования этих земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Данный вывод Управления Росреестра не основан на законе.
Решением Земского Собрания от 30.05.2019 № 399 утверждены «Правила землепользования и застройки МО «Фроловское сельское поселение» (далее - ПЗЗ). Так согласно ПЗЗ исходный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 и соответственно земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 расположены в территориальной зоне Д-1 - «Зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерческим объединениям», в которой в качестве основных видов разрешенного использования имеется вид использования «ведение садоводства», что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района.
Согласно ПЗЗ земельный участок не находится на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, соответственно Управление Росреестра не обосновано применило ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, которая устанавливает запрет в смене разрешенного использования исключительно в отношении земель, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям.
Также не подлежит применению п.3 ч.1 ст. 4 ФЗ № 137-ФЗ от 29.12.2004, данная норма регламентирует процедуру установления вида разрешенного использования земельного, путем проведения публичных слушаний, при отсутствии утвержденных ПЗЗ.
В соответствии с п.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения садоводства.
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 22.12.2016 № 178 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Положение). Согласно п. 2.2.2. Положения основными задачами Комитета являются: эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), в соответствии с действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 вошел в список участков, которые планировалось предоставить в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, по основаниям подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра нарушает права Комитета, связанные с эффективным управлением земельными ресурсами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Управление Росреестра с требованиями не согласно, указало, что согласно данным ЕГРН в отношении объекта - земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 1167 кв.м.
Данный земельный участок образован 23.06.2020 из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Пермский, с/п Фроловекое, д. Канабеково. Способ образования: раздел с измененным земельным участком. -
В настоящее время ЕГРН не содержит сведений о регистрации прав в отношении данных земельных участков.
08.07.2020 в регистрирующий орган обратился представитель Администрации Пермского муниципального района с заявлением о внесении изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
С заявлением представлено распоряжение комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 07.07.2020 № 617 «Об изменении ВРИ земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловекое с/п, южнее д. Канабеково» (далее -Постановление от 07.07.2020 № 617) с приложением перечня земельных участков, в числе которых указан спорный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
15.06.2020 принято решение об отказе внесения изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования земельного участка.
Относительно правомерности принятого решения считаем необходимым изложить следующее.
Как было указано ранее земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 (исходный земельный участок), который сохраняется в измененных границах. Из исходного земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 на сегодняшний день образовано 24 земельных участка.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости исходный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 поставлен на кадастровый учет 26.08.2009, по адресу: «Участок находится примерно в 0.014 км, по направлению на юго-запад от ориентира край Пермский, р-н Пермский, с/п Фроловское, д. Канабеково», категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадь 170124 кв.м. и координаты, определенные с достаточной погрешностью 0,1 м. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, имеется запись о прекращении права аренды.
Согласно материалам кадастрового дела, земельный участок 59:32:3660004:52 поставлен на государственный кадастровый учет 26.08.2009 на основании заявления от 24.06.2009 № 5932/102/09-4862 и описания земельных участков, подготовленного 10.06.2009 кадастровым инженером ФИО4. (ООО «Аршин»). Заказчиком кадастровых работ являлся Пермский муниципальный район.
Таким образом, согласно данным ЕГРН спорные участки имеют категорию -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».
Между тем, заявитель намерен изменить разрешенное использование земельного участка на «ведение садоводства».
С 01.01.2017 кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона № 218-ФЗ при проведении государственного кадастрового учета проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Так, в соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования этих земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действия принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 ФЗ от 29.12.2004 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществление их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Статья 81 Земельного кодекса РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Более того правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом № 101-ФЗ. Соответственно изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «ведение садоводства» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона № 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
При этом следует отметить, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, полагаем, что ведение садоводства (где допустимо строительство) недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем. изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «ведения садоводства» невозможно без изменения категории земель.
Более того, положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в законную силу с 01.01.2019, ст. 79 Земельного кодекса РФ дополнена пунктом 6, в соответствии с которым сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В ГФДЗ в силу Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» включена вся землеустроительная документация, полученная в результате проведения работ по землеустройству, накопленная на дату принятия закона (2001 год). Землеустроительная документация, включенная в ГДФЗ, является федеральной собственностью.
В настоящее время в ГФДЗ Управления имеется следующая документация в отношении кадастрового квартала 59:32:3660004:
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково, с цифрового базового плана масштаба 1:10000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2006 г.;АФС-2005 г;
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково с материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Симакинсого сельского совета Пермского района Пермской области, изготовленного Пермским филиалом Уральского государственного проектного института по землеустройству «УралНИИгипрозем» в 1991 году;
- Выкопировка на территорию земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское, д. Канабеково, с цифрового базового плана масштаба 1:2000, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2002 г.; АФС-2007 г.
Посредством сопоставления изображения элементов местности, отображенных в графической части Проекта, со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 расположен на пашне.
Согласно планово-картографическому материалу: с цифровой базовой карты масштаба 1:10 000 на территорию Пермского района, изготовленного Уральским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ» в 2006 гг., по материалам аэрофотосъемки 2005 года, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 также расположен на пашне (условное обозначение - П).
В соответствии с инструкцией по дешифрированию аэрофотоснимков и фотопланов в масштабах 1:10000 и 1:25000 для целей землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра сельскохозяйственные угодья - пашни обозначаются условным знаком «П».
Основные дешифровочные признаки пашни - линейчатая текстура, четкость границ и определенная геометрическая форма полей. Четкость границ обусловлена тенями от массивов возвышающихся растений, от канав и изгородей.
Предметы и контуры местности наносятся на карту, создаваемую по материалам аэрофотосъемки, или идентифицируются и оформляются на фотоплане в результате дешифрирования их отображений на аэрофотоснимках.
Дешифрирование - процесс опознавания предметов и контуров местности, установления их качественных и количественных характеристик, обозначения (оформления) их с соответствующим отбором и обобщением принятыми для данного масштаба карты (фотоплана) условными знаками на изображениях (фотоснимках, фотосхемах, фотопланах).
Дешифрирование снимков - процесс обнаружения, распознавания и изображения в специальных условных знаках видимых объектов кадастра (постройки, сельскохозяйственные угодья, ландшафты, нарушенные земли и др.).
Как указано выше ГФДЗ содержит сведения, что спорный земельный участок расположен на земельном участке, который согласно изображению на выкопировки имеет условный знак «П».
Таким образом, согласно имеющимся материалам в ГФДЗ земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:52 расположен на сельскохозяйственных угодьях - пашня, в границах землепользования бывшей птицефабрики «Пермская».
Согласно п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
На основании вышеизложенного считаем, что данный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимо также отметить, что Управление не располагает документами, свидетельствующими об исключении данного участка из состава земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Управление Росреестра просит в требованиях отказать.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Участниками процесса не оспаривается факт образования спорного земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52.
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с разрешенным использованием «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» поставлен на кадастровый учет 23.06.2020 расположен в территориальной зоне Д-1 «Зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерческим объединениям».
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных, предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
На основании ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Часть 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в составе зон сельскохозяйственного использования выделяет:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ к сельскохозяйственным угодьям не применяются.
Вместе с тем, запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в Градостроительном кодексе РФ отсутствует.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ, к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями), также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в ч. 4 и 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Территориальное планирование и функциональное зонирование территории муниципального образования осуществляется на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. Порядок их принятия и утверждения установлен Градостроительным кодексом РФ.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).
В соответствии с действующей редакцией Правил землепользования и застройки МО «Фроловское сельское поселение» утвержденных решением Земского Собрания № 399 от 30.05.2019, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 относится к территориальной зоне Д-1- зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерчискими объектами.
Доказательств объективно подтверждающих, что спорный земельный участок расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, его отнесение к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, Управлением Росреестра не представлено.
Представленные в материалы дела выкопировки с дешифровкой не могут быть приняты в качестве достоверного доказательства, поскольку составлены по состоянию на 1991 год. На момент вынесения оспариваемого решения Управлением Росреестра действуют Правила землепользования и застройки МО «Фроловское сельское поселение» утвержденных решением Земского Собрания № 399 от 30.05.2019, согласно которым спорный земельный участок расположен вне границ населенного пункта в функциональной зоне размещения коллективных садов и дач и отнесен к территориальной зоне Д-1 - зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерчискими объектами ведения садоводства. Спорный земельный участок согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к категории – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения крестьянское (фермерского) хозяйства.
Доказательств того, что данные Правила на момент принятия спорного решения утратили силу, либо были признаны недействительным со стороны Управления Росреестра не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянско-фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 отсутствует такой вид разрешенного использования земельного участка как «для ведения крестьянское (фермерского) хозяйства». При этом согласно пункту 1 раздела 1 Классификатора вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства и включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, но учитывая, что Комитет в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, как и Управление Росреестра, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным решение от 15.06.2020 года № КУВД-001/2020-8128007/1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Лядова Г.В.