ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-17589/15 от 06.11.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

12 ноября 2015 года Дело № А50-17589/2015

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.В. Дубова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуевой К.Э.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта» (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375)

к Департаменту финансов Администрации города Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610)

о признании недействительным предписания от 22.07.2015 №15

При участии в заседании представителей:

Заявителя – Зиннер М.В. по дов от 12.05.2014г.

Заинтересованного лица – Баландиной Т.В. по дов от 30.12.2014г.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта» / далее- заявитель, учреждение или школа/ обратилось в арбитражный суд с заявлением / с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ/ о признании недействительным вынесенного 22 июля 2015 года Департаментом финансов Администрации города Перми / далее- заинтересованное лицо или Департамент/ представления № 15 об устранении выявленных нарушений в части предложения учреждению возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 рубль.

Заявитель и его представитель в заседании суда полагают, что учреждением не допущено в 2013,2014г.г. нецелевого использования полученных из бюджета г. Перми на исполнение муниципального задания субсидий на основании соответствующих соглашений с учредителем – Комитетом по физической культуре и спорту администрации г. Перми. Ссылаются на выплату руководителю учреждения заработной платы в полном соответствии с Постановлением администрации г. Перми № 706 от 20.10.2009г. В любом случае указывают на незаконность представления в части предложения школе возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 рубль, так как неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных учреждению могут быть использованы им в текущем году для достижения целей, ради которых оно создано.

Заинтересованное лицо и его представитель в ходе судебного разбирательства требование учреждения отклонили по основаниям указанным в отзыве. Ссылаются на законность и обоснованность представления в оспариваемой части.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что требование школы следует удовлетворить, исходя из следующего.

Контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов администрации г. Перми в период с 09.06.2015г. по 03.07.2015г. проведена проверка соблюдения школой условий предоставления субсидий.

По результатам проверки составлен Акт контрольного мероприятия от 14.07.2015г. в котором отражено, что учреждением, в нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2011г. № 402-ФЗ, п. 5.2 и 5.3 «Положения об отраслевой системе оплаты труда муниципальных учреждений, подведомственных комитету по физической культуре и спорту администрации г. Перми», утвержденного Постановлением № 706, допущено неправомерное расходование на оплату труда полученных от учредителя субсидий в размере 318461,77 руб в связи с неверным установлением коэффициентов за стаж и квалификационную категорию, выплат премий без учета фактически отработанного времени, начислений заработной платы директору в отсутствии приказа Учредителя.

Руководителем заинтересованного лица в адрес школы направлено представление № 15 от 22.07.2015г. в котором предлагается в срок до 12.10.2015г. принять меры по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий возникновения выявленных нарушений и возместить на лицевой счет учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 руб.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Постановлением администрации г. Перми № 1009 от 23.12.2009г. утвержден «Порядок предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания из бюджета города Перми» /далее-Порядок/

Согласно п. 1.2. Порядка субсидии на выполнение муниципального задания предоставляются муниципальному бюджетному учреждению и муниципальному автономному учреждению функциональным либо территориальным органом администрации города Перми, осуществляющим по поручению администрации города Перми отдельные функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения, руководителем аппарата администрации города Перми, осуществляющим от имени администрации города Перми отдельные полномочия учредителя в отношении подведомственных администрации города Перми муниципальных учреждений.

Пунктами 3.1, 3.2 Порядка установлено, что субсидии на выполнение муниципального задания предоставляются на основании соглашения между учредителем и подведомственным муниципальным бюджетным (автономным) учреждением по типовой форме согласно приложению к Порядку предоставления субсидий на выполнение муниципального задания. Средства, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города Перми в виде субсидий на выполнение муниципального задания, расходуются в соответствии с их целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели.

Возврат субсидий предусмотрен положениями п.4.1-4.2 Порядка согласно которым средства, предоставляемые в виде субсидий на выполнение муниципального задания, подлежат возврату в бюджет города Перми в случае, если фактически исполненное бюджетным (автономным) учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в муниципальном задании.

При установлении учредителем, органом внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Перми, наделенным полномочиями в области контроля, нецелевого использования бюджетными и автономными учреждениями предоставленных субсидий на выполнение муниципального задания указанные средства подлежат возврату в бюджет города Перми бюджетными и автономными учреждениями в течение 90 календарных дней со дня получения акта по результатам контрольного мероприятия.

Из обстоятельств дела следует, что учреждение создано на основании постановления администрации г. Перми № 487 от 06.08.2010г. Учредителем школы является муниципальное образование «Город Пермь». Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Город Пермь» осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по ее поручению осуществляет Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми на основании правовых актов администрации г. Перми /п. 1.1, 1.2 Устава Учреждения/

На основании соглашений от 28.12.2012г. и от 31.12.2013г., заключенным между школой и комитетом по физической культуре и спорту администрации г. Перми, учреждению представлялись субсидии на выполнение муниципального задания. Указанными соглашениями также предусмотрено, что если фактически исполненное учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в муниципальном задании, а также в случае нецелевого использования учреждением предоставленных субсидий, они подлежат возврату учреждением в бюджет города Перми.

В ходе контрольных мероприятий заинтересованным лицом установлено, что в период с 01.01.2013г. по 30.06.2014г. руководителю учреждения производилось начисление и выплата специальной части заработной платы , учитывающей квалификационную категорию, государственные и ведомственные награды и стаж работы в размере 0,55% от оклада в отсутствие приказов учредителя на установление указанных выплат, выплачена премия за 2014 год без учета фактически отработанного времени, излишне выплачена премия за 2 квартал 2014 года исходя из должностного оклада, установленного с 01.07.2014г. Кроме того при проверке установлены нарушения порядка выплат заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат иным сотрудникам учреждения.

Учреждение не оспаривает фактов выплат заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат с нарушением установленного порядка сотрудникам учреждения, кроме руководителя учреждения.

В отношении выплат руководителю учреждения полагает, что такие выплаты проведены в полном соответствии с Постановлением Администрации г. Перми № 706 от 20.10.2009г.

Согласно п. 6.1,6.2 «Положения об отраслевой системе оплаты труда муниципальных учреждений, подведомственных комитету по физической культуре и спорту администрации города Перми", утвержденного названным Постановлением, заработная плата руководителя учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей.

Базовая часть заработной платы руководителя состоит из должностного оклада и специальной части, учитывающей квалификационную категорию, государственные и ведомственные награды, стаж работы, и рассчитывается по соответствующей формуле.

Статья 144 Трудового кодекса РФ предусматривает, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Пермской городской Думы № 209 от 22.09.2009г. утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений г. Перми. Пунктом 1.3 данного положения также предусмотрено, что система оплаты труда работников отдельного учреждения устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, Положением и иными нормативными правовыми актами города Перми.

Из названных положений Трудового кодекса РФ и Решения Пермской городской Думы следует, что наличие приказа Учредителя является необходимым условием для установления размера и выплат заработной платы руководителю муниципального учреждения, поэтому доводы заявителя в указанной части судом не могут быть приняты. Отсутствие такого приказа в период выплат заработной платы руководителю, отраженных в акте проверки учреждения, заявителем не оспаривается.

Доводы заявителя о незаконности оспариваемого представления в части предложения учреждению возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 рубль судом рассмотрены и признаны обоснованными.

Пунктом 4.3 Порядка предусмотрено, что не использованные в отчетном финансовом году остатки средств субсидии на выполнение муниципального задания, предоставленные из бюджета города Перми, при выполнении бюджетными и автономными учреждениями в текущем финансовом году муниципального задания в полном объеме и соответствующего качества используются на те же цели.

Соответствующие положения содержат и соглашения от 28.12.2012г. и от 31.12.2013г., заключенные между школой и комитетом по физической культуре и спорту администрации г. Перми.

Так как в ходе проверки заинтересованным лицом не установлено, что фактически исполненное учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в муниципальном задании, а также не установлено фактов нецелевого использования учреждением предоставленных субсидий на выполнение муниципального задания, у Департамента не имелось правовых оснований для направления школе представления с требованием о возврате полученной субсидии в сумме 318461,77 рубль на лицевой счет Учредителя.

С учетом изложенного, оспариваемое представление в части предложения учреждению возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 рубль следует признать недействительным согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку заявленное требование судом удовлетворено, с заинтересованного лица в пользу учреждения следует взыскать госпошлину в сумме 3000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Заявленное требование удовлетворить.

2. Признать недействительным вынесенное 22 июля 2015 года Департаментом финансов Администрации города Перми представление об устранении выявленных нарушений в части предложения муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта» (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375) возместить на лицевой счет Учредителя средства субсидии в сумме 318461,77 рубль, как не соответствующее Бюджетному законодательству Российской Федерации.

3. Обязать Департамент финансов Администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта» (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375).

4. Взыскать с Департамента финансов Администрации города Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610) в пользу муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гребным видам спорта» (ОГРН 1025900531623, ИНН 5902292375) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья А.В. Дубов