ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-17741/2023 от 14.08.2023 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь Дело № А50-17741/2023

«21» августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 21 августа 2023 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи В.Ю. Носковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Хашиг, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кибер Стелла» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий (бездействий) налогового органа,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 под доверенности от 15.05.2023, предъявлены паспорт и диплом; ФИО2 по доверенности от 08.06.2022, предъявлены паспорт и диплом;

от налогового органа – ФИО3 по доверенности от 16.12.2022, предъявлены удостоверение и диплом;

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 06.12.2022 № 11258, предъявлены удостоверение и диплом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кибер Стелла» (далее – заявитель, Общество, общество «Кибер Стелла») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, связанных с невозвращением Обществу документов (предметов), изъятых в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия от 28.04.2023.

Определением суда от 27.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Управление, Управление ФСБ, третье лицо).

Требования заявителя мотивированы ссылками на неправомерное проведение Инспекцией мероприятий налогового контроля в отношении Общества, включенного в реестр аккредитованных IT-компаний, освобожденных от налогового, валютного и иного государственного контроля на срок до трех лет. По мнению заявителя, изъятие документов фактически осуществлено не должностными лицами третьего лица, а должностными лицами Инспекции.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласился по доводам письменного отзыва (л.д. 12-13), полагает, что оспариваемые действия (бездействие) являются законными и обоснованными, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушают. Отмечает, что поскольку изъятие документов и предметов осуществлено сотрудниками Управления в ходе оперативно-розыскной деятельности, обязанность по их возвращению не может быть возложена на налоговый орган.

Управление в представленном письменном отзыве поддержало позицию Инспекции (л.д. 20-23), указало, что привлечение к участию в проведении оперативно-розыскного мероприятия в качестве специалистов сотрудников налогового органа не нарушает прав и законных интересов Общества, не противоречит положениям действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 28.04.2023 на основании постановления № 4/в-2087 о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в нежилых помещениях группы компаний, расположенных по адресу: <...>, сотрудниками Управления ФСБ проведено названное оперативно-розыскное мероприятие, в результате которого изъяты документы, вещи, электронные носители информации, принадлежащие Обществу.

Основанием для проведения указанного мероприятия и изъятия в ходе него предметов, послужили оперативные материалы о возможной причастности неустановленных лиц к незаконной банковской деятельности.

В процедуре изъятия документов, осуществленной в рамках ОРМ, в качестве привлеченных специалистов участвовали должностные лица Инспекции.

04.05.2023 постановлением о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу УФСБ России по Пермскому краю переданы УФНС России по Пермскому краю документы, техника и иные результаты ОРМ, которые могут быть использованы для реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

29.05.2023 полученные от Управления ФСБ документы переданы УФНС России по Пермскому краю Инспекции.

Посчитав, что фактически именно сотрудниками налогового органа, а не Управления ФСБ, проведены мероприятия по изъятию у общества документов и предметов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для невозвращения налогоплательщику изъятых в ходе спорного мероприятия материалов, налогоплательщик обратился с жалобой в УФНС России по Пермскому краю, в которой просил признать действия Инспекции незаконными.

Решением от 05.06.2023 № 18-18/154 УФНС России по Пермскому краю жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Полагая, что действия сотрудников Инспекции по невозвращению всех предметов и документов, изъятых в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия, не соответствуют НК РФ, нарушают права и законные Общества оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Учитывая, что заявитель обжаловал оспариваемые действия Инспекции в вышестоящем налогом органе, однако УФНС России по Пермскому краю в удовлетворении жалобы отказало, следовательно, заявителем соблюдён досудебный порядок установленный пунктом 2 статьи 138 НК РФ и его заявление об оспаривании решения Инспекции подлежит рассмотрению судом по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на заявителя.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Исходя из пункта 2 статьи 1 НК РФ, им устанавливается система налогов и сборов, страховых взносов и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля.

Как предусмотрено подпунктами 10, 11, 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право: - требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; - обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

В силу статьи 22 Кодекса налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов; права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Как установлено подпунктами 1, 6, 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны: - уплачивать законно установленные налоги; - представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Исходя из пункта 2 статьи 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

В силу пункта 3 статьи 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Исходя из статей 31, 32, 33, 82, 87 НК РФ, пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее также - Закон № 943-1) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ, и обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (налоговый контроль).

Подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе: - требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; - проводить налоговые проверки в порядке, установленном этим Кодексом; - производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Пунктами 3, 7 статьи 7 Закона № 943-1 предусмотрено, что налоговым органам предоставлено право: - осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ; - производить в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Пунктом 1 статьи 82 НК РФ закреплено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном этим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом в рамках проверки, определены в статье 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи закреплено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Исходя из пункта 4 статьи 89 НК РФ, предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном
статьей 93 НК РФ. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

Пункт 14 статьи 89 НК РФ предусматривает, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ. При этом пункт 8 статьи 94 НК РФ устанавливает, что при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Из системного толкования норм НК РФ следует, что обязанность налогового органа по возврату документов налогоплательщику возникает при условии, что документы были затребованы у налогоплательщика в порядке статьи 93 НК РФ, либо изъяты в порядке статьи 94 НК РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных настоящим федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Согласно статье 6 Закона № 144-ФЗ должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Статьей 11 Закона № 144-ФЗ предусмотрено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 144-ФЗ следует, что изготовление и заверение копий документов и информации, содержащейся на электронных носителях, осуществляется непосредственно должностным лицом, осуществившим изъятие в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по направлению в адрес юридического лица копий документов и электронных носителей информации, изъятых у него в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия.

В рассматриваемом случае изъятие документов происходило не в рамках налоговой проверки, проводимой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а осуществлялось самостоятельно органами ФСБ России в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании пункта 1 части 1 статьи 15 Закона № 144-ФЗ.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий документы и предметы не использованы Инспекцией при проведении мероприятий налогового контроля (камеральных, выездных проверках), предполагающих право лица знакомиться с результатами таких мероприятий, в том числе с правом снятия копий материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ). Имеющиеся в распоряжении налогового органа материалы ОРМ УФСБ России по Пермскому краю не использовались и как доказательство нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах, а потому не подлежали вручению на основании пункта 3.1 статьи 100 НК РФ.

Соответственно при передаче результатов ОРД в налоговый орган данные материалы не утратили своего правового статуса, а потому право на распоряжение указанными материалами у Инспекции отсутствует, следовательно, налоговый орган не вправе вернуть документы и предметы в адрес Общества без согласования с органами УФСБ России по Пермскому краю.

Указанный вопрос должен быть разрешен в порядке Закона № 144-ФЗ либо в соответствии со статьями 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в случае возбуждения уголовного дела и приобщения документов в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела).

С учетом изложенного доводы Общества признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, неверном понимании природы спорных контрольных мероприятий, установленных Законом № 144-ФЗ.

Нарушение оспариваемыми действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности судом не установлено.

Поскольку в рассматриваемом случае в отношении Общества мероприятия налогового контроля в порядке, установленном НК РФ, не проводились, ссылки заявителя на освобождение Общества как аккредитованной ИТ-Компании от налогового контроля не могут быть приняты во внимание.

Суд учитывает, что при участии сотрудников УФСБ России по Пермскому краю представителю ООО «Кибер Стелла» ФИО1 возвращена часть документов (предметов), что подтверждается актом приема-передачи от 03.07.2023. Актами приема-передачи от 07.07.2023, 13.07.2023.18.07.2023 представителю ООО «Стелла Групп» (ИНН <***>) ФИО1 передана часть документов (предметов) при участии сотрудников УФСБ России по Пермскому краю.

Кроме того, Общество обращалось в Ленинский районный суд с требованием признания незаконными действий УФСБ России по Пермскому краю и возвращении изъятых документов (предметов). Постановлением № 3/10-72/2023 в удовлетворении требований Общества отказано.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что заявленные требования Общества оставлены без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, перечисленной по платежному поручению от 19.07.2023 № 60, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Кибер Стелла» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья В.Ю. Носкова