ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-17801/16 от 17.10.2016 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Пермь

24 октября 2016г.                                          Дело № А50-17801/2016

        Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2016г.

       Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2016г.

Арбитражный суд Пермского края в составе  судьи  В.В.Удовихиной

при  ведении протокола  судебного  заседания помощником судьи Катаевой-Гатиатуллиной Л.Р., рассмотрел в заседании суда дело

по иску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику – Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании принять имущество в казну Российской Федерации

при участии:

от истца: ФИО1, паспорт, доверенность от 30.12.2015.

от ответчика: не явился, извещен

Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ответчик) о возложении обязанности принять в казну Российской федерации имущество, переданное УФССП России по Пермскому краю в оперативное управление по распоряжению №850-р от 16.06.2009г. имущество - гараж для легковых автомобилей, находящийся по адресу: <...>.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что истец выразил отказ от права оперативного управлению объекта недвижимости, однако ответчик отказал в прекращении оперативного управления и принятии недвижимого имущества в казну Российской Федерации, на нормы ст. 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Решение принято в отсутствие представителей ответчика, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В письменном отзыве Ответчик указал, что с исковыми требованиями не согласен, просит отказать удовлетворении исковых требований.

Заслушав мнение истца, изучив представленные доказательства по делу, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворении  исковых требований.

Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 16.06.2009 № 850-р за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее - Управление) был закреплен на праве оперативного управления и передан по акту приема-передачи здания (сооружения) № 7 от 19.06.2009 гараж для легковых автомобилей, находящийся по адресу: <...>.

01.05.2015  произошло объединение отделов судебных приставов, в
результате чего упразднен отдел судебных приставов по Бардымскому району и создан отдел судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю с размещением в <...>.

Вследствие чего истец утратил необходимость в здании (сооружении) № 7 от 19.06.2009 - гараже для легковых автомобилей, находящийся по адресу: <...> д.

18.05.2016  истец в адрес ответчика направил письмо за номером
59907/16/20285- их о необходимости изъятия в Казну Российской Федерации
неиспользуемого вышеуказанного имущества.

Письмом от 15.06.2016 № 00089/16/53847 ФССП России согласовало отказ от права оперативного управления и передачу в казну указанного имущества.

Поскольку ответчик не принял объекты недвижимости в казну Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса.

В силу статьи 296 ГК РФ в случае закрепления имущества на праве оперативного управления за учреждением владение, пользование и распоряжение этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества, осуществляет такое учреждение.

При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом (пункт 2 статьи 299 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статьей 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В настоящем случае, действия по отказу от имущества направлены на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов, поскольку спорное имущество не используется истцом в течение длительного времени.

В соответствии с пунктом 5.22 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделены полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений.

В соответствии с пунктом 4.2.15 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2008 г. № 374) территориальный орган закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями.

Судом учтено, что учреждение реализовало свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и имеются правовые основания для передачи имущества в казну Российской Федерации.

Довод ответчика, о том, что изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью собственника судом отклоняется.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Взыскание государственной пошлины со сторон не производится, в связи с их освобождением от уплаты государственной пошлины на основании ст. 337.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае принять в казну Российской федерации имущество, переданное УФССП России по Пермскому краю в оперативное управление по распоряжению №850-р от 16.06.2009г.- гараж для легковых автомобилей, находящийся по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                           В.В. Удовихина