Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
3 ноября 2011 года Дело № А50-17940/2011
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мартемьянова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Кирилловой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ИФНС России по г. Добрянке Пермского рая
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Полазненский детский сад №5»
о взыскании 31 882,76 руб.
при участии:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен.
Установил:
ИФНС России по г. Добрянке Пермского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Полазненский детский сад №5» задолженности в сумме 31 882,76 руб., в том числе, недоимки по ЕСН (ФБ) в сумме 275,99 руб., пени в сумме 15 992,02 руб., недоимки по ЕСН (ТФОМС) в сумме 250,76 руб., пени в сумме 6 792,24 руб., а также пени по НДФЛ в сумме 8 521,75 руб. и штраф по ст.123 НК РФ в сумме 50 руб.
Вместе с заявлением о взыскании с ответчика задолженности налоговым органом в арбитражный суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления. Причиной пропуска срока налоговый орган считает техническую ошибку, произошедшую при формировании списков налогоплательщиков, не исполнивших требования об уплате налога, пени и штрафа в установленный законодательством срок, и выявленную лишь в мае 2011. Данная причина, по мнению заявителя, является уважительной.
Согласно ч. 4 ст. 137 АПК РФ с учетом отсутствия от сторон возражений относительно проведения судебного разбирательства сразу после завершения предварительного судебного заседания, суд, установив, что дело подготовлено к судебному разбирательству, перешел к его рассмотрению по существу.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично в сети Интернет, что в силу ч. 2 ст. 215 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны своевременно уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 23, п. 1 ст. 235 НК РФ должник является плательщиком ЕСН и обязан своевременно уплачивать суммы налога в бюджет. Согласно п.п. 1 и 3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд, и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В силу ст. 240 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Как следует из материалов дела, учреждение представило в налоговый орган расчеты по авансовым платежам (декларации) по единому социальному налогу за 2, 3 кварталы 2003 года, 1-3 кварталы 2004 года, 2004 год, 1-3 кварталы 2005 года, 2005 год, 1-3 кварталы 2006 года, 2006 год, 1-3 кварталы 2007 года2007 год, 1-3 кварталы 2008 года, 2008 год, 1-3 кварталы 2009 года, 2009 год.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату ЕСН (ФБ) за указанные периоды налоговым органом начислены пени в сумме 15 992,02 руб., за несвоевременную уплату ЕСН (ТФОМС) начислены пени в сумме 6 792,24 руб.
Ввиду неполной уплаты ответчиком налога в установленный законодательством срок налоговый орган обязал должника уплатить задолженность по налогу в сумме 275,99 руб. (ФБ) и 250,76 руб. (ТФОМС) и пени в сумме 15 992,02 руб., 6 792,24 руб. соответственно, выставив требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 556 от 24.09.2003, №4768 от 25.11.2004, №6834 от 17.06.2005, №7096 от 26.07.2005, №9020 от 30.09.2005, №9341 от 11.11.2005, №5512 от 03.04.2006, № 6843 от 10.05.2006, № 8266 от 20.07.2006, №10098 от 09.08.2006, №11789 от 30.10.2006, №10422 от 08.05.2007, №13030 от 07.08.2007, №584 от 20.08.2007, №369 от 12.02.2008, №13656 от 13.05.2008, №16649 от 19.08.2008, №17042 от 25.09.2008, №8965 от 08.04.2009, №11147 от 07.05.2009, №11263 от 13.05.2009, № 14872 от 27.07.2009, № 7801 от 18.03.2010, со сроком уплаты по последнему требованию до 29.03.2010.
Должником в установленные в требовании сроки недоимка по ЕСН и пени не уплачены, что явилось основанием для обращения в суд.
В силу п.1 ст. 226 НК РФ должник является налоговым агентом, от которого или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговым органом в отношении учреждения проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой решением №199 от 04.06.2004 должник привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 4 667 руб., а также доначислен налог в сумме 23 335,35 руб. и пени в сумме 3 558,22 руб.
Поскольку должником указанная задолженность по НДФЛ (налог, пени, штраф) должником полностью не погашена, налоговым органом налогоплательщику выставлены требования №№ 351, 3317 от 16.06.2004 по сроку исполнения до 28.06.2004.
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Согласно п.п.1 и 3 ст. 70 НК РФтребование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Исходя из содержания п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С учетом позиции, изложенной в Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок, указанный в п. 2 ст. 48 НК РФ применяется также для юридических лиц и предпринимателей.
В связи с вышеизложенным, при определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени с бюджетного учреждения следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48 НК РФ.
Учитывая, что налоговый орган обратился в суд с заявлением 01.09.2011, то указанный шестимесячный срок для обращения в суд, в том числе за последний период (по ЕСН за 2009) истек 29.09.2010 года. За предшествующие периоды сроки на обращение в суд истекли еще раньше.
Довод заявителя в обоснование наличия уважительных причин пропуска срока, приведенный в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, суд считает необоснованным, поскольку никаких доказательств, свидетельствующих о произошедшей технической ошибке при формировании списков налогоплательщиков, не исполнивших требования об уплате налога, пени и штрафа в установленный законодательством срок, суду не представлено.
Кроме того, в качестве довода в обоснование указанного ходатайства налоговый орган указал, что ответчик, являясь бюджетным учреждением, финансируется из средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, обязан расходовать бюджетные средства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов, но несвоевременно оплатил ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за спорные периоды при наличии бюджетного финансирования на 2003-2010 года. Данный довод судом отклоняется в силу следующего. Расходование ответчиком бюджетных средств, в том числе на уплату налогов, не в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (что, по мнению заявителя, является нецелевым расходованием бюджетных средств), само по себе не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока для подачи заявления в суд, поскольку никаким образом не влияет на порядок и сроки обращения налогового органа в суд для взыскания имеющейся у ответчика задолженности по уплате пени.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.
Судья В.И. Мартемьянов