ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18023/18 от 20.09.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

27 сентября 2018 года

Дело № А50-18023/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Носковой В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586)

к региональной общественной организации «Федерация легкой атлетики Пермского края» (ОГРН 1065900048576, ИНН 5904147905)

о взыскании субсидии в размере 1 428 000, 00 руб.,

при участии представителей:

от истца – Сударикова Н.Г. по доверенности от 26.06.2018, предъявлен паспорт,

от ответчика – Дежанова Г.В. по доверенности от 05.12.2017, Шляпин Д.С. по доверенности от 05.07.2018, предъявлены паспорта;

иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда,

УСТАНОВИЛ:

Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к региональной общественной организации «Федерация легкой атлетики Пермского края» (далее – ответчик, Федерация), предъявив требования о взыскании предоставленной на реализацию социального проекта субсидии в размере 1 428 000 рублей.

В обоснование предъявленных требований истец указывает на нарушение условий предоставления субсидии (в полном объёме не представлены документы, подтверждающие целевое использование субсидии).

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, указывает на целевое использование предоставленных средств.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении предъявленных требований настаивал, представители ответчика просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 31.08.2016 между истцом и ответчиком заключен договор № ДС-633/2016, предметом которого является возмещение затрат Федерации, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, и норм расходов средств бюджета Пермского края на их проведение, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 № 1106-п (далее – Порядок № 1106-п), связанных с организацией и проведением спортивных мероприятий (л.д. 10-15 том 1).

Согласно разделу 3 соглашения общий размер предоставленной субсидии составляет 2 040 000 рублей и подлежит перечислению в следующем порядке: 70% от общего объёма субсидии – в течении 30 календарных дней после подписания настоящего договора; окончательный расчёт – в течение 20 календарных дней со дня представления Федерацией документов, подтверждающих целевое использование полученных средств.

Платежным поручением от 02.09.2016 № 697699 подтверждается, что Федерации перечислен аванс в размере 70% от общего объёма субсидии, что составляет 1 428 000 рублей (л.д. 27 том 1).

В соответствии с Алгоритмом предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 23.01.2012 № СЭД-41-01-02-11 (далее – Алгоритм) Федерацией представлены копии первичных документов на произведенные расходы.

По результатам проверки первичных документов Министерство пришло к выводу о возможности принять к возмещению затраты в общей сумме 653 986, 10 руб. Затраты в остальной части, по мнению истца, не подтверждают целевое использование предоставленных средств.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для предложения истцом ответчику подписать акт об исполнении обязательств по договору от 31.08.2016 на вышеуказанную сумму.

Поскольку ответчик от подписания акта в такой редакции отказался, придя к выводу, что Федерацией нарушены условия предоставления субсидии, Министерство направило в адрес ответчика требований от 13.10.2017, 28.03.2018 о возврате субсидии в полном объёме (л.д. 35-36, 28-29 том 1)

В связи с тем, что требования о возврате субсидии в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Федерации предоставленной субсидии в размере 1 428 000 руб.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края утвержден постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 17.02.2009 № 80-п, на проведение спортивных мероприятий согласно утвержденным нормам расходов.

Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется на основании договора между Министерством и краевой спортивной федерацией. В таком договоре определяются размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы контроля за целевым использованием субсидии.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка краевая спортивная федерация ежеквартально, до 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство отчет о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на возмещение затрат на проведение спортивных мероприятий. Перечень и формы отчетов устанавливаются приказом Министерства.

Пунктом 3.1 Порядка, пунктом 2.2.3 соглашения на ответчика возложена обязанность по представлению отчета в порядке и сроки, установленные Алгоритмом.

В соответствии с пунктом 2 названного Алгоритма (в редакции, действующей в спорный период) Региональная спортивная федерация по видам спорта (далее - Федерация) в соответствии с Календарным планом в рамках распределения финансирования по видам спорта, утвержденного Приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее - Министерство), предоставляет в отдел развития видов спорта Министерства 2 экземпляра проекта договора на предоставление субсидий на бумажном и электронном носителях (далее - договор) по форме согласно приложению 1 к настоящему Алгоритму.

К договору на предоставление субсидии прилагается заявка на финансирование по каждому спортивному мероприятию по форме согласно приложению 2 к настоящему Алгоритму, которая является неотъемлемой частью договора. Заявка должна быть подписана руководителем Федерации (пункт 3 Алгоритма).

После окончания последнего мероприятия, указанного в договоре, Федерация предоставляет в течение 10 календарных дней отчет о целевом использовании субсидий в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий по форме согласно приложению 5 к настоящему Алгоритму (пункт 8 Алгоритма).

В случае нецелевого использования субсидий, а также нарушения краевой спортивной федерацией условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и договором, субсидии подлежат возврату в бюджет Пермского края (пункт 4.1 Порядка).

Требование о возврате субсидий должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения.

Как установлено судом, в установленные соглашением и Порядком сроки ответчиком представлены отчёт о целевом использовании субсидии и копии первичных документов на произведенные расходы:

по мероприятию 50/17 «Краевые соревнования «Открытие легкоатлетического сезона», прошедшему 07.05.2016 в г. Перми, представлены приказ от 01.05.2016 № 11 о проведении спортивного мероприятия, договор на оказание услуг от 06.05.2016 на услуги по подготовке спортсооружения к спортивному мероприятию, счёт от 06.05.2016, акт от 07.05.2016, счёт-фактура от 07.05.2016, платежное поручение от 20.10.2016 № 88; договор от 02.05.2016 № 08 на обслуживание мероприятий, счёт от 03.05.2018 № 08, акт от 03.05.2016 № 08, платежное поручение от 28.10.2016 № 93; договор от 03.05.2016 № 04, счёт от 03.05.2016 № 04, платежное поручение от 06.09.2016 № 69, акт о списании медикаментов, товарный и кассовый чеки на медикаменты, акт о списании канцтоваров от 07.05.2016, товарный и кассовый чеки на приобретение канцтоваров от 05.05.2016, на общую сумму 141 000 рублей;

по мероприятию 50/19 «Краевые соревнования Первенство Пермского края, прошедшему 27- 28 мая 2016 г. в г. Перми, - приказ от 10.05.2016 № 13 о проведении спортивного мероприятия, договор от 20.05.2016 № 06 на услуги по организации и проведению спортивного мероприятия, акт сдачи-приемки оказанных услуг от 20.05.2016, счёт от 20.05.2016 № 6, платежное поручение от 06.09.2016, договор от 20.05.2016 на работы по обслуживанию мероприятия, акт сдачи-приемки оказанных услуг от 20.05.2016, счёт от 20.05.2016 на услуги компьютерного обеспечения, платежное поручение от 28.10.2016 № 93; договор от 25.05.2016 на оказание услуг по подготовке спортивных сооружений, акт от 28.05.2016 , счёт от 28.05.2016, платежное поручение от 28.10.2016 № 96, акт о списании медикаментов, товарный и кассовый чеки на медикаменты, акт о списании канцтоваров от 28.05.2016, товарный и кассовый чеки на приобретение канцтоваров, на общую сумму 141 000 рублей;

по мероприятию 50/21 «Краевое соревнование Первенство Пермского края, прошедшему 20-21 мая 2016 года в г. Перми - приказ от 10.05.2016 № 12 о проведении спортивного мероприятия, договор от 15.05.2016 № 05 на услуги по организации и проведению спортивного мероприятия, акт сдачи-приемки оказанных услуг от 15.05.2016, счёт от 15.05.2016, платежное поручение от 06.09.2016, договор от 10.05.2016 на работы по обслуживанию мероприятия, акт сдачи-приемки оказанных услуг от 10.05.2016, счёт от 10.05.2016 на услуги компьютерного обеспечения, платежное поручение от 28.10.2016 № 93; договор от 25.05.2016 на оказание услуг по подготовке спортивных сооружений, акт от 28.05.2016 , счёт от 28.05.2016, платежное поручение от 28.10.2016 № 93, акт о списании медикаментов, товарный и кассовый чеки на медикаменты, акт о списании канцтоваров от 21.05.2016, товарный и кассовый чеки на приобретение канцтоваров, на общую сумму 141 000 рублей;

по мероприятию 50/23 «Чемпионат России (командный), прошедшему в г. Сочи, г. Адлер, 26-27 мая 2016 г. – приказ от 20.05.2016 № 14 на участие в спортивном мероприятии, письмо Министерства спорта Российской Федерации от 29.04.2016, ведомость на выдачу наличных денег на питание, ведомость на выплату денег на питание, квитанции договоры на проживание, копии железнодорожных и авиа билетов, копии маршрутных квитанций к электронным билетам, на общую сумму 54 066 руб.;

по мероприятию 50/26 «Всероссийские соревнования на кубок экс-рекордсменки мира Т. Зеленцовой, прошедшему 14-15 июня 2016 г. в г. Перми – приказ от 03.06.2016 № 16 на проведение мероприятия, договор от 10.06.2016 № 08 на услуги по организации и проведению спортивного мероприятия, акты сдачи-приемки оказанных услуг от 15.06.2016, счёт от 10.06.2016, платежное поручение от 06.09.2016 № 74, акты выполненных работ, счёт на оплату от 10.06.2016, договор от 10.06.2016 на работы по обслуживанию мероприятия, акт сдачи-приемки оказанных услуг от 10.06.2016, счёт от 10.06.2016 на услуги компьютерного обеспечения, платежное поручение от 28.10.2016 № 94; договор от 25.05.2016 на оказание услуг по подготовке спортивных сооружений, акт от 28.05.2016 , счёт от 28.05.2016, платежное поручение от 28.10.2016 № 93, акт о списании медикаментов, товарный и кассовый чеки на медикаменты, акт о списании канцтоваров, товарный и кассовый чеки на приобретение канцтоваров, на общую сумму 141 000 рублей;

по мероприятию 50/27 «Краевые соревнования Чемпионат Пермского края», прошедшему 03-04 июня 2016 г. В г. Перми - приказ от 20.05.2016 № 15 о проведении спортивного мероприятия, договор на оказание услуг от 01.06.2016 на услуги по подготовке спортсооружения к спортивному мероприятию, счёт от 04.06.2016, акт от 04.06.2016, счёт-фактура от 04.06.2016, платежное поручение от 28.10.2016 № 96; договор от 28.05.2016 № 11 на обслуживание мероприятий, счёт от 28.05.2018, акт от 28.05.2016; договор от 28.05.2016 № 07 на услуги по организации и проведению мероприятия, счёт от 28.05.2016, платежное поручение от 06.09.2016 № 73, акт о списании медикаментов, товарный и кассовый чеки на медикаменты, акт о списании канцтоваров, товарный и кассовый чеки на приобретение канцтоваров, на общую сумму 141 000 рублей;

по мероприятию 50/28 «Чемпионат России», прошедшему 20-23 июня 2016 г. в г. Перми – приказ от 03.06.2016 об участии в чемпионате, ведомость на выплату суточных расходов участникам соревнований, тренерам и судьям, ведомость на выплату наличных денег на питание участникам соревнований, тренерам и судьям, счета, кассовые чеки на оплату услуг гостиницы, договор фрахтования от 17.06.2016, счёт от 01.07.2016 на автотранспортные услуги, путевой лист автобуса, акт от 01.07.2016, платежные поручения от 09.09.2016 №№ 75, 76, железнодорожный билет, письмо от 06.06.2016 о вызове спортсменов на общую сумму 325 346, 10 руб.;

по мероприятию 50/29 «Первенство России», прошедшему 21-24 июня 2016 г. В г. Челябинске – приказ от 03.06.2016 о проведении мероприятия; ведомость на выплату суточных расходов участникам соревнований, тренерам и судьям, ведомость на выплату наличных денег на питание участникам соревнований, тренерам и судьям, счета, кассовые чеки на оплату услуг гостиниц, платежные поручения от 09.09.2016 №№ 75, 77, 78 на оплату автотранспортных услуг, договор фрахтования, счёт, акт от 01.07.2016 на автотранспортные услуги, путевой лист автобуса; автобусные билеты, на общую сумму 242 650 рублей;

по мероприятию 50/30 «Первенство России, прошедшему в г. Казань 25-29 июня 2016 г – приказ от 03.06.2016 о проведении спортивного мероприятия, ведомость на выплату суточных расходов участникам соревнований, тренерам и судьям, ведомость на выплату наличных денег на питание участникам соревнований, тренерам и судьям, автобусные билеты; счета, кассовые чеки на оплату услуг гостиниц, договор фрахтования, счёт, акт от 01.07.2016 на автотранспортные услуги, путевой лист автобуса, на общую сумму 220 990,50 руб.

Анализ условий Соглашения и положений Порядка и Алгоритма позволяет суду прийти к выводу о том, что целью предоставления спорной субсидии Федерации являлось возмещение затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в 2016 году.

Судом установлено и истцом не оспаривается, что все мероприятия, затраты по которым предъявлены ответчиком к возмещению, включены в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в 2016 году. При таких обстоятельствах доводы Министерства о нецелевом использовании Федерацией предоставленных средств подлежат отклонению как опровергаемые материалами дела.

По мнению суда, смещение дат проведения некоторых мероприятий (50/26, 50/27, 50/29), а равно изменение состава участвующих в мероприятиях лиц (50/23, 50/28, 50/30), на что ссылается Министерство в обоснование своей позиции, не свидетельствует об изменении характера произведенных ответчиком затрат – финансирование физкультурных и спортивных мероприятий, а потому выводы о нецелевом использовании полученных средств в указанных случаях в отсутствие иных доказательств следует признать необоснованными.

Суд отмечает, что необходимость спортсмена набрать «форму», в должной мере подготовиться к участию в соревнованиях, или погодные условия и иные обстоятельства, обусловившие перенос даты проведения мероприятия и находящиеся вне контроля ответчика, не могут не учитываться при анализе причин замены спортсменов или изменения даты соревнования (чемпионата) соответственно. В связи с чем, суд считает заслуживающими внимание доводы ответчика о невозможности заранее (на момент подачи заявки на финансирование спортивного мероприятия) предугадать способность того или иного спортсмена принять участие в конкретном соревновании. Более того, как об изменениях состава участников, так и об изменении дат проведения мероприятия истец поставлен в известность, в деле имеются соответствующие доказательства.

Подлежат отклонению и доводы Министерства о невозможности признать целевым расходованием выделенных средств затраты на оплату услуг по подготовке спортсооружений к спортивному мероприятию в виду того, что в заявке на финансирование спортивного мероприятия содержится ссылка на услуги по предоставлению спортивных сооружений в пользование.

Суд учитывает, что как затраты на оплату услуг по подготовке спортсооружений к спортивному мероприятию, так и затраты на оплату услуг по предоставлению спортивных сооружений в пользование предусмотрены Порядком № 1106-п, соответственно направление средств субсидии на оплату как одного, так и другого вида названных услуг свидетельствует о целевом использовании предоставленных средств.

Доказательства того, что средства субсидии направлены Федерацией не на оплату расходов, возникновение которых обусловлено необходимостью проведения спортивных мероприятий (предоставление спортивных сооружений стадионом в пользование), материалы дела не содержат и Министерством не представлены.

При таких обстоятельствах, учитывая непредставление ответчиком подтверждающих документов на оплату автотранспортных услуг по мероприятию 50/30 на сумму 128 000 рублей, оснований для непринятия Министерством отчёта Федерации, и соответственно, возврата полученной субсидии в оставшейся сумме (1 300 000 рублей) у ответчика не имелось.

Принимая во внимание изложенное, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания 128 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

Между тем взыскание части предоставленной субсидии не препятствует ответчику обратиться к истцу с требованием о возмещении затрат, понесенных на финансирование мероприятий во 2 квартале 2016 года, в случае если их документально подтвержденный размер превышает предоставленный аванс в размере 70% от объёма субсидии, установленного договором от 31.08.2016.

Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты госпошлины, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, с учётом итогов рассмотрения дела государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в сумме 2 445, 27 руб. (пропорционально размеру удовлетворенных требований (128 000 руб. / 1 428 000 руб. х 27 280 руб.)).

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586) удовлетворить частично.

2. Взыскать с региональной общественной организации «Федерация легкой атлетики Пермского края» (ОГРН 1065900048576, ИНН 5904147905) в пользу Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586) субсидию, предоставленную в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий в 2016 году, в сумме 128 000 (сто двадцать восемь тысяч) рублей.

3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

4. Взыскать с региональной общественной организации «Федерация легкой атлетики Пермского края» (ОГРН 1065900048576, ИНН 5904147905) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 445 (две тысячи четыреста сорок пять) рублей 27 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru

Судья В.Ю. Носкова