ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18056/18 от 30.07.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

01 августа 2018 года дело № А50-18056/2018

Резолютивная часть решения принята 30 июля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 01 августа 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ю.В. Шаламовой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пермьэнергосервис» (ОГРН 1115907001363, ИНН 5907048268)

к Региональной службе по тарифам Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)

о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 № 119 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пермьэнергосервис» (далее – заявитель, Общество, общество «Пермьэнергосервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Пермского края (далее – административный орган, РСТ Пермского края) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 № 119 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество указывает на частичное раскрытие информации о тарифах для потребителей Ильинского района, поскольку действующим законодательством предусмотрен ежегодный пересмотр установленных долгосрочных тарифов, таким образом, размещение информации о тарифе на 2019-2022 год ввело бы в заблуждение потребителей тепловой энергии; относительно нераскрытия информации о тарифах по Чердынскому району, Общество ссылается на оспаривание установленного тарифа в судебном порядке. Кроме того, заявитель просит признать данное правонарушение малозначительным.

В первый назначенный срок, установленный определением о принятии заявления к производству, административным органом представлены в материалы дела отзыв на заявление, материалы административного дела.

Согласно доводам письменного отзыва, административный орган с требованиями заявителя не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, оснований для замены назначенного штрафа на предупреждение и снижение его размера не усматривает.

В дополнениях заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении. Также ходатайствует о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе, в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Доказательств того, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, заявитель суду не представил, обстоятельства, которые не могут быть установлены и исследованы при рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства, не приведены.

С учетом того, что согласие сторон на рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не требуется, наличие обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, судом не установлено, в удовлетворении ходатайства заявителя о рассмотрении данного дела по правилам административного судопроизводства следует отказать.

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из обстоятельств дела усматривается, что РСТ Пермского края при осуществлении мониторинга исполнения обязанностей по раскрытию информации обществами коммунального комплекса обнаружено, чтоинформация, предусмотренная пунктами 16, 28 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 (далее – Стандарт № 570) не раскрыта, а также раскрыта несвоевременно. Данное нарушение зафиксировано в акте по результатам мониторинга от 23.03.2018.

На основании акта в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.04.2018 и 11.05.2018 заместителем руководителя РСТ Пермского края Кокоревым Андреем Александровичем вынесено постановление № 119, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее – Стандарты № 570).

В соответствии с пунктом 3 Стандартов № 570 регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2013 № 24 утвержден Порядок и формы размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, на официальном сайте РСТ Пермского края. Согласно вышеназванному порядку опубликование подлежащей раскрытию информации на официальном сайте РСТ Пермского края в сети «Интернет» (http://rst.permkrai.ru) осуществляется посредством регионального сегмента федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (далее - система ЕИАС).

Постановлением РСТ Пермского края от 06.12.2017 № 227-т установлены тарифы на тепловую энергию общества «Пермьэнергосервис» (Ильинский район) на период с 01.01.2018 по 31.12.2022 (опубликовано в «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 50, 18.12.2017).

Постановлением РСТ Пермского края от 03.11.2016 № 132-т установлены тарифы на тепловую энергию общества «Пермьэнергосервис» (Чердынский район) на период с 14.11.2016 по 31.12.2019 (опубликовано в «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 45, 14.11.2016).

Постановлением РСТ Пермского края от 28.06.2017 № 39-т внесены изменения в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 03.11.2016 № 132-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Пермьэнергосервис» (Чердынский район)», откорректированы тарифы на тепловую энергию на 2018 год (опубликовано в «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 27, 10.07.2017).

В соответствии с пунктом 16 Стандартов № 570 регулируемой организацией раскрывается следующая информация: об утвержденных тарифах на тепловую энергию (содержит информацию о наименовании органа регулирования, принявшего решение об установлении цен (тарифов), о реквизитах (дата и номер) такого решения, о величине установленной цены (тарифа), о сроке действия цены (тарифа), об источнике официального опубликования решения).

В соответствии с постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2013 № 24, информация, предусмотренная пунктом 16 стандартов № 570, раскрывается в системе ЕИАС в формате шаблона JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM.

Согласно пункту 28 Стандартов № 570 информация, указанная в пунктах 16, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.

Как следует из материалов дела постановлением РСТ Пермского края от 06.12.2017 № 227-т установлены тарифы на тепловую энергию общества «Пермьэнергосервис» (Ильинский район) на периоды с 01.01.2018 по 30.06.2018, с 01.07.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019, с 01,01.2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 30.06.2021, с 01.07.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 30.06.2022, с 01.07.2022 по 31.12.2022.

Следовательно, информация, предусмотренная пунктом 16 Стандартов № 570, о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), установленная постановлением РСТ Пермского края от 06.12.2017 № 227-т для потребителей Ильинского района должна быть раскрыта заявителем на сайте административного органа в срок до 06.01.2018.

В шаблоне JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM, размещенном заявителем на сайте РСТ Пермского края через систему ЕИАС 21.12.2017, раскрыта информация о тарифах, установленных для потребителей Ильинского района только за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, с 01.07.2018 по 31.12.2018.

Информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) на 2019-2022 годы, установленных постановлением РСТ Пермского края от 6 декабря 2017 г. № 227-т для потребителей Ильинского района, предусмотренная пунктом 16 Стандартов № 570, за периоды 01.01.2019-30.06.2019, 01.07.2019-31.12.2019, 01.01.2020-30.06.2020, 01.07.2020-31.12.2020, 01.01.2021 -30.06.2021, 01.07.2021-31.12.2021, 01.01.2022-30.06.2022, 01.07.2022-31.12.2022 Обществом по состоянию на 23.03.2018 не раскрыта.Данная информация, предусмотренная пунктом 16 Стандартов № 570, раскрыта ООО «Пермьэнергосервис» 06.04.2018, что подтверждается скриншотом Портала раскрытия информации.

Кроме того, поскольку для заявителя были установлены долгосрочные тарифы, то подлежат размещению тарифы за весь период, на который установлены, а не выборочно. В данной части ограничений действующее законодательство не устанавливает.

Постановлением РСТ Пермского края от 28.06.2017 № 39-т откорректированы тарифы на тепловую энергию общества «Пермьэнергосервис» (Чердынский район) на периоды с 01.01.2018 по 30.06.2018, с 01.07.2018 по 31.12.2018.

Таким образом, информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), установленная постановлением РСТ Пермского края от 28.06.2017 № 39-т для потребителей Чердынского района, предусмотренная пунктом 16 Стандартов № 570, должна быть раскрыта на сайте административного органа в срок до 28.07.2017.

Информация раскрыта Обществом на сайте РСТ Пермского края (через систему ЕИАС) с нарушением установленного срока - 21.12.2017.

Таким образом, Обществом нарушены сроки опубликования информации, подлежащей раскрытию, что свидетельствует о наличии состава правонарушения.

Нарушения сроков опубликования информации подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам. Оснований полагать, что выявленное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействии) Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Довод Общества о несвоевременном раскрытии информации, предусмотренной пунктом 16 Стандартов № 570, в связи с несогласием и оспариванием размера установленного тарифа не может быть принят в связи с тем, что согласно пункту 28 Стандартов № 570 информация, указанная в пункте 16, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования. Таким образом, законодательством установлена безусловная обязанность регулируемой организации раскрыть данную информацию в течение установленного срока с момента принятия решения без учета согласия или несогласия организации с размером установленных тарифов.

С учётом изложенного, гарантии прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, признаются соблюденными, а порядок привлечения к административной ответственности - ненарушенным. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.

Изучив доводы заявителя о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом установлено следующее.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Руководствуясь вышеприведенными положениями КоАП РФ и правовой позицией ВАС РФ, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд, исходя из конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, с учетом совершения административного правонарушения впервые, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным интересам, экономического ущерба интересам государства, размещением необходимой информации на сайте РСТ Пермского края до вынесения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, отсутствие умысла на неразмещение соответствующей информации, приходит к выводу о наличии в данном конкретном случае оснований для признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В пункте 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, распределение последней не производится.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении 11.05.2018 № 119, вынесенное Региональной службе по тарифам Пермского края о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте http://arbitr.ru.

Судья Ю.В. Шаламова