ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18316/13 от 18.11.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«18» ноября 2013 года

Дело № А50-18316/2013

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новомет-Сервис» (ОГРН 1038600500795, ИНН 8602228550)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН 1045900087287, ИНН 5902293026)

об оспаривании постановления от 06.09.2013 № 57-13/344 о назначении административного наказания,

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов,  извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новомет-Сервис» (далее – заявитель, Общество, общество «Новомет-Сервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления от 06.09.2013 № 57-13/344 о назначении Обществу  административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В обоснование заявленных требований общество «Новомет-Сервис» указывает на отсутствие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку им в установленный срок представлен  в налоговый орган отчёт о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и копии банковских документов, которые составлены на азербайджанском языке, с приложением их перевода на русский язык, нотариально заверенный нотариусом г. Баку.

Позицию административного органа о необходимости заверения перевода на русский язык документов, которые составлены на азербайджанском языке, только нотариусами Российской Федерации, заявитель полагает ошибочным, т.к. статьёй 13 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Подписан в г. Москве 22.12.1992) предусмотрено, что документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и другими) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения. Более того, аналогичное положение содержится в статье 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993), участниками которой является Российская Федерация и Республика Азербайджан (документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения).

В первый назначенный срок, установленный определением о принятии заявления к производству, административным органом представлены в материалы дела отзыв на заявление, материалы административного дела.

Управление с требованиями заявителя не согласилось, ссылаясь на доказанность состава административного правонарушения, отсутствие процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности.

Административный орган отмечает, что пунктом 7 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (далее - Правила), предусмотрено, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Учитывая, что к отчёту приложены банковские документы, составленные на азербайджанском языке, к которым приложен перевод на русский язык, нотариально заверенный нотариусом г. Баку, т.е. в соответствии требованиями закона Азербайджанской Республики от 26.11.1999 № 762-IГ «О нотариате», а не нотариусом Российской Федерации в порядке статьи 81 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», следовательно, указанный перевод нотариально заверен не в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потому Обществом не соблюдён установленный порядок представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, что образует событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекс.

Ссылки заявителя на статью 13 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Подписан в г. Москве 22.12.1992) и статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) Управление считает несостоятельными, т.к. сфера действия Договора и Конвенции ограничивается гражданскими, семейными и уголовным делам, и на дела об административных правонарушениях не распространяется.

Кроме того, выписка по счёту в иностранном банке, представляемая с отчётом в налоговый орган не относится к официальным документам, а является документом, подтверждающим совершение Обществом расчётных коммерческих операций по счёту.   

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что обществом «Новомет-Сервис» 02.06.2010 открыт в AZERIGAZBANK, Республика Азербайджан, счёт № 38130840015887900001. 26.10.2012 Общество представило в налоговый орган отчёт о движении средств по счёту № 38130840015887900001 в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2012 года с приложением копий подтверждающих банковских документов, переведённых на русский язык, который заверен нотариусом г. Баку (л.д.69-95).

Полагая, что такой перевод мог засвидетельствовать только российский нотариус, должностным лицом налогового органа, в соответствии с компетенцией установленной пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, в отношении общества «Новомет-Сервис» 15.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.48-51).

По результатам рассмотрения дела 05.09.2013 административным органом, в пределах полномочий определённых статьёй 23.60 Кодекса, вынесено оспариваемое постановление от 06.09.2013 № 57-13/344 (изготовлено в полном объёме 06.09.2013), согласно которому за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.21-28).

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество «Новомет-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учёта и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчёты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы Правительством Российской Федерации приняты Правила.

В соответствии с пунктом 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Учитывая, что Обществом открыт в AZERIGAZBANK, Республика Азербайджан, счёт № 38130840015887900001, соответственно, на него возлагается обязанность ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представлять в налоговый орган отчет в 2 экземплярах и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчёте. Отсюда следует, что за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, заявитель может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, т.е. Общество может являться субъектом ответственности по указанной норме.

Из материалов дела следует, что спор между сторонами возник относительно возможности заверения перевода на русский язык документов, которые составлены на азербайджанском языке, только нотариусами Российской Федерации либо такой перевод может заверить в том числе нотариус Республики Азербайджан.

В случае если перевод может заверить исключительно нотариус Российской Федерации, следует признать несоблюдение Обществом установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При обратном подходе (перевод может заверить нотариус Республики Азербайджан) событие в действиях (бездействии) заявителя отсутствует.

В соответствии с пунктом 7 Правил к документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1, нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Таким образом, по общему правилу под нотариально заверенным переводом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации необходимо понимать верность перевода с одного языка на другой либо подлинность подписи переводчика, которые засвидетельствованы российским нотариусом.

Вместе с тем, частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Пунктами 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определено, что международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», участником которого является Российская Федерация и Республика Азербайджан, настоящее Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним.

Согласно статье 6 названного Соглашения документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств, принимаются на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств доказательной силой официальных документов.

Принимая во внимание, что Обществом представлен перевод на русский язык банковских документов, которые составлены на азербайджанском языке, при этом подлинность подписи переводчика засвидетельствована нотариусом Республики Азербайджан и скреплена официальной печатью, следовательно, указанный перевод принимается на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерации, без какого-либо специального удостоверения.

С учётом изложенного, представленный Обществом перевод банковских документов на русский язык, с нотариальным заверением подлинности подписи переводчика нотариусом г. Баку, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а потому в действиях (бездействии) заявителя отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, при привлечении заявителя к административной ответственности Управлением не учтены положения Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Ссылки заявителя на статью 13 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Подписан в г. Москве 22.12.1992) и статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего спора по основаниям указанным выше.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела заявитель извещался, в материалах дела имеются соответствующие доказательства (л.д.36-40, 60-61).

С учётом изложенного, гарантии прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, признаются соблюдёнными, а порядок привлечения к административной ответственности - ненарушенным. Процессуальных нарушений закона административным органом не допущено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, распределение последней не производится.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Новомет-Сервис» (ОГРН 1038600500795, ИНН 8602228550) удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 06.09.2013 № 57-13/344 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Новомет-Сервис» административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий  десяти дней  со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                             С.В. Торопицин