ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18399/06 от 23.01.2007 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

«23» января 2007г. № дела А50-18399/2006-А9

Резолютивная часть объявлена 23.01.2007.

В полном объеме решение изготовлено 23.01.2007.

Арбитражный суд Пермской области в составе:

судьи Байдиной И.В.

при ведении протокола судебного заседания

судьей Байдиной И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УТ-389/18 ГУИН МЮ РФ

к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Пермскому краю

об оспаривании ненормативного акта (решение № 8680дсп от 08.09.2006)

при участии: 

от заявителя  : ФИО1 представитель по доверенности от 23.01.2007 б/н, предъявлен паспорт.

от заинтересованного лица:  ФИО2 представитель по доверенности от 27.07.2006 № 03-13/13148, предъявлен паспорт.

Государственное (унитарное) предприятие Учреждения УТ-389/18 ГУИН Минюста РФ (далее по тексту – ГУП Учреждения УТ-389/18, Учрежедние) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом ходатайства от 23.01.2007 об уточнении требований, удовлетворенного судом) о признании недействительным в части решения № 8680дсп от 08.09.2006, вынесенного Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Пермскому краю.

Требования мотивированы тем, что поскольку Учреждение осуществляет забор воды из водного объекта не только для целей производственно-технического водоснабжения, но и для водоснабжения населения (хозпитьевое водоснабжение), то при исчислении водного налога ставка должна быть применена в размере 70 руб. за одну тыс. куб. метров воды.

Налоговая инспекция с предъявленными требованиями не согласна и полагает, что сама по себе добыча хозпитьевых вод не может свидетельствовать о водоснабжении населения, для применения ставки, установленной для водоснабжения населения,

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

ГУП Учреждения УТ-389/18 оспаривается решение налогового органа, являющееся согласно пункту 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001г. № 5, актом ненормативного характера, а в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ) подобные споры подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления добычи пресных подземных вод для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения Учреждением получена лицензия на право пользования недрами серии ПЭМ N 00688 вид ВЭ, выданная Пермским областным комитетом природы и зарегистрированная 13 июля 1998 года Пермским территориальным геологическим фондом в реестре за N 598 (далее по тексту - лицензия ПЭМ N 00688 ВЭ).

Неотъемлемыми составными частями лицензии являются приложение № 1 – Пространственные границы участка недр и земельного участка, предоставляемых Учреждению УТ-389-18 для добычи подземных вод с целью хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения и приложение № 2 – Условия пользования недрами для добычи подземных вод из скважин № 5410, 5410, 5424 с целью хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения и договора аренды земельного участка № 502 от 30.01.1995, заключенного с администрацией г.Кунгура.

В соответствии с названной лицензией Учреждению предоставлено право пользования участками недр в карбонатных нижнепермских отложениях, расположенных в п.Дальний г.Кунгура Пермской области до 2018 г. с целью добычи подземных вод для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения из трех скважин. Максимальный суммарный водоотбор из скважин определен в пункте 5 Приложения № 2 к лицензии.

Учреждение представило в налоговую инспекцию декларацию по водному налогу за 2-й квартал 2006 года. Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка этой налоговой декларации и по итогам проверки вынесено оспариваемое решение (л.д.19-24).

Основанием для доначисления водного налога в сумме 6882 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, примененного по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) послужили выводы налогового органа о том, что поскольку в лицензии на право пользования недрами не указано, что забор воды осуществляется и для населения, то водный налог должен рассчитываться по общей ставке (444 руб. за одну тыс. куб. м.), а не по специальной (70 руб. за одну тыс. куб. м.).

Отношения в области водопользования, в том числе порядок предоставления права пользования водными объектами, регулируются водным законодательством.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими указанные отношения, являются Водный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" (действовавшее в период возникновения спорных правоотношений ), Федеральный Закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а также Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности".

Указанными нормативными актами предусмотрено, что водопользование осуществляется на основании лицензии, выданной уполномоченным органом, и договора пользования водным объектом (лицензионного соглашения).

Предоставление права пользования подземным водным объектом осуществляется государственным органом управления использованием и охраной недр (Федеральным агентством по недропользованию).

Согласно статье 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 333.9 Кодекса определены виды водопользования, признаваемые объектами налогообложения водным налогом.

В соответствии со статьей 333.10 НК РФ налогоплательщик самостоятельно по итогам каждого налогового периода (квартала) исчисляет сумму налога как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за одну тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Как установлено судом, забор воды осуществляется заявителем из подземного водного объекта, расположенного в п.Дальний г.Кунгура Пермской области для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения работников Учреждения и спецконтингента (л.д.30-34).

Из декларации 2 квартал 2006 г. усматривается, что Учреждением с учетом целей водопользования применялись две налоговые ставки, установленные статьей 333.12 НК РФ, соответственно, раздел 2.1 составлялся в двух экземплярах применительно к каждой налоговой ставке: при заборе воды из подземного водного объекта для снабжения населения применялась ставка в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды (код цели забора воды – 1 – водоснабжение населения); при заборе воды из подземного водного объекта для производственного водоснабжения применялась ставка в размере 390 рублей за одну тысячу кубических метров воды (код цели забора воды – 3- иные цели).

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ «О недрах» содержание лицензии предусматривает наличие данных о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами.

Налоговой инспекцией не оспаривается, что у Учреждения имеется лицензия ПЭМ N 00688 ВЭ, выданная и зарегистрированная в установленном порядке уполномоченным органом, с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения. (л.д.9,13-15).

Понятие «водоснабжение населения» в НК РФ отсутствует и в силу статьи 11 Кодекса для его определения необходимо обратиться к статье 135 Водного кодекса РФ, Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, а также СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", но в данных нормативных актах раскрывается только понятие "централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения".

Поскольку законодатель не связывает право на применение ставки, определенной в пункте 3 статьи 333.12 НК РФ со специальными указаниями в лицензии при условии фактического осуществления такого вида водопользования, как водоснабжение населения, то ставка 70 руб. за одну тыс. куб. м воды должна применяться организациями, забирающими и без посредников подающими воду для водоснабжения населения.

Кроме того, налоговым органом не представлены доказательства, что добытая вода используется не для водоснабжения населения.

С учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ суд первой инстанции пришел к выводу, что Учреждением обоснованно применена ставка, определенная в пункте 3 статьи 333.12 НК РФ, т.е. 70 руб. за одну тыс. куб. метров воды.

Поскольку требования подлежат удовлетворению в полном объеме, заявителю возвращается из Федерального бюджета уплаченная им государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 174, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить в полном объеме.

Решение № 8680дсп от 08.09.2006, вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Пермскому краю в отношении Государственного унитарного предприятия Учреждения УТ-389/18 ГУИН Минюста России по Пермской области признать недействительным в части доначисления водного налога в сумме 6882 руб., соответствующих сумм пени и штрафа как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ГУП УТ-389/18 ГУИН Минюста России по Пермской области из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную платежным поручением № 206 от 30.11.2006.

На решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть подана жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пермской области.

Судья И.В. Байдина

Резолютивная часть решения

г.Пермь.

«23» января 2007 Дело № А50-18399/2006-А9

по заявлению ГУП УТ-389/18 ГУИН Минюста России по Пермской области

к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Пермскому краю

об оспаривании в части решения налогового органа

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 174, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить в полном объеме.

Решение № 8680дсп от 08.09.2006, вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Пермскому краю в отношении Государственного унитарного предприятия Учреждения УТ-389/18 ГУИН Минюста России по Пермской области признать недействительным в части доначисления водного налога в сумме 6882 руб., соответствующих сумм пени и штрафа как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ГУП УТ-389/18 ГУИН Минюста России по Пермской области из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную платежным поручением № 206 от 30.11.2006.

На решение в течение одного месяца со дня его вынесения может быть подана жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пермской области.

В полном объеме решение будет изготовлено 23.01.2007 в 17-00.

Судья : И.В.Байдина