ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18669/12 от 27.02.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

05 марта 2013 года

Дело № А50-18669/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Аликиной Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании действий (бездействий) незаконными,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО1, Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО2 по доверенности, предъявлен паспорт;

от ответчика – ФИО3 по доверенности, предъявлено удостоверение;

от третьих лиц – не явились;

Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту ГУ ПРОФСС РФ, фонд, заявитель) обратилось с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее по тексту ТУ Росимущества по Пермскому краю, ответчик) о признании незаконными действий по возврату документов, направленных заявителем в целях учета федерального имущества: нежилых помещений, расположенных по адресу: <...> «а», общей площадью 2983, 6 кв. м на 1, 2, 3 этажах и общей площадью 1039 кв. м на 4 этаже; об обязании ТУ Росимущества по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов фонда.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на несоответствие действий по возврату документов, направленных в государственный орган в целях учета федерального имущества, Положению об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 447, и нарушения в связи с этим своих прав и охраняемых законом интересов.

Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве. По мнению ответчика, сделка по приобретению нежилых помещений, в отношении которых заявлены требования о включении в реестр федерального имущества, является ничтожной, и соответственно, не влекущей правовых последствий. По этому мотиву оснований для учета данного имущества в реестре федерального имущества не имеется ( л. д. 101 - 103).

Третьи лица - судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО1, Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в судебное заседание не явились, отзывы по делу не представили.

В судебном заседании заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения арбитражным судом Пермского края дела № А50-431/2013. Ходатайство отклонено арбитражным судом в связи с отсутствием оснований, установленных п. п. 1 п. 1 ст. 143 АПК РФ.

В судебном заседании ТУ Росимущества по Пермскому краю заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора: судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю ФИО1, Управления Росреестра по Пермскому краю, ООО «УК «Кастом Кэпитал». Ходатайство рассмотрено судом в отношении Управления Росреестра по Пермскому краю и ООО УК «Кастом Кэпитал», так как судебный пристав-исполнитель ФИО1 участвует в деле в качестве третьего лица (в предварительном судебном заседании, состоявшемся 11.12.2012 г., удовлетворено ходатайство Теруправления Росимущества по Пермскому краю о привлечении данного лица к участию в деле.

ТУ Росимущества по Пермскому краю было заявлен отвод судье Аликиной Е. Н. , который оставлен без удовлетворения заместителем председателя суда Мещеряковой Т. И.

В судебном заседании объявлялся перерыв в связи с необходимостью передачи вопроса об отводе судьи на рассмотрение заместителю председателя Арбитражного суда Пермского края.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда Пермского края в сети Интернет. В связи с этим, неявка в судебное заседание третьих лиц не препятствует рассмотрению дела в силу п. 2 ст. 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и государственного органа, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из Положения государственном учреждении – Пермском региональном Фонде социального страхования РФ, утвержденном ФСС РФ 22.05.2002 г. № 90, данная организация является юридическим лицом, обладающим денежными средствами и имуществом на праве оперативного управления ( п. 1.5 Положения) ( л. д. 98).

Заявитель в рамках исполнительного производства № 2632/11/04/59, возбужденного на основании исполнительного листа арбитражного суда Пермского края по делу № А50-14608/2010 о взыскании с ООО УК «ВИТУС», действующего в качестве доверительного управляющего паевого инвестиционного фонда «Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «ВИТУС» - Фонд недвижимости» в пользу ГУ ПРОФСС РФ денежных средств в сумме 162 100 000 рублей, получил в счет погашения задолженности по исполнительному документу нереализованное имущество должника – нежилые помещения общей площадью 2983, 6 кв. м на 1, 2, 3 этажах и общей площадью 1039 кв. м на 4 этаже здания, расположенные в здании по адресу: <...> «а». Право оперативного управления ГУ ПРОФСС РФ в отношении указанных объектов недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2012 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ( л. д. 64 - 65).

В связи с необходимостью учета приобретенного имущества в реестре федерального имущества ГУ ПРОФСС РФ обратилось в ТУ Росимущества по Пермскому краю с заявлением от 18.04.2012 г. о проведении процедуры учета с выдачей заявителю заверенных карт учета федерального имущества ( л. д. 52). К указанному заявлению учреждением были приложены инвентарные карточки учета основных средств, заполненные карты сведений об объектах учета ( л. д. 39 - 48).

С сопроводительным письмом от 24.07.2012г., подписанным исполняющим обязанности руководителя ФИО4, ТУ Росимущества по Пермскому краю возвратило заявителю представленные документы по мотиву незаконности действий судебного пристава-исполнителя, передавшего имущество государственному учреждению без согласования с уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом ( л. д. 54).

07.08.12 г. заявитель вновь обратился в территориальный орган Росимущества с письмом № 042-/04/39206, в котором просил провести процедуру учета федерального имущества в установленном порядке.

Представленные документы были повторно возвращены фонду с сопроводительным письмом от 29.08.2012 г. № 01-16-13700/06, в котором указаны те же основания для возврата документов, что были приведены ранее ( л. д. 61 - 63).

Полагая, что указанные действия государственного органа не соответствуют закону и нарушают его права в сфере иной экономической деятельности, ГУ ПРОФСС РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Учет федерального имущества на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» и Положениям об учете федерального имущества, утвержденным указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно разделу 1 (общие положения) Положения об учете федерального имущества в нем установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Реестр федерального имущества - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Пунктом 3 Положения об учете федерального имущества установлено, что объектом учета является, в том числе расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Согласно п. 11 Положения об учете федерального имущества ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Пунктом 16 Положения об учете федерального имущества установлена обязанность лица, являющегося приобретателем имущества по договорам или иным установленным законом основаниям, представить в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган для внесения сведений в реестр:

надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению N 1;

надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Территориальный орган, в свою очередь, согласно п. 19 Положения об учете федерального имущества, в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в пунктах 14 - 16 настоящего Положения (далее - документы правообладателя), обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

Как следует из п. 22 Положения об учете федерального имущества, в случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 19 настоящего Положения, территориальный орган обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме (с обоснованием принятия такого решения), а копию извещения поместить в дело.

Правообладатель в течение месяца со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязан дополнительно представить в соответствующий территориальный орган карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения, и копии подтверждающих их документов. При этом дополнительно представленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям и быть надлежащим образом заверены.

Пунктом 26 Положения об учете федерального имущества предусмотрено, что решение территориального органа, указанное в подпунктах "б" пунктов 19 и 23 настоящего Положения (решение об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, в том числе принятое по дополнительно представленным документам) могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

Таким образом, действия территориальных органов Росимущества по проведению процедуры учета федерального имущества регламентированы Положением об учете федерального имущества, что не позволяет государственному органу действовать произвольно, игнорируя порядок принятия тех или иных решений по результатам рассмотрения представленных документов.
  Как следует из материалов дела, ответчиком по результатам рассмотрения представленных фондом документов какое-либо решение, предусмотренное п. 19 Положения об учете федерального имущества, не принималось, а указанные документы были возвращены заявителю вне существующей процедуры учета федерального имущества, установленной Положением об учете федерального имущества.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком действующего порядка учета федерального имущества и ущемлении прав заявителя, который был лишен права на проведения процедуры учета федерального имущества, а в случае принятия отрицательного решения об учете - на оспаривание указанного решения в вышестоящем порядке.

Судом не приняты во внимание доводы Теруправления Росимущества по Пермскому краю о незаконности приобретения заявителем недвижимого имущества.

Материалами дела подтверждается, что спорные нежилые помещения являются имуществом должника – ООО УК «ВИТУС», не реализованным на торгах в ходе исполнения исполнительного производства. Передача ГУ ПРОФСС РФ данного имущества произведена в соответствии со ст. ст. 87, 92 Федерального Закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающими передачу взыскателю нереализованного на торгах имущества должника при условии выплаты разницы в цене данного имущества и суммы долга. Денежные средства, составляющие разницу между стоимостью имущества и задолженностью, в сумме 33 692 306 рублей 60 копеек перечислены фондом на счет Управления ФССП по Пермскому краю по платежному поручению № 10542 от 28.02.2012 г. ( л. д. 93). Незаконности в действиях судебного пристава-исполнителя по передаче ГУ ПРОФСС РФ нереализованного на торгах имущества должника судом не установлено (акт передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга от 28.03.12 г., постановление судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 28.03.12 г., предложение взыскателю нереализованного имущества, постановление судебного пристава-исполнителя о государственной регистрации недвижимого имущества за взыскателем от 28.03.12 г.) ( л. д. 13 – 18).

Доводы Теруправления Росимущества по Пермскому краю о нарушении в ходе исполнительного производства требований Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 г. № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» не принята во внимание арбитражным судом, поскольку отчуждение имущества, принадлежащего государственному учреждению на праве оперативного управления, не производилось. Кроме того, в указанном Постановлении Правительства РФ установлен запрет на отчуждение имущества ФГУП, ограничения по распоряжению имуществом бюджетного учреждения установлены в п. 3 ст. 298 ГК РФ. Поскольку имущество было передано фонду в установленном законом порядке, у государственного учреждения возникло в отношении данного имущества право оперативного управления, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 299 ГК РФ.

Судом не приняты во внимание доводы ответчика о нецелевом расходовании бюджетных средств, поскольку как следует из Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, в компетенцию территориального органа Росимущества контроль за целевым использованием бюджетных средств не входит. Кроме того, ответчик вправе был приостановить процедуру учета, запросив у заявителя документы, подтверждающие выделение ему бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества. Вместе с тем, фондом в материалы дела представлены постановлением ФСС РФ от 16.03.2012 г. № 69 «О внесении изменений в постановление ФСС РФ от 08.12.2011 г. № 265 «О плане государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение административных зданий и сооружений для региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год» и приложение к нему, из которого следует, что заявителю на 2012 год выделены бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в сумме 33800 млн. руб., справка № 435 от 23.03.2012 г. об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета ФСС на 2012 год, подписанная руководителем Бюджетного Департамента ФСС РФ, подтверждающая выделение ГУ ПРОФСС РФ бюджетных инвестиций в указанной сумме на строительство объектов социального и производственного комплекса ( л. д. 86 - 88).

Оценив представленные документы по правилам ст. ст. 64 - 71 АПК РФ, суд считает их надлежащими доказательствами выделения государственному учреждению бюджетных средств на приобретение объектов производственного назначения.

В силу ст. 166 БК РФ наложение запрета на осуществление получателем бюджетных средств федерального бюджета отдельных расходов относится к исключительным полномочиям руководителя Минфина РФ.

Учитывая, что оспариваемые действия Теруправления Росимущества по Пермскому краю свидетельствуют о нарушении публичного порядка учета федерального имущества и прав государственного учреждения на осуществление экономической деятельности в рамках установленных законом правоотношений, заявленные требования обоснованным и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты госпошлины в силу п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, вопрос о возмещении судебных расходов не рассматривался.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю по возврату без рассмотрения в установленном порядке документов, направленных ГУ ПРОФСС РФ в целях учета федерального имущества: нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>, общей площадью 2983,6 кв. м на первом, втором, третьем этажах и общей площадью 1039 кв. м на четвертом этаже здания.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных п. 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.Н. Аликина