ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-18687/18 от 01.08.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

07 августа 2018 года дело № А50-18687/2018

Резолютивная часть решения принята 01 августа 2018года. Полный текст решения изготовлен 07 августа 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ю.В. Шаламовой, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлениюГосударственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Конвективные энергосистемы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений за апрель, июль, август, сентябрь 2016 года в размере 2000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Конвективные энергосистемы» (далее – должник, Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений за апрель, июль, август, сентябрь 2016 года в размере 2000 рублей.

Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.

Стороны о принятии заявления к производству суда и возбуждении производства по делу извещены, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда о принятии заявления к производству.

С учетом изложенного, а также в связи с отсутствием указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном статьей 228 АПК РФ.

Рассмотрев в порядке, установленном статьями 228-229 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за апрель, июль, август, сентябрь 2016 года, в ходе которой установлено несоответствие информации, отраженной в отчете по форме СЗВ-М за отмеченные отчетные периоды, и Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Расчет РСВ-1 за полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года): выявлены работающие застрахованные лица (ФИО1), по которому отсутствуют сведения в разделе 6 Расчета РСВ-1 либо не указаны периоды работы в сведениях раздела 6 Расчета РСВ-1, но ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за указанные периоды представлена (протокол проверки от 08.02.2017).

В связи с чем, страхователю направлено уведомление от 21.02.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда России.

Обществом 24.08.2017 представлены отчеты по форме СЗВ-М за апрель, июль, август, сентябрь 2016 года с кодом «отмн» в отношении указанного лица – ФИО1

Названное обстоятельство нашло отражение в актах от 03.11.2017 № 203S18170036701, № 203S18170036702, № 203S18170036703 и от 07.11.2017 № 203S18170036735, в которых предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Акты проверки, содержащие информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки, направлены страхователю 08.11.2017 почтой.

06.12.2017 и 08.12.2017 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения № 203S19170041761, № 203S19170041762, № 20319170041763 и № 203S19170041869, которыми Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 2000 руб. Решения направлены страхователю 11.12.2017.

Учитывая что, в установленный требованиями от 09.01.2018 № 203S01180000561, № 203S01180000565, № 203S01180000567 срок (до 30.01.2018) и требования от 15.01.2018 № 203S01180001677 срок (до 06.02.2018) задолженность в полном объёме не уплачена, Пенсионный фонд России обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании штрафа.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования Управления не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).

Код «отм» (отменяющая форма) указывает в приведенном поле при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за отчетный период.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из статьи 1 Закона № 27-ФЗ, застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ).

Как определено пунктом 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ, застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, страхователи обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на руководителей организаций, являющихся единственным участником (учредителем).

Как следует из Выписки государственного реестра юридических лиц от 07.08.2018 Общество находится на стадии ликвидации.

Как следует из содержания пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, с момента принятия решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору (ликвидационной комиссии).

Из Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856 следует, что работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Данная позиция Пенсионного фонда России также отражена в Письме от 06.05.2016 № 08-22/6356, в котором также указано, что при этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не являются основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М.

Поскольку на вознаграждение, выплачиваемое ликвидатору также будут в полной мере начисляться взносы в соцфонды, то спорную отчетность по форме СЗВ-М также необходимо представлять в установленные сроки.

Принимая во внимание изложенное, у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности за представление отменяющей формы СЗВ-М.

Кроме того, из представленных доказательств не представляется возможным установить, в рамках каких мероприятий контроля спорное несоответствие было выявлено и в чем состоит сама недостоверность.

В акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности учреждения, причины расхождения между представленными учреждениями сведениями за один период, в ходе проверки фондом не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.

В данном случае Фонд ограничился описанием факта представления Управлением недостоверных и неполных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, в чем конкретно выражена недостоверность, какие действия совершены страхователем противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, то есть ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения заявителя к ответственности.

Более того, исходя из буквального толкования и смысла абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что санкция предусматривает наложение штрафа в отношении застрахованного лица. Учитывая, что Фонд не признает ФИО1 в качестве застрахованного лица, то в рассматриваемом случае Общество не может быть привлечено к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

С учетом вышеизложенного основания для удовлетворения требований у суда отсутствуют, в удовлетворении требований следует отказать.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Поскольку Управление от уплаты государственной пошлины освобождено в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано, распределение госпошлины не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском г. Перми отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.В. Шаламова