Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
13.11.2023 года Дело № А50-18974/23
Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2023года. Полный текст решения изготовлен 13.11.2023 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Д.И. Новицкого, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошевенко Е.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ПермЛесПроект» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным приказа от 26.06.2023 № СЭД-30-01-746 в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, директор общества по выписке ЕГРЮЛ, предъявлены паспорт, решение № 2 от 03.12.2021;
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 03.04.2023, предъявлены паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ПермЛесПроект»обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением кМинистерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании незаконным приказа от 26.06.2023 № СЭД-30-01-746 в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии(с учетом уточнений представителя истца в судебном заседании 07.11.2023).
Определением суда от 09.08.2023 заявление принято к рассмотрению.
В судебном заседании представительзаявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель заинтересованного лица не согласен с требованиями.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
30.12.2008 г. между Министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка N 192, предметом которого является использование лесного участка площадью 545 га с местоположением Сивинское лесничество, Карагайское участковое лесничество (Колхоз «Россия»), квартал 27 (выделы 1, 3-29), квартал 29 (выделы 1-22, ч. 23, ч. 24, 25-34).
Как указывает заявитель, в августе 2022 года на арендуемом лесном участке в квартале 29 выдел 15 прошел ураган, в связи с чем деревья на площади 3,8 га были повалены и вывернуты с корнем.
В 30.01.2023 года проведено лесопатологическое обследование лесного участка, что нашло свое отражение в акте лесопатологического обследования от 02.02.2023 г. № 20231.
По результатам обследования, с целью предотвращения негативных процессов, снижения ущерба от их воздействия, назначено: проведение сплошной санитарной рубки в квартале 29 выдел 15 на площади 3,8 га.
Акт лесопатологического обследования № 2023-1 от 02.02.2023г. утверждён приказом Министерства от 08.02.2023г. № 30-01-02-118 «Об утверждении акта лесопатологического обследования».
Между Министерством и обществом заключено дополнительное соглашение № 3 от 24.03.2023г. к договору аренды N 192, в соответствии с которым пункт 4 и 7 договора были дополнены положениями об объемах заготовки древесины при сплошной санитарной рубке и положениями о размере арендной платы при заготовке древесины при сплошной санитарной рубке и о порядке ее расчета.
19.06.2023 г. обществом было подано дополнение к Проекту освоения лесов на лесном участке Сивинского лесничества общей площадью 544,3073 га, предоставленном в аренду ООО «ПермЛесПроект» для заготовки древесины в соответствии с договором аренды лесного участка № 192 от 30 декабря 2008 г.» с указанием на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий и заготовки древесины при сплошных санитарных рубках в объеме 0,897 тыс. м3.
Приказом Минприроды Пермского края от 26.06.2023 г. № 30-01-02-746 утверждено отрицательное заключение № 01-2023/190 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на «Проект освоения лесов (дополнение) на лесном участке Сивинского лесничества общей площадью 544,3073 га, предоставленном в аренду ООО «ПермЛесПроект» для заготовки древесины в соответствии с договором аренды лесного участка № 192 от 30 декабря 2008 г.».
Полагая, что данный приказ и заключение Министерства являются незаконными, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 ЛК РФ). Согласно части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разделом II Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" установлены требования к содержанию проекта освоения лесов.
Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка).
Согласно п.п. 10, 10.1 Порядка положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Из указанных нормативных положений следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для выдачи отрицательного заключения экспертная комиссия указала на наличие особо защитных участков лесов (ОЗУ) на части выдела 15 квартала 29 Карагайского участкового лесничества (Колхоз «Россия») со сплошной санитарной рубкой, а именно - нахождение части участка в радиусе 1 километра от населенного пункта д. Гурино (400-500 метров).
В соответствии с частью 6 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Исходя из пункта 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции участки лесов шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов.
Как следует из представленных документов и не оспаривается сторонами, часть участка выдела 15 квартала 29 Карагайского участкового лесничества, находится на расстоянии менее 1 километра от населенного пункта д. Гурино.
Границы ОЗУ на территории Сивинского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 18.01.2023 № 20.
В части 1 статьи 23.5 ЛК РФ указано, что рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Выборочными рубками в силу части 2 статьи 23.5 ЛК РФ являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников, в свою очередь, исходя из части 3 статьи 23.5 ЛК РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению.
Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии проектирования и последующего осуществления мероприятий по воспроизводству лесов на указанных лесных участках (часть 4 статьи 23.5 ЛК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 17 ЛК РФ запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
При этом на ОЗУ проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5, 6 статьи 119 ЛК РФ).
Таким образом, проведение сплошных рубок лесных насаждений на особо защитных участках лесов возможно лишь в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену поврежденных лесных насаждений на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Согласно акту лесопатологического обследования от 02.02.2023, доля поврежденных деревьев на спорном земельном участке составляет 80%, без признаков ослабления 20%.
В соответствии с пунктом 54 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов", утвержденных приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года N 912, сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять целевые функции (приложение 1 Правилам).
Согласно пункту 55 Правил, сплошные санитарные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, если насаждения полностью утрачивают свои целевые функции и если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Исходя из содержания Приложения 1 к Правилам, для особо защитных участков лесов, минимальные допустимые значения полноты, до которых назначаются выборочные санитарные рубки, не лимитируются
Таким образом, проведение сплошных рубок на спорном земельном участке (выдел 15 квартала 29 Карагайского участкового лесничества) противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов.
Доводы заявителя судом рассмотрены и отклонены, поскольку не соответствуют вышеупомянутым положения федерального законодательства и материалам дела.
Оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта, суд не усматривает.
На основании ст. 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Д.И. Новицкий