ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-19343/20 от 17.11.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

24 ноября 2020 года                                                 Дело № А50-19343/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., приведении протокола судебного заседания помощником судьи Морочковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройтехсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации Кукуштанского сельского поселения
(ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о взыскании субсидии в сумме 2 198 928,74 руб.,

при участии:

от истца – ФИО1, по доверенности от 27.07.2020, предъявлен паспорт и диплом, ФИО2, по доверенности от 26.10.2020, предъявлен паспорт,

от ответчика – ФИО3, по доверенности от 19.10.2020, предъявлен паспорт и диплом,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Стройтехсервис» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к администрации Кукуштанского сельского поселения (далее – ответчик, Администрация) о взыскании субсидии на возмещение выпадающих доходов за декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года в сумме 2 198 928,74 руб. (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).

Как указывается истцом, убытки у Общества возникли в результате предоставления потребителям в с. Курашим услуги по теплоснабжению в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года в рамках договора аренды муниципального имущества - газовой котельной и наружных тепловых сетей, расположенных в с, Курашим Пермского района Пермского края сроком на отопительный период 2019 года-2020 года. Решением Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 был утвержден «Порядокпредоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского сельского поселения». В период с 08.09.2019 года по 06.05.2020 года ООО «Стройтехсервис» предоставляло коммунальную услугу-отопление в жилой фонд и социально-значимые учреждения в с. Курашим Пермского района Пермского края. 02 марта 2020 года истец обратился к ответчику с заявкой на получение субсидии за декабрь 2019 г.,, в размере 798 802  рубля 83 коп. с приложением документов, предусмотренных Порядком. Письмом от 18.05.2020 № 557 Ответчик отказал истцу в предоставлении субсидии со ссылкой на решение Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 20.04.2020 г. № 22, которым отменено Решение Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского сельского поселения».

Администрацией Кукуштанского сельского поселения в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором предъявленные требования не признают, считают, что основания для взыскания убытков отсутствуют, поскольку при рассмотрении заявки ООО «Стройтехсервис» и приложенных документов было выявлено отсутствие правовых оснований для выплаты недополученных (выпадающих) доходов ресурсоснабжающей организации, в связи с тем, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета, расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов», расчет размера недополученных доходов производится органом регулирования тарифов, для получения выплат по недополученным доходам необходимо заключение органа регулирования по расчету размера недополученных (выпадающих) доходов. На территории Пермского края органом регулирования является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края. При рассмотрении заявления, анализа действующего законодательства в сфере регулирования, установления и порядка выплаты недополученных (выпадающих) доходов, установлено, что принятое решение представительного органа от 22.08.2019 г. № 829 не соответствует действующему законодательству РФ в сфере регулирования порядка предоставления указанных выплат.

В дополнительном отзыве, помимо прочего, указывают, что заявка на получение субсидии на возмещение расходов за январь-февраль 2020 Ответчику не поступала, в связи с чем суммы за январь и февраль 2020 не могут быть предметом исковых требований. Кроме того, при планировании бюджета муниципального образования на 2020 год ассигнования для целей реализации Порядка определены в размере 700 000 руб.

В судебном заседании представители истца на удовлетворении требований настаивают в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения требований, представлены письменные пояснения.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, оценив в порядке статей 71, 162 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.

22.08.2019 Советом Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края принято решение № 828 «О передаче муниципального имущества в аренду», в соответствии с п. 1 которого Совет депутатов решил:  Администрации Кукуштанского сельского поселения подготовить необходимые документы для заключения договора аренды муниципального имущества (здание котельной, сети теплоснабжения), находящегося по адресу: с.Курашим на срок: до конца отопительного сезона 2019-2020 г.г. с ООО «Стройтехсервис».

26.08.2019 г. между администрацией Кукуштанского сельского поселения (Арендодатель) и ООО «Стройтехсервис» (Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества.

Согласно п. 1.1 Договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду следующее имущество: 2-х этажное кирпичное здание котельной (в том числе два склада) Площадь объекта - 624,5 кв. м., кадастровый номер 59:32:0860001:2588, адрес: с. Курашим; наружные тепловые сети, протяженностью 3306 м, кадастровый номер 59:32:0860001:2872, адрес: с. Курашим.

Срок действия договора аренды определен сторонами  до окончания отопительного сезона 2019-2020 г.г. (п. 4.1 Договора)

Решением Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 утвержден Порядок предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского сельского поселения (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка субсидии заявителям - получателям субсидий предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения экономически обоснованных затрат ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского с/п по тарифам, установленным органами государственного регулирования, не обеспечивающим возмещение издержек в полном объеме.

Уполномоченным органом, наделенным полномочиями по предоставлению субсидии, является администрация Кукуштанского сельского поселения (п. 1.3 Порядка).

В соответствии с п. 2.15 Порядка размер субсидии определяется по формуле: C = Vи-Vн, где C – размер субсидии, тыс. руб.; Vи – объем издержек, понесённых ресурсоснабжающей организацией для оказания услуг по теплоснабжению тыс. руб.; Vн – объем начисленных платежей населению за услуги теплоснабжения, тыс. руб.

В период с 08.09.2019 года по 06.05.2020 года ООО «Стройтехсервис» предоставляло коммунальную услугу по отоплению жилого фонда и учреждений в с. Курашим Пермского района Пермского края.

02 марта 2020 года истец обратился к ответчику с заявкой на получение субсидии за декабрь 2019 г.,, в размере 798 802  рубля 83 коп. с приложением документов, предусмотренных Порядком.

Письмом от 18.05.2020 № 557 Ответчик отказал истцу в предоставлении субсидии со ссылкой на решение Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 20.04.2020 г. № 22, которым отменено Решение Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского сельского поселения»

Поскольку на основании представленных отчетных документов бюджетные средства в счет компенсации убытков от оказанных услуг в адрес истца не поступили, Общество, усматривая нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с неисполнением муниципальным образованием договорных обязательств, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском, уточнив в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные исковые требования.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Исходя из абзацев 2 - 3 части 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В пункте 2 статьи 219 БК РФ установлено, что исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства (в том числе путем заключения государственных контрактов, договоров) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В части 3 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон (часть 2 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как
на основание своих требований и возражений.

В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 7204/12).

Согласно представленным в материалы дела документам, по расчетам истца в спорный период оказаны услуги теплоснабжения в с. Курашим. Общая сумма убытков в период с декабря 2019 по февраль 2020 составила 2 198 928,74 рублей.

Факт причинения убытков и их размер подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом расходы истца связаны с предоставлением услуги по теплоснабжению в рамках Договора с ответчиком, которые не были компенсированы.

Муниципальное образование, приняв на себя обязанность по компенсации истцу расходов за счет средств муниципального бюджета, не обеспечило Обществу возмещение убытков, возникших в результате разницы между понесенными расходами и объёмом начисленных платежей населению.

Довод Администрации об отсутствии заключения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, предоставляемого  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 не принимается судом во внимание, поскольку пунктами 2.5 и 2.12 Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на получение субсидии и предоставляемых получателем субсидии. Заключение Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в эти перечни не входит.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 утверждены Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, тогда как утвержденный Решением Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 Порядок предоставления субсидии, исходя из его буквального прочтения, направлен на возмещение убытков, понесённых ресурсоснабжающей организацией в связи с оказанием услуги по теплоснабжению.

Так же не состоятелен довод ответчика об отсутствии оснований для выплаты субсидии в связи с отменой Порядка.

В части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно статье 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Такие действия осуществляются не произвольно, а в порядке самоконтроля. Полномочный орган, принявший правовой акт, обязан обосновать необходимость его отмены в самом акте, а в случае оспаривания - в суде.

Действие нормативно-правового акта во времени - это время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, то есть порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: момент вступления акта в законную силу; момент прекращения его действия; условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу ("обратная сила закона"); возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы ("переживание закона").

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие по истечении срока, на который он был принят, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий, на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

При этом в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как следует из п. 3 решения Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 20.04.2020 г. № 22, Об отмене Решения Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 829 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги по теплоснабжению в с. Курашим Кукуштанского сельского поселения», настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.

Учитывая, что заявка на получение субсидии подана обществом в период действия Порядка, суд приходит к выводу о наличии у Администрации обязанности по рассмотрению заявки в соответствии с указанным Порядком. Кроме того, суд принимает во внимание, что установленный пунктом 2.8 Порядка пятидневный срок для рассмотрения заявки истек до принятия отменяющего Порядок Решения № 22 от 20.04.2020.

Довод ответчика о преждевременном обращении за компенсацией расходов за январь-февраль 2020 не состоятелен, так как с принятием Решения от 20.04.2020 г. № 22 истец утратил право на подачу заявки на получение субсидии и возмещение расходов в соответствии с Порядком, вместе с тем, поскольку услуги по теплоснабжению оказаны в период действия Порядка, расходы по их оказанию подлежат включению в состав убытков, подлежащих возмещению.

Несмотря на получение от истца сведений и отчетов об оказании услуг по теплоснабжению, понесенные истцом расходы не компенсированы Обществу, поэтому на основании статей 16 и 1069 ГК РФ подлежат взысканию с муниципального образования за счет казны муниципального образования.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.3 Порядка предоставление субсидии осуществляется за счёт и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органом в бюджете Кукуштанского сельского поселения на текущий финансовый год.

Решением Совета Депутатов Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 22.08.2019 г. № 821 утверждена ведомственная структура расходов бюджета Кукуштанского сельского поселения на 2019 год, в соответствии с которой на иные бюджетные ассигнования в сфере жилищно-коммунального хозяйства определена сумма в размере 700 000 рублей.

С указанными положениями истец был ознакомлен до заключения договора аренды муниципального имущества и принятия на себя обязательств по оказанию услуг теплоснабжения.

Таким образов, возмещение расходов должно осуществляться в пределах лимита бюджетных ассигнований.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании с Администрации Кукуштанского сельского поселения убытков являются обоснованными, направлены на восстановление его прав и законных интересов и подлежат удовлетворению в размере 700 000 руб.

В силу статьи 112 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Кукуштанского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройтехсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 700 000 (Семьсот тысяч) руб. 00 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 17 000 (Семнадцать тысяч) руб.

В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «Стройтехсервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                         Е.В. Завадская