Арбитражный суд Пермской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
12 декабря 2006г. Дело № А50-19451/2006-А1
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2006 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2006 года.
Арбитражный суд Пермской области в составе:
Судьи Васевой Е.Е
при ведении протокола судебного заседания судьей Васевой Е.Е.
при участии
заявителя ФИО1 – дов. № 21 от 10.08.2006г.
ответчика ФИО2 – дов. от 28.11.2006г., ФИО3 – дов. от 27.02.2006г.
рассмотрел в заседании дело
по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
к индивидуальному предпринимателю ФИО4
о привлечении к административной ответственности
установил: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.11.1 КоАП РФ ФИО4, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304590815400073, за осуществление деятельности по закупке и поставке непищевой спиртосодержащей продукции без лицензии на данный вид деятельности.
Ответчик с доводами заявления не согласился по причинам, изложенным в отзыве, полагает, что заявителем не доказана обязанность предпринимателя иметь лицензию на осуществляемый вид деятельности, поскольку изъятая продукция является изделием медицинского назначения, на нее не распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ от 21.11.1995г. указывает на процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола.
Как видно из материалов дела, 17 октября 2006 года должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена проверка склада индивидуального предпринимателя ФИО4 по адресу <...> в ходе проверки установлено осуществление деятельности по хранению и реализации спиртосодержащей продукции. По результатам мероприятий по контролю составлен акт № 866, в котором отражено, что проверяющим не была представлена лицензия на оборот спиртосодержащей продукции. В ходе мероприятий по контролю отобраны пробы антисептина с экстрактом рябины и антисептина с экстрактом вишни, о чем составлен акт от 17.10.2006г. 18 октября 2006 года произведен арест антисептина с экстрактом рябины в количестве 339 шт., антисептина с экстрактом смородины – 14227 шт., антисептина с экстрактом вишни – 16810шт., о чем составлен протокол об аресте товаров и иных вещей. Центром гигиены и эпидемиологии в Пермском крае проведены лабораторные испытания отобранных проб, составлен протокол № 19441-Г от 8.11.2006г.16.11.2006г. Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» действие закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции. В соответствии с п.3 ст.1 указанного закона его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
В силу п.2 ст.18 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г. (в редакции Федерального закона № 102-ФЗ от 21.07.2005г.) лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г. поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий (в редакции, действующей с 1.07.2006г.). Статьей 4 Федерального закона № 102-ФЗ от 21.07.2005г. предусмотрено, что закупка, хранение и поставки организациями спиртосодержащей непищевой продукции подлежат лицензированию с 1 июля 2006 года.
В соответствии с п.4 ст.14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов проверки следует, что ответчик осуществляет оптовую торговлю антисептином, факты розничной продажи не установлены. Ответчик в материалы дела представил документы о регистрации антисептинов Министерством здравоохранения РФ в качестве дезинфекционных средств.
Из анализа приведенных нормативных актов и материалов дела следует, что антисептин является спиртосодержащей непищевой продукцией, на которую распространяет действие Федеральный закон № 171-ФЗ от 21.11.2995г., регистрация его в качестве дезинфекционного средства не свидетельствует о регистрации в качестве лекарственного средства или изделия медицинского назначения. Лицензирование деятельности по оптовой торговле спиртосодержащей непищевой продукцией введено с 1.07.2006г. только для организаций, возможность выдачи лицензий индивидуальным предпринимателям законодательством не предусмотрена. Частью второй ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности без лицензии в том случае, если лицо, привлекаемое к ответственности, могло и должно было её получить в установленном законом порядке. Ответчик не мог получить лицензию на оптовую торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, следовательно, не может быть привлечен к ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. Кроме того, ч.2 ст.14.1 КоАП РФ является общей нормой, специальной нормой, предусматривающей ответственность за осуществление оптовой торговли спиртосодержащей непищевой продукцией без лицензии, является ч.4 ст.14.17 КоАП РФ, однако указанная статья не предусматривает ответственности для индивидуальных предпринимателей. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермской области в течение десяти дней.
Судья: Е.Е.Васева