ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-19735/12 от 03.04.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

5 апреля 2013 года

Дело № А50-19735/2012

Резолютивная часть решения объявлена 3 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 5 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Васильевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спицыной М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 12.09.2012 № 11-12-491/пн,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.07.2012,

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 06.09.2012,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Соликамский магниевый завод» (далее – Общество, ОАО «СМЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – административный орган, РО ФСФР России в ВКР) от 12.09.2012 №11-12-491/пн о привлечении к ответственности по части 9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Административный орган в судебное заседание не явился, требование заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что Общество привлечено к административной ответственности при наличии в его действии (бездействии) состава административного правонарушения по части 9 ст.19.5 КоАП РФ и с соблюдением установленного Кодексом порядка. Указывает на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку состав правонарушения является формальным, ответственность предусмотрена независимо от наступления вредных последствий.

Определением суда от 29.11.2012 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А40-132583/12. Поскольку судебный акт по данному делу вступил в законную силу 27.03.2013, суд протокольным определением возобновил производство по настоящему делу на основании ст.146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое постановление в соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ, арбитражный суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Федеральной службой по финансовым рынкам в рамках проводимой камеральной проверки Обществу направлено предписание от 10.07.2012 №12-ОП-10/30531 о представлении в пятидневный срок со дня получения предписания следующей информации:

1) списки инсайдеров общества в редакциях, действовавших в период с 01.01.2012 по дату получения предписания, с указанием для юридических лиц – полного фирменного наименования организации, ИНН, ОГРН, места нахождения и почтового адреса организации; для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

2) все поступившие в адрес общества от лиц, включенных в список инсайдеров общества, уведомления о совершении операций с акциями общества, допущенными к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации;

3) сведения о лицах, ответственных за разработку и обслуживание сайта общества – http://смз.рф, с указанием для юридических лиц: полного фирменного наименования организации, ИНН, ОГРН, места нахождения и почтового адреса организации; для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных, является ли физическое лицо сотрудником общества, а также с приложением всех договоров, дополнений и приложений к ним, заключенных обществом с данными лицами (л.д.39).

Получив 17.07.2012 указанное предписание (л.д.54 на обороте), Общество 19.07.2012 направило в адрес ФСФР России списки инсайдеров – юридических и физических лиц на 11.07.2012 с письмом от 19.07.2012 №ДМ-15/7-327. Этим же письмом Общество сообщило об отсутствии уведомлений от инсайдеров о совершении операций с акциями Общества и о том, что ответственным за разработку и обслуживание сайта Общества является сотрудник ФИО3

Паспортные данные этого лица Общество не сообщило, указанные в пункте 3 предписания договоры, дополнения и приложения к ним не представило. Вместо этого Общество в письме от 19.07.2012 №ДМ-15/7-327 указало, что «согласие на обработку персональных данных не получено, информация о паспортных данных сотрудника не может быть предоставлена» (л.д.40).

По факту неисполнения в установленный срок предписания от 10.07.2012 №12-ОП-10/30531 в отношении заявителя 21.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.52-54). Протокол составлен уполномоченным должностным лицом ФСФР России в отсутствие представителя общества. О времени и месте составления протокола Общество извещено надлежащим образом – телеграммой от 15.08.2012 (л.д.48-49). Общество на телеграмму направило пояснения с ходатайством о составлении протокола в его отсутствие (л.д.44).

Копия протокола направлена Обществу (л.д.51 на обороте), а также в РО ФСФР России в ВКР (л.д.50-51).

Определением от 29.08.2012 Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.46). Рассмотрение состоялось в присутствии представителя Общества по специально выданной доверенности (л.д.45).

По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя РО ФСФР России в ВКР в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.47 КоАП РФ, вынесено постановление от 12.09.2012 №11-12-491/пн о привлечении ОАО «СМЗ» к административной ответственности по части 9 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Копия постановления от 12.09.2012 №11-12-491/пн направлена заявителю заказной почтой и получена им 19.09.2012 (л.д.38). С рассматриваемым заявлением Общество обратилось в суд 28.09.2012 (л.д.21), то есть в установленный частью 2 ст.208 АПК РФ срок.

Согласно части 9 ст.19.5 КоАП, невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее – Положение), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об инсайде) федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков:

- проводит проверки соблюдения юридическими лицами требований настоящего закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на основании жалоб (заявлений, обращений), сведений, содержащихся в средствах массовой информации, информации, предоставляемой в соответствии с настоящим законом и иными федеральными законами, а также в случаях обнаружения федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков признаков нарушения требований настоящего закона;

- требует, в частности, от российских и иностранных юридических лиц, представления документов, необходимых для осуществления проверки.

Согласно п.1 ст.16 Закона об инсайде, юридические лица обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) ФСФР России или его территориального органа представлять в срок, указанный в данном требовании (запросе), документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для предотвращения, выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Установленный в требовании (запросе) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами, организациями, юридическими и физическими лицами документов, объяснений, информации.

В соответствии с п.7 ст.44 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.1 ст.11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон о защите прав инвесторов) предписания ФСФР России или его территориального органа являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу №А40-132583/12 установлено, что в рассматриваемом случае в рамках проводимой камеральной проверки ФСФР России имела право направить требование (запрос) в форме предписания в адрес заявителя на основании положений приведенных норм права; предписание ФСФР России от 10.07.2012 №12-ОП-10/30531, в том числе в части запроса паспортных данных лица, ответственного за разработку и обслуживание сайта Общества, а также договоров с этим лицом, признано соответствующим Закону об инсайде, Закону о защите прав инвесторов, а ссылки Общества на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отклонены.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 ст.69 АПК РФ).

Административном органом установлено и Обществом не оспаривается, что письмом от 19.07.2012 №ДМ-15/7-327 оно отказало ФСФР России в предоставлении паспортных данных ФИО3 (лица, ответственного за разработку и обслуживание сайта Общества), а также договоров с ним. В установленный предписанием срок – 24.07.2012 (пять рабочих дней с 17.07.2012) указанные сведения и документы Общество не представило, о необходимости продления срока для их предоставления не заявило.

Указанные действия (бездействия) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 9 ст.19.5 КоАП.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении вина Общества исследована и установлена, что отражено в оспариваемом постановлении. При наличии возможности предоставить ФСФР России запрошенные документы, Общество указанную обязанность не исполнило.

Таким образом, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 ст.19.5 КоАП, является доказанным.

Порядок привлечения к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено. Административное правонарушение совершено 25.07.2012, а оспариваемое постановление вынесено 12.09.2012, то есть с соблюдением срока давности привлечения к ответственности.

Оснований для признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1).

В рассматриваемом случае Общество, при отсутствии каких-либо уважительных причин или затруднений для невыполнения законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, отказалось его исполнять. Указанное свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовых обязанностей. Последствием совершенного правонарушения является создание препятствий для осуществления государственного контроля на рынке ценных бумаг, эффективность которого возможна лишь при своевременном получении необходимой информации.

Поскольку решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования следует отказать (ч.3 ст.211 АПК РФ).

Госпошлина по настоящему делу не взыскивается, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

отказать открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» в удовлетворении требований об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 12.09.2012 № 11-12-491/пн о привлечении к административной ответственности по части 9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.В. Васильева