Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
28 сентября 2009 г. Дело № А50 – 19739/2009
Резолютивная часть решения вынесена 23 сентября 2009г.
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи А.В. Дубова
при ведении протокола судебного заседания судьей Дубовым А.В.
Рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Агентства по природопользованию Пермского края
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
О признании представления незаконным
При участии в заседании представителей:
Заявителя: ФИО1 - руководитель агентства / Распоряжение № 79-рк от 31.03.2008г./ ;ФИО2 – дов от 11.02.2009г.
Ответчика: не явился, извещен
Установил:
Агентство по природопользованию Пермского края / далее- заявитель или Агентство/ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными п.п.1-8 раздела I и п. 3 раздела II «Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» № 47 от 29.05.2009г., вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае.
Заявитель и его представители в заседании суда полагают оспариваемое представление не соответствующим Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону « О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004г., Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Закону Пермского края « О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края» № 167-ПК от 24.12.2007г.
Ответчик считает, что производство по делу следует прекратить, так как рассмотрение заявления Агентства не относится к компетенции арбитражного суда, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов заявителя и адресовано руководителю Агентства.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленного судом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено судом в отсутствии представителя ответчика в соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Агентства, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующих обстоятельств.
Ответчиком проведена проверка целевого использования субвенций, предоставляемых Агентству в 2008 году из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2009г. и вынесено представление № 47 от 29.05.2009г. «О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».
Как следует из содержания названного представления, руководителю агентства предлагается принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства, выразившихся, в том числе, в выплате сотрудникам Агентства премий при наличии дисциплинарного взыскания / подпункты 1-8 раздела I / и заключения государственного контрактов на выполнение работ по тушению лесных пожаров путем размещения заказов у единственного поставщика. / пункт 3 раздела II/.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Исходя из ст. 284 БК РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В оспариваемой части представления содержатся выводы о неправомерном использовании Агентством средств федерального бюджета, а также требования, обязывающие заявителя принять меры по устранению и недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать о результатах рассмотрения представления.
Согласно п. 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое представление является ненормативным правовым актом, заявление о признании незаконным которого подлежит рассмотрению арбитражным судом. Указанное согласуется с позицией, изложенной в Определении ВАС РФ от 10.07.2009г. № ВАС -6720/09.
Из текста оспариваемого представления, характера указанных в нем нарушений следует, что оно направлено руководителю Агентства как единоличному исполнительному органу юридического лица, что равнозначно направлению представления самому юридическому лицу.
С учетом приведенных обстоятельств, доводы Ответчика о необходимости прекращения производства по делу судом отклонены.
Как следует из материалов дела , в ходе проверки целевого использования субвенций, предоставляемых Агентству в 2008 году из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений ответчиком установлен факт выплаты Агентством четырем сотрудникам премии при наличии у них дисциплинарного взыскания в виде «замечания». Указанные выплаты, по мнению ответчика, проведены с нарушением Закона Пермского края № 167-ПК от 24.12.2007г. « О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края» /далее- Закон № 167-ПК/ и Положения «О порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, материальной помощи, премировании и надбавки за особые условия государственной гражданской службы» / далее-Положение/, утвержденного Приказом руководителем Агентства № 3а от 27.06.2008г.
В соответствии со ст. 9 Закона № 167-ПК ежемесячное денежное поощрение гражданского служащего края и выплата премий по результатам работы за квартал и год гражданским служащим края производятся по результатам профессиональной служебной деятельности на основании положения, утверждаемого представителем нанимателя.
Ежемесячное денежное поощрение, премии по результатам работы за квартал и год максимальными размерами не ограничиваются.
Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы за квартал и год гражданским служащим края устанавливается нормативным правовым актом губернатора края.
Такой Порядок выплаты утвержден Указом губернатора Пермского края № 28 от 03.07.2009г.
Согласно п. 2,3,4,6 названного Порядка, ежемесячное денежное поощрение, премия по результатам работы за квартал и год назначаются по результатам профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за истекший месяц, квартал, год соответственно.
Конкретный размер денежного поощрения, премии определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период, которые оцениваются по следующим критериям:
соблюдение служебной дисциплины, в том числе своевременность, полнота и качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей;
степень достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
личный трудовой вклад в общие результаты деятельности государственного органа Пермского края, его структурного подразделения, состояние подведомственной сферы;
сложность и важность решаемых профессиональных служебных задач;
уровень профессионализма, инициативность и творческий подход к исполнению должностных обязанностей.
Основанием неназначения денежного поощрения и премии гражданскому служащему по решению представителя нанимателя может явиться, в том числе,
наличие факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, установленного в расчетный период по результатам служебной проверки;
привлечение гражданского служащего к дисциплинарному взысканию в расчетный период.
Решение о назначении, размере и выплате денежного поощрения, премии принимается представителем нанимателя на основе индивидуальной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период и оформляется правовым актом представителя нанимателя.
Пунктом 1,6 Положения, утвержденного руководителем Агентства, также предусмотрено, что наличие у сотрудника Агентства дисциплинарного взыскания может являться основанием для неназначения премии.
Решение об установление конкретного размера премий либо их невыплате принимается по результатам деятельности государственного гражданского служащего за расчетный период.
Таким образом, Закон № 167-ПК, приведенный Указ Губернатора Пермского края и Положение лишь содержат перечень возможных оснований для принятия решения о невыплате премии, но не указывают на обязательный характер применения этих оснований при рассмотрения вопроса о премировании государственных служащих, поскольку решение об установлении конкретного размера премии принимается с учетом всех обстоятельств, характеризующих профессиональную деятельность гражданских служащих .
Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также не содержат нормы, предусматривающей обязательную невыплату премии государственному служащему в случае привлечения его к дисциплинарной ответственности. Кроме того, как следует из пояснений в судебном заседании представителей заявителя и акта проверки от 15.05.2009г. размеры ежемесячных премий сотрудникам, допустившим дисциплинарный проступок, были снижены за тот месяц, в котором они привлечены к дисциплинарной ответственности.
В представлении указано на заключение 20.11. 2008г. Агентством государственного контракта на выполнение работ по тушению лесных пожаров с
Государственным краевым учреждением «Западно-Уральская база охраны лесов» с нарушением Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / далее Закон № 94-ФЗ/.
Исходя из ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа на поставки товаров выполнении работ осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 55 названного Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта;
В соответствии с «Положением об Агентстве по природопользованию Пермского края», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008г. № 28-п , Агентство по природопользованию Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации и реализующим правоприменительные функции в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края.
Согласно п. 3.1.6-3.1.8 упомянутого Положения, Агентство организует использование лесов, их охрану (в том числе тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях; организует размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, на выполнение работ и оказание услуг по лесоустройству; организует и осуществляет заключение договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, лесоустройству;
Постановлением Правительства Пермского края № 28-п предусмотрено, что Государственное краевое учреждение «Западно-Уральская база охраны лесов» является подведомственным учреждением Агентства.
Следовательно, государственный контракт с указанным учреждением был заключен Агентством в соответствии с требованием Закона № 94-ФЗ. О заключении данного контракта Агентство в установленный законом срок известило орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Разъяснения Федеральной антимонопольной службы, изложенные в письме № АЦ/3817 на которое имеется ссылка в оспариваемом представлении, не могло быть учтено Агентством при заключении государственного контракта, поскольку оно датировано 16.02.2009г.
С учетом изложенных обстоятельств пункты 1-8 раздела I и пункт 3 раздела II оспариваемого представления следует признать незаконными в соответствии со ст. 201 АПК РФ.
Поскольку требования заявитель и ответчик от уплаты госпошлины освобождены / п.п. 1.1. п.1 ч.1 ст. 333.37 НК РФ/ госпошлина по настоящему делу не взыскивается
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными пункты 1-8 раздела I и пункт 3 раздела II «Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» № 47 от 29 мая 2009 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, как не соответствующие Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону « О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004г., Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Закону Пермского края « О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края» № 167-ПК от 24.12.2007г.
Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Агентства по природопользованию Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.В. Дубов