Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
27 ноября 2023 года Дело № А50-19755/2023
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Плотниковой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» (143001, Московская обл., Одинцовский г.о., Одинцово г., ФИО2 ул., д. 2, этаж/пом. 1/xxxiii, к. 34, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к администрации города Перми (614015, Пермский край, Пермь город, Ленина улица, 23, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 01.09.2023, предъявлен паспорт, диплом о наличии высшего юридического образования (с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражный дел» (онлайн-заседания),
от заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности от 14.12.2022, предъявлен паспорт, диплом о наличии высшего юридического образования, ФИО5, предъявлен паспорт, удостоверение, ФИО6 предъявлен паспорт, удостоверение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее – истец, Общество, общество «Ресурс») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения администрации города Перми (далее – Администрация, ответчик) от 24.07.2023 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 11.04.2023 № 0156300008723000040.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на наличие несоответствия в условии контракта в части требуемых технических и функциональных характеристик не позволяющих осуществить его исполнение. В частности, требуемые технические и функциональные характеристики с учетом имеющегося товара на рынке соответствуют КТРУ (ОКПД2) 26.20.40.140. Оборудование, которое соответствует КТРУ (ОКПД2) 26.20.40.140, производится единственным производителем, которым, при этом, даются характеристики, отличные от указанных в контракте. Между тем, документация содержит указание на иной код КТРУ(ОКПД2), а именно: 26.20.15.000. Ссылается также на отсутствие оснований для одностороннего отказа со стороны администрации от исполнения контракта, поскольку Обществом неоднократно сообщалось о готовности исполнить условия контракта, принимались меры, направленные на его исполнение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.
Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему. Указывают, что поставщик при подаче заявки на участие в закупке выразил согласие на поставку товара в соответствии с документацией о закупке; а предложенный истцом к поставке товар категории КТРУ 26.20.40.140 «Средства защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, защищенные с использованием средств защиты информации» входит в состав вида КТРУ 26.20.40 «Блоки, части и принадлежности вычислительных машин» и не соответствует потребностям Заказчика для удовлетворения муниципальной нужды в поставке автоматизированных рабочих мест в полной комплектации в соответствии с Техническим заданием (Приложение к спецификации); в процессе исполнения Контракта Заказчиком на письмо Поставщика от 31.05.2023 № 136 направлен ответ от 13.06.2023 № 059-38-05/2-43, в котором приведена подробная информация по применению КТРУ при описании объекта закупки для удовлетворения муниципальных нужд Заказчика. Поставщиком в период исполнения Контракта не представлена информация о замене товара с улучшенным качеством, улучшенными техническими и функциональными характеристиками. В этой связи у Заказчика отсутствовали основания по внесению изменений в Контракт и последующей приемке товара. При этом администрацией установлено, что на товарном рынке имеется товар необходимый для удовлетворения муниципальной нужды Заказчика, который истец не смог поставить и исполнить свои обязательства по Контракту должным образом.
В судебном заседании представители администрации против удовлетворения заявленных требований возражали.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (Заказчик) и Обществом (Поставщик) 11.04.2023 заключен муниципальный контракт № 0156300008723000040, по условиям которого Поставщик обязуется поставить автоматизированные рабочие места в защищенном исполнении (далее – Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. При подаче ценового предложения Поставщик предложил цену Контракта в сумме 2 872 400,00 руб., со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 16,5%.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (пункт 1.2 Контракта).
Согласно пункту 2.1 Контракта цена Контракта составляет 3 231 450 руб. и включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Контракта (пункт 2.3 Контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Контрактом (пункт 2.4 Контракта).
В силу пункта 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 614015, <...> (далее – место доставки), в следующие сроки:
3.1.1. Срок начала поставки Товара: с даты заключения Контракта;
3.1.2. Срок окончания поставки Товара: 50 календарных дней c даты заключения Контракта.
3.2. Поставщик не менее чем за 3 (рабочих) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Исходя из пункта 4.4.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
18.05.2023 обществом «Ресурс» в адрес Администрации направлено письмо № 118 о расторжении Контракта по Соглашению сторон.
Письмом от 24.05.2023 № 059-38-05/2-35 администрация указала на отсутствие оснований для расторжения Контракта по соглашению сторон, поскольку, расторжение контракта по соглашению сторон возможно только в случае исключения потребности в товаре, которая не текущий момент является актуальной. Кроме того указала на отсутствие документального подтверждения со стороны общества информации об отсутствии у поставщиков автоматизированных рабочих мест в защищенном исполнении товара с характеристикой «Размер зоны r1 не более 1,5 метров», удовлетворяющей требованиям технического задания.
25.05.2023 общество «Ресурс» направило в адрес акционерного общества «ЦБИ-Сервис» письмо № 135 с просьбой сообщить о возможности осуществления поставки техники производства АО «ЦБИ-Сервис» с техническими характеристиками, указанными в приложении № 1 к письму.
Ответом от 25.05.2023 № КД256/23 акционерным обществом «ЦБИ-Сервис» направлено коммерческое предложение с дополнительным сообщением расширенных характеристик изделий на основе представленного технического задания.
31.05.2023 Общество направило в адрес администрации письмо № 136 о расторжении контракта по соглашению сторон.
На обращение истца от 31.05.2023 № 136 Администрацией направлен ответ письмом от 13.06.2023 № 059-38-05/2-43 с разъяснениями по применению КТРУ при описании объекта закупки, с отказом предложения Поставщика о поставке товара согласно коммерческого предложения Акционерного общества «ЦБИ-сервис» от 25.05.2023 № КД256/23 в связи с несоответствием характеристики товара «Размер зоны rl не более 1,5 метров» условиям Контракта. Предложена характеристика товара «Размер зоны rl не более 1,5 метров» со значением 2,5 метра, что не соответствует потребностям Заказчика для удовлетворения муниципальной нужды и является ухудшенной характеристикой.
21.07.2023 Администрация уведомила общество «Ресурс» о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ввиду неисполнения Поставщиком принятых на себя обязательств.
Не согласившись с действиями заказчика по одностороннему отказу от исполнения договора, поставщик обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно норме части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами указанного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как следует из части 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан к установленному контрактом сроку представить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвёртый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). В соответствии с абзацем четвёртым пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 14 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13 статьи 95 Закона о контрактной системе разрешение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основания и порядок расторжения контракта регламентирован главой 7 контракта.
Участвующими в деле лицами не оспаривается, что поставка автоматизированных рабочих мест в защищенном исполнении обществом не осуществлена.
Заявляя требование о признании незаконным решения ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, истец указал, что требуемые технические и функциональные характеристики с учетом имеющегося товара на рынке соответствуют КТРУ (ОКПД2) 26.20.40.140. Оборудование, которое соответствует КТРУ (ОКПД2) 26.20.40.140, производится единственным производителем, которым, при этом, даются характеристики, отличные от указанных в контракте. Между тем, документация содержит указание на иной код КТРУ(ОКПД2), а именно: 26.20.15.000.
Ответчик, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что предложенный истцом к поставке товар категории КТРУ 26.20.40.140 «Средства защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, защищенные с использованием средств защиты информации» не соответствует потребностям Заказчика для удовлетворения муниципальной нужды в поставке автоматизированных рабочих мест в полной комплектации в соответствии с Техническим заданием.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в Техническом задании (Приложение к спецификации), в том числе:
- в разделе 1 «Общие обязательные требования к поставке Товара» Заказчиком приводится описание действий Поставщика по обеспечению проведения сертификации товара на соответствие требованиям по безопасности информации в соответствии с Положением о системе сертификации средств защиты информации, утверждённым приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации России от 03.04.2018 № 55 «Об утверждении Положения о системе сертификации средств защиты информации» и специальной проверки и специальных исследований технических средств и систем, предназначенных для хранения, обработки и передачи информации, составляющей государственную тайну, или предназначенных для размещения в помещениях, предназначенных для проведения мероприятий с обсуждением информации, составляющей государственную тайну;
-в разделе 2 «Наименование и характеристики поставляемого Товара» описание характеристик автоматизированного рабочего места осуществлено Заказчиком в соответствии с описанием товара по кодам каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ): 26.20.15.000-00000026 «Системный блок»; 26.20.17.110-00000032 «Монитор, подключаемый к компьютеру»; 26.20.16.110-00000002 «Клавиатура»; 26,20.16.170-00000002 «Мышь компьютерная»; 26.20.40.110-00000001 «Источник бесперебойного питания»;
-в разделе 3 «Гарантийные обязательства» Заказчиком предусмотрено описание срока гарантийных обязательств, действий Заказчика и Поставщика в период действия гарантийного срока.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 145) утверждены: Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
На дату опубликования извещения об осуществления закупки 13.03.2023 Заказчиком использована актуальная позиция КТРУ (версия 13), включенная в КТРУ 25.07.2022, с обязательным применением с 24.08.2022 по 02.04.2023 (включительно).
Подготовку документации по осуществлению закупок Заказчик осуществляет в соответствии с Порядком функционирования и использования региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 24.08,2017 № 731-п (далее - Порядок функционирования и использования РИС ЗАКУПКИ ПК, РИС ЗАКУПКИ ПК, Система). Использование Заказчиком РИС ЗАКУПКИ ПК осуществляется с 01 января 2019 года на основании распоряжения администрации города Перми от 10.08.2018 № 86 «Об использовании региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края при осуществлении закупок заказчиками муниципального образования город Пермь».
РИС ЗАКУПКИ ПК состоит из нескольких основных структурных элементов, в том числе подсистемы нормативно-справочной информации. В соответствии с Порядком функционирования и использования РИС ЗАКУПКИ ПК приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 30.12.2022 № СЭД-32-01-04-238, утвержден Регламент формирования, ведения и применения нормативно-справочной информации в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края (далее - Регламент применения НСИ).
В соответствии с пунктом 1.2 Регламент применения НСИ определяет порядок формирования, ведения и применения НСИ в РИС ЗАКУПКИ ПК, в том числе каталога товаров, работ, услуг Пермского края.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что порядок формирования спорной закупки осуществлён Заказчиком в соответствии с положениями Регламента применения НСИ.
С учетом ранее проведенной работы по формированию СПГЗ и в связи с изменением потребности Заказчика при осуществлении закупки было выбрано СПГЗ «Автоматизированное рабочее место (АРМ), ОЗУ 8Гб, монитор 23,8дюйм, клавиатура, мышь, источник бесперебойного питания, предустановленное ПО». Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2) - 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода» исключен с 01.03.2023 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.01.2023 № 22-ст в связи с детализацией группировки 26.20.15.
На момент размещения извещения о закупке 13.03.2023 СПГЗ «Автоматизированное рабочее место (АРМ), ОЗУ 8Гб, монитор 23,8дюйм, клавиатура, мышь, источник бесперебойного питания, предустановленное ПО» с указанием ОКПД2 26.20.15.000 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода» являлось активным к применению пользователями Системы.».
Направляя в адрес Администрации письма о расторжении договора по соглашению сторон Общество ссылалось на отсутствие у поставщиков автоматизированных рабочих мест в защищенном исполнении с характеристикой, удовлетворяющей условию технического задания Контракта – «Размер зоны r1 не более 1,5 метров».
Между тем, как было указано ранее, Администрацией в опровержение доводов заявителя предоставлена информация о наличии указанного в Контракте товара.
Так, при подготовке ответа на письмо Поставщика от 15.06.2023 № 136, поступившее из Прокуратуры города Перми, Заказчиком проведена работа по направлению запросов о подтверждении наличия и возможности приобретения на российском рынке товара, соответствующего требованиям и характеристикам, изложенным в техническом задании (Приложение к спецификации), в том числе с дополнительной характеристикой: «Размер зоны rl не более 1.5 метров» (Требования по технической защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, утверждённые приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 20.10. 2016 № 025, Приказ ФСТЭК России от 03.04.2018 № 55 «Об утверждении Положения о системе сертификации средств защиты информации»):
от 29.06.2023 № 059-38-05/2-54 в адрес ООО «Агентство защиты информации»;
от 29.06.2023 № 059-38-05/2-55 в адрес второго участника электронного аукциона Акционерного общества «Проминформ» (далее - АО «Проминформ»);
от 06.07.2023 № 059-38-5/2-60 в адрес ООО «Технологии безопасности».
Заказчиком получены: письмо АО «Проминформ» от 29.06.2023 № 266 (входящее от 03.07.2023 № 059-38-05/1-136), письмо ООО «Технологии безопасности» от 06.07.2023 № 556 (входящее от 06.07.2023 № 059-38-05/1-140) с подтверждением о возможности поставки указанного в извещении о закупке товара.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела администрацией письмом от 08.09.2023 № 059-38-05/2-86 в адрес АО «Проминформ» направлен запрос о предоставлении информации о возможности поставки товара с указанием характеристик в соответствии с Контрактом. Администрацией получен ответ письмом АО «Проминформ» от 11.09.2023 № 376 (входящий от 11.09.2023 № 059-38-05/1-192) с подтверждением поставки товара с характеристиками товара в соответствии с запросом.
Таким образом, с учетом представленных Администрацией в материалы дела доказательств, довод общества «Ресурс» об отсутствии у поставщиков необходимого товара не нашел своего подтверждения.
При этом Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой деятельности администрации.
Истец, в свою очередь, как профессионал на рынке поставщиков, исходя из заявленных характеристик товара в техническом задании (спецификации) с учетом цели и потребностей заказчика, должен был предвидеть все возможные риски наступления неблагоприятных для него последствий при осуществлении своей предпринимательской деятельности в рамках исполнения контракта и предложения поставки изделия с показателями отличающимися от установленных контрактом.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
На основании части 10 статьи 70 названного Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42, части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения поставщика.
Так, для участия в аукционе истцом заблаговременно 22.03.2023 подана заявка до окончания срока подачи заявок. В составе заявки истцом выражено однозначное и недвусмысленное согласие на поставку товара с указанием характеристик товара, соответствующих описанию объекта закупки, а именно: «Изучив документацию к электронному аукциону № 0156300008723000040. Поставка автоматизированных рабочих мест в защищенном исполнении. Наша организация сообщает о согласии участника размещения заказа на поставку товаров, предлагаем поставить товар в соответствии с данным предложением».
Проектом Контракта предусмотрено описание характеристик товара в соответствии с заявкой истца на участие в закупке. Кроме того, при подготовке проекта Контракта Заказчиком письмом от 28.03.2023 №. 059-38-07/2-6 истцу направлено предложение об увеличении поставляемого товара в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Истцом письмом от 28.03.2023 № 70 в адрес Заказчика выражено согласие об увеличении объёма поставляемого товара до 9 штук (извещением о закупке предусмотрена поставка товара в количестве 8 штук), увеличении цены Контракта до 3 231 450,00 руб. С учётом согласования сторонами Контракта увеличения объёма поставляемого Контракта и цены Контракта Заказчиком подготовлен проект Контракта и направлен истцу в установленные Законом о контрактной системе сроки.
При заключении Контракта истцом протокол разногласий к проекту Контракта не направлялся. После заключения Контракта в период его исполнения изменения в описание объекта закупки не осуществлялись.
С учетом изложенного, суд полагает, что подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с техническими и иными характеристиками, определенными в техническом задании аукционной документации, соответственно, контракт должен быть заключен на условиях, указанных, в частности, в документации о закупке, заявке на участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Материалы дела не содержат доказательств обращения общества в адрес организатора аукциона за разъяснениями положений документации об аукционе (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Общество заключило договор на предложенных в нем условиях. Таким образом, Общество предполагало договор исполнимым, исходило из того, что у него имеется требуемое к поставке оборудование.
Доказательств невозможности исполнения договора предложенным в нем способом Общество не представило. Договор не оспорен.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством, техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку суд разрешает вопросы права и не обладает специальными познаниями, согласно п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 г. №23 в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Указывая на наличие несоответствия в условии контракта в части требуемых технических и функциональных характеристик не позволяющих осуществить его исполнение, истцом ходатайство о проведении судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела не заявлено.
Из материалов дела следует, что на обращение Поставщика от 31.05.2023 № 136 Заказчиком направлен ответ письмом от 13.06.2023 № 059-38-05/2-43 с разъяснениями по применению КТРУ при описании объекта закупки, с отказом предложения Поставщика о поставке товара согласно коммерческого предложения Акционерного общества «ЦБИ-сервис» от 25.05.2023 № КД256/23 в связи с несоответствием характеристики товара «Размер зоны rl не более 1,5 метров» условиям Контракта. Предложена характеристика товара «Размер зоны rl не более 1,5 метров» со значением 2,5 метра, что не соответствует потребностям Заказчика для удовлетворения муниципальной нужды и является ухудшенной характеристикой.
Таким образом, Поставщиком в период исполнения Контракта не представлена информация о замене товара с улучшенным качеством, улучшенными техническими и функциональными характеристиками. В этой связи у Заказчика отсутствовали основания по внесению изменений в Контракт и последующей приемке товара.
Довод истца о возможности в данном конкретном случае расторжения договора по соглашению сторон судом отклонен в силу следующего.
В силу пункта 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (пункт 1 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 467 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 468 Гражданского кодекса Российской Федерации при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Право Заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с ГК РФ предусмотрено пунктом 4.4.6 Контракта.
По состоянию на 24.07.2023 Заказчику стало очевидным, что Поставщиком товар не будет поставлен до окончания срока действия Контракта, предусмотренного пунктом 12.1 Контракта с учетом направленных Поставщиком писем с предложением поставить иной товар.
По результатам проведения закупки получена существенная экономия средств бюджета города Перми в сумме 208 550,00 руб. (начальная максимальная цена контракта - 3 440 000,00 руб., цена Контракта - 3 231 450,00 руб.). Расторжение Контракта по соглашению сторон не соответствует принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, установленного статьёй 12 Закона о контрактной системе, а так же принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (достижение заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности). Достигнутая экономия средств бюджета города Перми оперативно перераспределяется Заказчиком для удовлетворения других нужд или подлежит сокращению.
Расторжение Контракта Заказчиком по соглашению сторон при отсутствии соответствующего обоснования (например: наступление обстоятельств непреодолимой силы, принятие правовых актов органом местного самоуправления в части сокращения ранее доведённых бюджетных ассигнований, утрата муниципальной нужды) не допускается.
В связи с неисполнением обязательств Поставщика по Контракту и в соответствии со статьёй 523 ГК РФ, пунктом 4.4.6 Контракта Заказчиком 24.07.2023 принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта в соответствии с частями 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, которое вступило в силу 04.08.2023.
В период с момента уведомления Поставщика о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта с 24.07.2023 до дня вступления такого решения в силу 04.08.2023, Поставщиком не принято каких-либо мер по уведомлению Заказчика об исполнении обязательств по Контракту в части поставки товара.
С учетом изложенного, принимая во внимание указанные выше нормы права, Администрация, установив факт отсутствия поставки согласованного договором товара, правомерно отказалась от исполнения Контракта № 0156300008723000040.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0156300008723000040, у суда не имеется.
В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по делу, уплаченная истцом при обращении в суд, относится на общество в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Т.Ю. Плотникова