ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-19905/20 от 05.11.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

12 ноября 2020 года                                                 Дело № А50-19905/2020

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» (ОГРН 1075905011247, ИНН 5905257040)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)

о признании незаконными действий (бездействия),

при участии:

от заявителя – не явились,

от налогового органа – Вавилова А.С., по доверенности от 13.01.2020, предъявлен паспорт и диплом,

от третьего лица – Власова Е.С. по доверенности от 23.07.2020, предъявлен паспорт и диплом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Перми (далее – налоговый орган, Инспекция), содержащим следующие требования:

Признать незаконными действия (бездействие) ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, выразившиеся в непредставлении ООО «ГГИ» (ОГРН 1075905011247, ИНН 5905257040) ответов на следующие обращения:

1. Предоставлялась ли ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Сплин» (ИНН 5902028370); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН 5902000488), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «ОРИОН» (ИНН 5902245689), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН 5902018164)за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);

2. Предоставлялась ли ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Сплин» (ИНН 5902028370); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН 5902000488), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «ОРИОН» (ИНН 5902245689), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН 5902018164) за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;

3. Производилась ли ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Сплин» (ИНН 5902028370); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН 5902000488), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «ОРИОН» (ИНН 5902245689), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН 5902018164)уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если «нет», то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;

4. Производились ли в отношении ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Сплин» (ИНН 5902028370); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН 5902000488), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «ОРИОН» (ИНН 5902245689), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН 5902018164)мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.

5. Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ГГИ» (ОГРН 1075905011247, ИНН 5905257040).

Определением суда от 07.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми.

Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Неявка представителя заявителя в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ  не является препятствием для рассмотрения спора по существу.

Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В отношении Общества ИФНС России по Индустриальному району г. Перми проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года.

По результатам проверки составлен акт от 23.07.2018 года №16-25/0776, в котором Обществу предложено о доначислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, связанных с исключением из налоговых вычетов по НДС и из состава расходов затрат по взаимоотношениям с ООО «Орион» (ИНН 5902245689), ООО «Полярис Групп» (ИНН 5902000488), ООО «Тайфун» (ИНН 5921032767), ООО «Нордгрупп» (ИНН 2311214841), ООО «СК Виктория» (ИНН 5904296103), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «Формпласт» (ИНН 5902018164), ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Альянс» (ИНН 2311214680), ООО «СК «МагТрансСтрой» (ИНН 5905262668), ООО «Стройинвестгрупп» (ИНН 5904340190), ООО «Ермак» (ИНН 5904645805), ООО «СПЛИН» (ИНН 5902028370), ООО «Строитель» (ИНН 4824069417), как не являющиеся субъектами реальной предпринимательской деятельности.

04 июня 2020 года Общество обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Перми с запросами №87 от 04.06.2020 года , №74 от 04.06.2020 года, № 76 от 04.06.2020 года, № 79 от 04.06.2020 года, № 80 от 04.06.2020 года, № 84 от 04.06.2020 года, в которых просило сообщить следующую информацию в отношении его контрагентов - ООО «Альянс» (ИНН 5902005052), ООО «Сплин» (ИНН 5902028370); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН 5902000488), ООО «Партнер» (ИНН 5902030235), ООО «ОРИОН» (ИНН 5902245689), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН 5902018164):

- Предоставлялась ли за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);

- Предоставлялась ли за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;

- Производилась ли уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если «нет», то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;

- Производились ли мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.

Ответами на указанные запросы налоговый орган отказал заявителю в представлении истребуемой информации, сославшись на то, что сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа к ним, а так же отсутствие обязанности налогового органа по представлению указанной информации и возможности использования электронного сервиса на сайте налогового органа.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 № 403-О указал, что в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Кодекса в их системной взаимосвязи: к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Кодекса).

Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3).

В соответствии пунктом 1 статьи 102 Налогового Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса;

14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2673-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Тольяттиазот» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации», одним из принципов налогового контроля является принцип соблюдения налоговой тайны, который проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (подпункт 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации являются частью публично-правового института налоговой тайны и направлены на защиту государственными органами сведений, разглашение которых может нарушить права и законные интересы налогоплательщиков.

Согласно пункту 1.1. статьи 102 Кодекса сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Заявитель в запросах, направленных в налоговый орган, просил предоставить сведения, указанные в подпунктах 3, 7, 9 - 11 пункта 1 статьи 102 Кодекса, в отношении контрагентов.

Однако в силу пункта 1.1 статьи 102 Кодекса запрошенные обществом сведения с 01.01.2016 подлежат размещению в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и по запросам не представляются.

Запрошенные Обществом сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 так же не подлежали представлению заявителю налоговым органом, поскольку до 01.01.2016 указанные сведения составляли налоговую тайну.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, выразившиеся в непредставлении Обществу ответов на обращения, удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по делу относится на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                         Е.В. Завадская