Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
12 ноября 2020 года Дело № А50-19905/2020
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий (бездействия),
при участии:
от заявителя – не явились,
от налогового органа – ФИО1, по доверенности от 13.01.2020, предъявлен паспорт и диплом,
от третьего лица – ФИО2 по доверенности от 23.07.2020, предъявлен паспорт и диплом,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Перми (далее – налоговый орган, Инспекция), содержащим следующие требования:
Признать незаконными действия (бездействие) ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, выразившиеся в непредставлении ООО «ГГИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ответов на следующие обращения:
1. Предоставлялась ли ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Сплин» (ИНН <***>); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «ОРИОН» (ИНН <***>), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН <***>)за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);
2. Предоставлялась ли ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Сплин» (ИНН <***>); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «ОРИОН» (ИНН <***>), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН <***>) за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;
3. Производилась ли ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Сплин» (ИНН <***>); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «ОРИОН» (ИНН <***>), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН <***>)уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если «нет», то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;
4. Производились ли в отношении ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Сплин» (ИНН <***>); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «ОРИОН» (ИНН <***>), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН <***>)мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.
5. Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ГГИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определением суда от 07.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Неявка представителя заявителя в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора по существу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В отношении Общества ИФНС России по Индустриальному району г. Перми проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года.
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2018 года №16-25/0776, в котором Обществу предложено о доначислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, связанных с исключением из налоговых вычетов по НДС и из состава расходов затрат по взаимоотношениям с ООО «Орион» (ИНН <***>), ООО «Полярис Групп» (ИНН <***>), ООО «Тайфун» (ИНН <***>), ООО «Нордгрупп» (ИНН <***>), ООО «СК Виктория» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «Формпласт» (ИНН <***>), ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «СК «МагТрансСтрой» (ИНН <***>), ООО «Стройинвестгрупп» (ИНН <***>), ООО «Ермак» (ИНН <***>), ООО «СПЛИН» (ИНН <***>), ООО «Строитель» (ИНН <***>), как не являющиеся субъектами реальной предпринимательской деятельности.
04 июня 2020 года Общество обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Перми с запросами №87 от 04.06.2020 года , №74 от 04.06.2020 года, № 76 от 04.06.2020 года, № 79 от 04.06.2020 года, № 80 от 04.06.2020 года, № 84 от 04.06.2020 года, в которых просило сообщить следующую информацию в отношении его контрагентов - ООО «Альянс» (ИНН <***>), ООО «Сплин» (ИНН <***>); ООО «ПОЛЯРИС ГРУПП» (ИНН <***>), ООО «Партнер» (ИНН <***>), ООО «ОРИОН» (ИНН <***>), ООО «ФОРМПЛАСТ» (ИНН <***>):
- Предоставлялась ли за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);
- Предоставлялась ли за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;
- Производилась ли уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если «нет», то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;
- Производились ли мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.
Ответами на указанные запросы налоговый орган отказал заявителю в представлении истребуемой информации, сославшись на то, что сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа к ним, а так же отсутствие обязанности налогового органа по представлению указанной информации и возможности использования электронного сервиса на сайте налогового органа.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 9, 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 № 403-О указал, что в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Кодекса в их системной взаимосвязи: к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Кодекса).
Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3).
В соответствии пунктом 1 статьи 102 Налогового Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;
9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.
13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса;
14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2673-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Тольяттиазот» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации», одним из принципов налогового контроля является принцип соблюдения налоговой тайны, который проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (подпункт 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации являются частью публично-правового института налоговой тайны и направлены на защиту государственными органами сведений, разглашение которых может нарушить права и законные интересы налогоплательщиков.
Согласно пункту 1.1. статьи 102 Кодекса сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Заявитель в запросах, направленных в налоговый орган, просил предоставить сведения, указанные в подпунктах 3, 7, 9 - 11 пункта 1 статьи 102 Кодекса, в отношении контрагентов.
Однако в силу пункта 1.1 статьи 102 Кодекса запрошенные обществом сведения с 01.01.2016 подлежат размещению в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и по запросам не представляются.
Запрошенные Обществом сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 так же не подлежали представлению заявителю налоговым органом, поскольку до 01.01.2016 указанные сведения составляли налоговую тайну.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, выразившиеся в непредставлении Обществу ответов на обращения, удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по делу относится на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ГлобалГазИнвест» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.В. Завадская