ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-19990/2011 от 26.12.2011 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Пермь

«27» декабря 2011 года Дело № А50-19990/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Кульбаковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Шмелевой Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Уралстрой-СД» (ОГРН <***>),

ФИО1

к ИФНС России по Индустриальному району г. Перми

заинтересованные лица:

1. ФИО2

2. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя ФИО4,

о признании решения налогового органа об отказе в государственной регистрации незаконным,

в судебном заседании принимали участие:

от заявителя 1 - ФИО1, директор, выписка, паспорт;

от заявителя 2 - ФИО1, паспорт;

от ответчика - ФИО5, доверенность от 21.10.2011, сл.уд-е

от заинтересованных лиц 1,2 - не явились,

УСТАНОВИЛ:

Заявители общество с ограниченной ответственностью «Уралстрой-СД», ФИО1 обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение ИФНС России по Индустриальному району г.Перми от 24.08.2011 об отказе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы; об обязании ИФНС России по Индустриальному району г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и его участников.

Протокольным определением от 01.12.2011 в соответствии со ст.ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя ФИО4.

В судебном заседании заявитель ФИО1, представитель заявителя ООО «Уралстрой-СД» на требованиях и доводах, изложенных в заявлении, настаивают в полном объеме.

Представитель ответчика в предварительном судебном заседании заявленные требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве, указав, что решение регистрирующего органа соответствует Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью», поскольку заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган представляется либо от каждого наследника отдельно, либо одно заявление, в котором содержатся подписи всех наследников, подписи должны быть заверены нотариально (л.д.46-48).

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, заявления, отзывы, ходатайства от них не поступали.

Заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части требований ФИО1, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела установлено, что 17.08.2011г. в ИФНС России по Индустриальному району г.Перми обратилась ФИО1 с заявлением по форме Р14001 о государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно сведений об участниках общества с ограниченной ответственностью «Уралстрой-СД» (л.д.50, 51-57).

24.08.2011г. регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных п.2 ст. 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц». В частности, регистрирующий орган указал, что заявление по форме Р14001 содержит недостоверные сведения в части заявителей на доли, право на которые возникают по наследству, не соблюдена процедура перехода доли в соответствии с пунктом 16 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и пунктом 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В связи с чем, регистрирующим органом сделан вывод о том, что заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001 считается не представленным, так как подписано неуполномоченным лицом.

Данный отказ послужил основанием для обращения заявителей с вышеназванными требованиями в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Согласно п. 1.1 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 1.2 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус (п.1.4 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Из приведенной правовой нормы следует, что закон предусматривает в качестве заявителя о переходе доли в уставном капитале общества в порядке правопреемства в отношении физических лиц как участника общества (наследника), так и нотариуса, и исполнителя завещания с равными полномочиями.

Императивная норма, касающаяся определения порядка представления заявления в регистрирующий орган в случае перехода доли в уставном капитале общества в порядке правопреемства (наследования) от одного (единственного) участника общества к нескольким наследникам отсутствует.

Если исходить из того, что нотариусом и исполнителем завещания возможно внесение сведений по составу участников общества в отношении нескольких наследников при их множественности, то законодатель не ограничивает права наследника на обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ, касающихся участников общества (наследников), главное чтобы эти сведения являлись достоверными и имели документальное подтверждение.

При внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли в уставном капитале общества в результате наследования, в регистрирующий орган в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.06.2009 № МН-22-6/511 @ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ», представляются:

- заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанное наследником;

- документ, исходящий от общества, подтверждающий переход доли или части доли к наследникам граждан, являвшихся участниками общества.

В данном случае, единственный участник ООО «Уралстрой-СД» ФИО6 умер в 2007 году, однако до сих пор числится в федеральном информационном ресурсе ЕГРЮЛ единственным учредителем общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Уралстрой-СД» на 15.08.2011(л.д.39-43).

Решением Индустриального районного суда г.Перми от 14.02.2011 был произведен раздел имущества, открывшегося после смерти ФИО6, суд признал за ФИО2, ФИО3, ФИО1 в порядке наследования за каждым право на 1/6 доли ФИО6 в уставном капитале ООО «Уралстрой-СД», соответствующей 16,67 % , стоимостью 1 861 533 руб. 33 коп. (л.д.27-36). Указанное решение вступило в законную силу 06.06.2011.

Суду представлен список участников ООО «Уралстрой-СД», согласно которому участниками общества являются: ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя ФИО4

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (п.1 ст. 4 Закон № 129-ФЗ).

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.

Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13,14 ФЗ №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006).

Между тем, суд приходит к выводу, что ЕГРЮЛ (федеральный информационный ресурс) в настоящее время содержит недостоверные сведения об участнике общества «Уралстрой-СД» ФИО6, умершем в 2007 году, что приводит к затруднению хозяйственной деятельности самого общества и соответственно нарушению прав его участников ФИО1, ФИО2, ФИО3, в лице его законного представителя ФИО3, которые в свою очередь направили в общество письмо от 08.09.2011 с требованием о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ по участникам общества.

Из смысла вышеуказанных норм Закона усматривается, что для того, чтобы вносимые в государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о юридическом лице были юридически действительными, необходимо соблюдение нескольких условий:

1. Заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ должно быть подписано уполномоченным лицом.

2. Изменения, вносимые в сведения ЕГРЮЛ должны соответствовать нормам действующего законодательства Российской Федерации.

3. Сведения, вносимые в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными.

Как усматривается из материалов дела, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений, касающихся участников ООО «Уралстрой-СД», ставшими в результате наследования имущества ФИО6, являвшегося единственным участником общества, было подано 17.08.2011г. в регистрирующий орган и подписано ФИО1, которая является одним из наследников умершего. Полномочия ФИО1, а также достоверность заявляемых ею сведений, касающихся участников общества, подтверждены решением Индустриального районного суда г.Перми от 14.02.2011г., вступившим в законную силу 06.06.2011. Подпись уполномоченного лица засвидетельствована в нотариальном порядке.

При подаче заявления заявителем были поданы все необходимые документы, перечень которых установлен в п.2 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

По мнению суда, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания, установленные ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ, для отказа в государственной регистрации вышеназванных изменений в сведения о юридическом лице.

На основании вышеизложенного, учитывая то обстоятельство, что недостоверная информация в ЕГРЮЛ в отношении участников общества «Уралстрой-СД» негативно влияет на хозяйственную деятельность самого общества и соответственно нарушает права его участников, на момент рассмотрения заявленных требований наследник ФИО1 является участником общества, сведения об участниках общества подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований ФИО1 в полном объеме.

Требования ООО «Уралстрой-СД» удовлетворению не подлежат, поскольку непосредственно общество в регистрирующий орган не обращалось, какое-либо решение в отношении него не принималось.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л:

заявленные требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Перми от 24.08.2011г. об отказе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Уралстрой-СД».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЕГРЮЛ сведений об участниках ООО «Уралстрой-СД» на основании заявления ФИО1 от 17.08.2011г.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Перми в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлине в размере 200 рублей 00 копеек.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 800 рублей, оплаченную по чек-ордеру № 51 от 26.09.2011г.

В удовлетворении требований ООО «Уралстрой-СД» отказать.

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru

Судья Е.В.Кульбакова