Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
07 ноября 2013 года
Дело № А50-20026/2013
Резолютивная часть решения объявлена судом 31.10.13 г, полный текст решения изготовлен 07. 11.13 г
Арбитражный суд Пермского края
в составе:
судьи Аликиной Е. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании ненормативного правового акта,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 по доверенности, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности, предъявлено удостоверение;
МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» г. Перми (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать решение УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми (далее – заинтересованное лицо) от 18.07.2013г. № 72 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части доначисления страховых взносов на единовременные и ежемесячные пособия, начисления соответствующих пени на доначисленные страховые взносы, привлечения к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и за непредставление, представление неполных сведений в отношении страховых взносов за единовременные и ежемесячные пособия, а также в части возложения обязанности внести изменения в отчетность в отношении страховых взносов на единовременные и ежемесячные пособия недействительным.
Заявленные требования мотивированы незаконностью оспариваемого решения и нарушения им своих прав и охраняемых законом интересов. Как указывает заявитель, выплаты, произведенные в пользу педагогических работников - молодых специалистов, лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, а также лиц, имеющих научную степень кандидата наук и доктора наук, относятся к государственным пособиям и не подлежат обложению страховыми взносами.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее по тексту заинтересованное лицо) заявленные требования не признало по мотивам, изложенным в письменном отзыве. По мнению Управления фонда, спорные выплаты связаны с трудовыми отношениями, а потому подлежат включению в объект обложения страховыми взносами и базу для их исчисления.
Суд признал подготовку к рассмотрению дела завершенной и перешел к рассмотрению дела по существу в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с п. п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Федеральный закон № 212-ФЗ).
На основании решения руководителя от 18.03.13 № 38 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.10 г по 31.12.11 г. По результатам проверки составлен акт № 88 от 14.06.13 и 18.07.13 страховщиком принято решение № 72 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах», в соответствии с которым с образовательного учреждения взыскан штрафы на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в размере 16 315, 85 руб., на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление (представление неполных) сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, ему предложено уплатить пени по состоянию на 18.07.13 в сумме 10 894, 98 рублей и недоимку по страховым взносам в сумме 81 579, 28 рублей (том 1 л. д. 13-40). Как следует из указанного решения, одним из оснований для доначисления образовательному учреждению страховых взносов послужили выводы проверяющих о неправомерном неисчислении страховых взносов с сумм единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов - выпускников педагогического университета, принятых на работу в образовательное учреждение, и педагогических работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 лет и более. Кроме того, неправомерно не начислены страховые взносы на суммы ежемесячных выплат, произведенных в пользу лица, имеющих ученую степень кандидата наук. По мнению проверяющих, база для исчисления страховых взносов занижена МБОУ в связи с указанными обстоятельствами в 2010 на сумму 18400 рублей, в 2011 год на сумму 83600 рублей ( том 1 л. <...>).
Не согласившись с указанным решением, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы заявителя и заинтересованного лица, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в п. 9 указанного закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда. Указанный вывод согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от14 мая 2013 № 17744/12.
Социальные гарантии педагогам установлены статьей 17 Закона Пермского края от 12.03.10 № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» (далее по тексту Закон № 587-ПК).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 587-ПК лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в размере 18400 рублей и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет в размере 1480 рублей.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 17 Закона №587-ПК педагогическим работникам (в том числе руководителям) государственных (краевых) образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет субвенций из бюджета Пермского края, при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.
Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, работающих в государственных, муниципальных образовательных учреждениях на территории Пермского края, за счет средств бюджета Пермского края установлены Законом Пермского края от 23.12.2010 № 729-ПК (ред. от 29.11.2011) «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края» (далее по тексту Закон № 729-ПК).
В соответствии со статьей 3 Закона № 729-ПК право на получение выплаты имеют кандидаты наук и доктора наук (далее - получатели), работающие в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству на должности директора, заместителя директора, на должности педагогических работников согласно штатному расписанию, составленному в соответствии с наименованиями должностей, предусмотренных профессиональными квалификационными группами должностей работников образования, установленными законодательством.
Статьей 4 Закона № 729-ПК предусмотрено, что размер выплаты получателям определяется в перерасчете предельного размера выплаты на объем учебной нагрузки (ставки) по должности, которую занимают получатели выплаты в образовательных учреждениях, но не может быть больше установленного предельного размера.
Указанные единовременные выплаты, произведенные в пользу педагогических работников – молодых специалистов и пенсионеров, а также ежемесячные выплату за научную степень являются по своей правовой природе государственными пособиями, предусмотренными законодательством Пермского края для работников образовательной сферы. Указанные выплаты, носящие безвозмездный характер, по источнику финансирования и основанию возникновения не могут быть отнесены ни к базовой части заработной платы, ни к стимулирующим выплатам, произведенным в рамках трудового договора. Данные выплаты подпадают под категорию необлагаемых выплат, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, доначисление МБОУ страховых взносов с сумм спорных выплат, взыскание с него в связи с этим пеней и штрафов по всем основаниям является неправомерным. Пунктом 9 оспариваемого решения заявителю предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, отразить суммы начисленных страховых взносов на ОПС. Поскольку этим пунктом на заявителя возложены не предусмотренные законом обязанности, что нарушает его права в сфере иной экономической деятельности, оспариваемое решение в указанной части также подлежит признанию недействительным.
Учитывая, что требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворены, расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заинтересованное лицо, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.
Заявитель просит взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми расходы на оплату услуг представителя в сумме 12 000 рублей.
В соответствии с частью 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Как следует из правовой позиции, выраженной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007г. №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение понесенных расходов заявителем представлен договор возмездного оказания услуг от 09.09.2013, заключенный между МАОУ «СОШ №9 им А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» г. Перми со стороны заказчика и Фондом содействия бюджетному сектору со стороны исполнителя. Как следует из пункта 3.2 договора возмездного оказания услуг, исполнитель обеспечивает досудебный порядок урегулирования спора, составляет и подает в арбитражный суд Пермского края заявление о признании недействительным решения УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми от 18.07.13 № 72, включая все необходимые приложения; через своего представителя, действующего на основании выдаваемой заказчиком доверенности, представляет интересы заказчика в суде вплоть до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела. Стоимость услуг составляет 12 000 рублей (пункт 4.3 договора). Оплата услуг исполнителя подтверждается расходным кассовым ордером № 5 от 09.09.13 (том 2 л. д. 91).
Оценив представленные документы по правилам статьей 64, 65, 71 АПК РФ, суд считает, что размер понесенных расходов и факт их выплаты подтвержденными. При этом, предъявленные расходы отвечают критерию разумности и справедливости, учитывая характер спора, участие представителя исполнителя в судебном заседании суда первой инстанции, представление заявителем со своей стороны всех документов, необходимых для рассмотрения спора.
Доводы заинтересованного лица о чрезмерности таких расходов не приняты по внимание арбитражным судом, поскольку доказательств этому в нарушение требований статьей 65, 200 АПК РФ сторона не представила.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении ВАС РФ от 21.12.2004 № 454-О, Информационном письме ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 о том, что суд может признать расходы чрезмерными исходя из конкретных обстоятельств дела. Тем самым суд не вправе произвольно уменьшить размер судебных расходов, не обладая достаточными доказательствами их чрезмерности.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми от 18.07.13 № 72 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах» в части доначисления МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» страховых взносов на суммы единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов, педагогических работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, а также ежемесячных выплат, произведенных в пользу лиц, имеющих научные степени кандидата наук и доктора наук, начисления в связи с этим пени, штрафов по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, возложения на страхователя обязанности по внесению изменений в отчетность по обязательному пенсионному страхованию.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла».
4. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в сумме 14 000 (четырнадцать тысяч) рублей. Исполнительный лист выдать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Е.Н.Аликина