Арбитражный суд Пермской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
28 декабря 2006г. А50-20133/2006-А8
Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2006г.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2006г.
Арбитражный суд в составе председательствующего
Борзенковой И.В.
при ведении протокола судьей
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования
к Инспекции ФНС России по г. Чайковскому Пермского края
о признании недействительным постановления
В заседании приняли участие:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования, обратился с заявлением о признании недействительным постановления ИФНС России по г. Чайковскому Пермской области от 12.12.2005г. № 715 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации).
Свои требования заявитель мотивирует тем, что заявитель в 2003г. не являлся плательщиком налога на имущество, так как в соответствии с п.а ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991г. № 2030-1 его имущество, как имущество бюджетного учреждения, не подлежало налогообложению. В связи с переплатой налоговый орган принял в зачет сумму излишне уплаченного в 2003г. налога на имущество в счет уплаты налога за 2004г.
Инспекция ФНС России по г. Чайковскому Пермского края (ИФНС России по г. Чайковскому Пермской области в настоящее время переименовано и реорганизовано в ИФНС России по г. Чайковскому по Пермскому краю по приказу ФНС РФ от 27.01.2006г. № САЭ-3-15/48) просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность принятого постановления.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд, установил:
В связи с вынесенным Постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.10.2004г. по делу № А50-24101/2004-А4 ИФНС России по г. Чайковскому по Пермской области приняла в зачет сумму излишне уплаченного в 2003г. налога на имущество в счет уплаты налога за 2004г., пени сторнированы не были.
12.12.2005г. ИФНС России по г. Чайковскому Пермской области было вынесено Постановление о взыскании с заявителя задолженности по налогу в сумме 2 647,11 руб., а также пени в сумме 25 071,02 руб. за счет имущества и направлено в службу судебных приставов в качестве исполнительного документа для принудительного исполнения.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество в 2003г. установлен Законом РФ от 13.12.1991г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (далее Закон № 2030-1).
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона № 2030-1 данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2004г. налог на имущество регулируется главой 30 НК РФ, введенной в действие ФЗ №139 от 11.11.2003г.
Согласно п.п.1,2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъекта РФ. При этом, устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации – в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Согласно п.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии со ст. 10 названного Кодекса бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся ко второму уровню бюджетной системы РФ.
Ст. 12 Закона РФ от 28.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании в РФ», Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993г. № 4543-1, и Положением о Пермском областном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного решением Законодательного собрания Пермской области от 21.02.1996г. № 401, установлено, что финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. При этом Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и соответствующими органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, нормативными правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пермский областной Фонд обязательного медицинского страхования создан решением малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов № 665 от 29.04.1993г. и осуществляет функции некоммерческого характера, финансовые средства Фонда находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов, других фондов. Имущество Фонда внесено в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, финансирование производится на основании сметы доходов и расходов.
Согласно п.3 Положения о Пермском областном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного решением Законодательного собрания Пермской области от 21.02.1996г. № 401, одними из задач фонда являются: обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан на территории Пермской области, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан на территории Пермской области в системе обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Факт проведения 10.11.2005г. зачета из переплаты по налогу на имущество за 2003г. в 2004г. не оспаривается налоговым органом и выпиской из лицевого счета по состоянию 28.08.2006г. (л.д.9-11).
На момент издания оспариваемого постановления от 12.12.2005г. задолженность по налогу составила 2 647,11 руб.
В силу изложенных положений нормативных актов, имущество Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования не должно облагаться налогом на имущество организаций в 2003-2004гг.
Следовательно, начисление налога на имущество в 2004г. налоговым органом неправомерно.
Согласно, письменного отзыва налогового органа (л.д. 37-40) и выписки из лицевого счета пени начислены на недоимку по налогу на имущество за 2004г., так как обязанность по перечислению налога на имущество за 2004г. исполнена только после вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налога.
Учитывая, что доначисление налога на имущество за 2004г. неправомерно, то и начисление пени на недоимку по налогу на имущество за 2004г. неправомерно.
Доводы ответчика о пропуске срока подачи искового заявления, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, судом рассмотрены и отклонены поскольку данный срок не является пресекательным. Фактически судом восстановлен срок обращения в суд при принятии данного заявления к производству.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным постановление Инспекции ФНС России по г. Чайковскому Пермской области от 12.12.2005г.№ 715, как несоответствующее положениям НК РФ.
Обязать Инспекцию ФНС России по г. Чайковскому Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления его в полном объеме в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермской области.
Судья И.В. Борзенкова