Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
28 октября 2020 года дело № А50-20358/2020
Резолютивная часть решения принята 21 октября 2020года. Полный текст решения изготовлен 28 октября 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ю.В. Шаламовой рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу «Фермер» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании средств, предоставленных в виде гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, в сумме 176 391,21 руб.,
лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом путём направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось с иском о взыскании с сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Фермер» (далее – ответчик, Кооператив) денежных средств, предоставленных в виде гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, в сумме 176 391,21 руб.
В обоснование своих требований истец указывает на нарушение ответчиком условий предоставления гранта предусмотренных соглашением от 15.10.2015 № 1.
Ответчиком, в сроки, установленные определением суда, направлен отзыв, согласно которого Кооператив просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что установленные соглашением показатели эффективности не были достигнуты в связи с имевшими место агрометеорологическими опасными явлениями, что является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии на основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Стороны о принятии заявления к производству суда и возбуждении производства по делу извещены, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда о принятии заявления к производству.
С учетом изложенного, а также в связи с отсутствием указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном статьей 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Кооперативом в целях реализации мероприятия «Поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие территорий в Пермском крае», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п, в соответствии с Порядком предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2015 № 470-п (далее – Порядок № 470-п), заключено соглашение «О предоставлении гранта сельскохозяйственному потребительскому кооперативу на развитие материально-технической базы в 2015 году» от 15.10.2015 № 1 (далее – Соглашение)
Предметом Соглашения является предоставление Кооперативу гранта на развитие материально-технической базы (далее – грант) в соответствии с планом расходов, утвержденным Приложением № 1 к настоящему Соглашению для приобретения мобильной контейнерной бойни для крупного рогатого скота.
Размер гранта согласно условиям Соглашения составляет 4 992 204 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 3 492 046 руб., бюджета Пермского края 1 500 158 руб.
Из содержания заключенного сторонами Соглашения следует, что Кооператив принял на себя, в том числе следующие обязательства: обеспечивает целевое использование гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным Приложением 1 к Соглашению, на приобретение мобильной контейнерной бойни для крупного рогатого скота; обеспечивает выполнение условий и требований, установленных Правилами и настоящим Соглашением; обеспечивает достижение значений показателей эффективности предоставления гранта, установленных в приложении № 2 к настоящему Соглашению; обеспечивает возврат гранта в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении пунктами 2.1.1-2.1.17 настоящего Соглашения, в порядке, установленном пунктом 4.3 Порядка.
В соответствии с приложением № 2 к соглашению, установлены следующие показатели эффективности предоставления гранта: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за 2019 год – 6451,2 тыс. руб., объем перерабатываемого сельскохозяйственного сырья (мясо КРС) за 2019 год – 362,88 тонн,количество вновь созданных постоянных рабочих мест – 0.
При проведении проверки использования средств субсидии (акт проверки от 06.05.2020) истцом установлено, что установленные Соглашением обязательства Кооперативом исполнены не в полном объеме, а именно: выручка от реализации продукции составила 1701,5 тыс.руб., объем перерабатываемого сельскохозяйственного сырья составил 248,33 тонны, количество вновь созданных рабочих мест соответствует плану и составил 0 человек.
Данные обстоятельства явились основанием для направления в адрес ответчика претензии о возврате средств субсидии, неисполнение которой явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях,
не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Во исполнение указанного акта Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п утверждена Программа, целями которой являются обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продуктам питания, ускоренное импортозамещение в отношении мяса и молока, повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также устойчивое развитие сельских территорий.
В целях реализации мероприятия «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы» Постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2015 № 470-п утвержден Порядок предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы.
Согласно пункта 1.1 настоящий Порядок определяет цели, условия и правила предоставления за счет средств бюджета Пермского края, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета, грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, критерии отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов, порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как следует из пункта 1.3 Порядка гранты предоставляются кооперативам в целях создания, расширения или модернизации материально-технической базы кооперативов, включая: приобретение оборудования, предназначенного для убоя и первичной переработки сельскохозяйственных животных и птицы, заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, охлаждения молока, мяса, птицы, овощной продукции, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки, транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции; приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для перевозки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Обязанность по контролю за соблюдением условий, целей и порядка предоставления гранта возложена, в том числе, и на Министерство (пункт 4.1 Порядка).
Из положений пункта 4.2 Порядка следует, что нарушение требований, установленных при предоставлении гранта, является основанием для направления получателю гранта требования о его возврате (пункт 4.3.1 порядка). В случае невыполнения в указанный срок получателем гранта требования о его возврате, органы, осуществляющие финансовый контроль, обеспечивают возврат предоставленных денежных средств в судебном порядке (пункт 4.3.3 Порядка).
Для подтверждения достижения показателей эффективности предоставления гранта Кооператив представляет ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство отчет о выполнении показателей эффективности предоставления гранта по форме согласно Приложению № 4 к Соглашению (пункт 6.2 Соглашения).
Из материалов дела усматривается, что обязательства по перечислению ответчику средств гранта исполнены в полном объеме.
Согласно Приложению 2 к соглашению установлен плановый показатель эффективности предоставления гранта в 2019 году, в частности: по выручке от реализации продукции – 6451,2 тыс.руб., объем перерабатываемого сельскохозяйственного сырья (мясо КРС) – 362,88 тонн, количество вновь созданных рабочих мест – 0.
Материалами проверки подтверждено, что фактически, выручка от реализации продукции составила 1701,5 тыс. руб., объем перерабатываемого сельскохозяйственного сырья составил 248,33 тонны, что на 73,63 и 31,55% соответственно ниже планового показателя, предусмотренного Приложением № 2 к Соглашению по состоянию на отчетную дату.
Указанное нарушение, связанное с частичным невыполнением показателя эффективности использования гранта на 2019 год предопределило направление в адрес ответчика претензии.
При этом выводов о нецелевом использовании Кооперативом выделенных в форме гранта средств, акт проверки истца не содержит.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что показатели результативности не были достигнуты в связи с имевшими место независящими от ответчика обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями, которые, в комплексе и наряду с другими взаимосвязанными факторами, повлияли на объемах реализации и переработке сырья. Согласно распоряжению председателя Правительства Пермского края от 23.08.2019 № 39-рпп была признана чрезвычайной ситуация на территории Пермского края в связи с опасными природными явлениями. В распоряжении также указано на ожидаемые потери сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере более 500 минимальных размеров оплаты труда, предварительный ущерб оценен в размере 106,9млн. руб.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К непреодолимой силе могут быть отнесены такие обстоятельства общего характера, как стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, занос), иные природные явления.
Указанным распоряжением министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края предложено разработать план мероприятий по ликвидации последствий ситуации, связанной с опасными природными явлениями и ожидаемым ущербом сельскохозяйственным товаропроизводителям на территории Пермского края.
При этом ответчик направлял в адрес истца уведомление о невыполнении целевых показателей в виду чрезвычайной ситуации. Ответа на данное уведомление не последовало.
На основании изложенного суд происходит к выводу о наличии правовых оснований для применения положений статьи 401 ГК РФ к спорным правоотношениям.
Таким образом, установленные соглашением показатели эффективности не были достигнуты, в том числе в связи с имевшими место агрометеорологическими опасными явлениями.
Кроме того орган, непосредственно предоставивший субсидию - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края данные обстоятельства не опровергает.
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением председателя Правительства Пермского края от 23.08.2019 № 39-рпп «О признании чрезвычайной ситуации на территории Пермского края в связи с опасными природными явлениями».
Данные обстоятельства не позволили в полном объеме ответчику осуществить заготовку необходимого количества корма, в следствии чего уменьшились привесы крупного рогатого скота с откорма и уменьшилось поголовье на убой, что не могло не отразиться на результатах экономической деятельности.
По результатам исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание наличие правовых оснований для применения положений статьи 401 ГК РФ к спорным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что денежные средства, полученные по Соглашению, использованы ответчиком по целевому назначению.
С учетом изложенного, установив, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, при этом надлежащие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Правовая природа договорного обязательства о гранте предполагает безвозмездную передачу грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании, при этом обязанность возврата гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. Вместе с тем при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, при этом достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта уменьшится.
При таких обстоятельствах, с учетом оценки соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты госпошлины, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, с учётом итогов рассмотрения дела, судом не рассматривается вопрос распределения государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Ю.В. Шаламова