ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-2066/07 от 16.04.2007 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Пермь Дело № А50-2066/2007-А-19

23 апреля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2007 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Мухитовой Е. М.

при ведении протокола судебного заседания судьёй

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению УМ БППР и ИАЗ ГУВД Пермского края

к предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя: не явился, извещен по протоколу от 5.04.2007 г.

от ответчика: ФИО1, предприниматель, пасп. 57 99 206054, ФИО2, доверенность в деле, пасп. 57 03 812322, ФИО3 доверенность в деле, пасп. 57 03 214559

установил:

Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО1 по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ за реализацию лекарственных средств, подлежащих обязательной сертификации, без маркировки их знаком соответствия на таре и упаковке.

Заслушав объяснения ответчика и его представителей, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ФИО4 РФ по Свердловскому району г. Перми за ОГРН <***>.

2.02.2007 г. сотрудниками УМ БППР и ИАЗ ГУВД Пермского края проведена проверка аптеки «Сандра», расположенной по адресу: ул. Г. Звезда, 20, в г. Перми, принадлежащей ответчику.

Данной проверкой была выявлена, в том числе, реализация сертифицированных медицинских препаратов без знака соответствия на упаковке, т. е. допущение нарушения п.п. 3.8, 4.6 Правил по проведению сертификации в РФ, утв. постановлением Госстандарта России № 26 от 10.05.2000 г., о чем в присутствии понятых и с участием представителя ответчика (заведующей аптекой) составлен протокол осмотра помещения от 2.02.2007 г.

  Результаты проверки подтверждаются также объяснением заведующей аптекой от 2.02.2006 г., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 2.02.2007 г.

Уведомлением от 6.02.200г. ответчик вызывался для составления протокола на 13.02.2007 г.

13.02.2007 г. инспектором УМ БППР и ИАЗ ГУВД Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, совершенном ответчиком, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по составлению протоколов (в частности, по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ) предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Полагая, что предпринимателем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, руководствуясь ч. 1 статьи 28.8 КоАП РФ, начальником УМ БППР и ИАЗ ГУВД Пермской области 13.02.2007 г. было вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Пермской области.

Объяснения ответчика при проведении проверки получены не были по причине его отсутствия и неявки по вызову заявителя. Согласно объяснениям представителя ответчика, полученным 2.02.2007 г., отсутствие знаков соответствия на лекарственных средствах он пояснить не мог.

В судебном заседании ответчик и его представители просили отказать в удовлетворении заявленных требований по причине отсутствия состава вменяемого правонарушения, указав также на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, о чем изложено в письменном отзыве и дополнении к отзыву.

Частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ установлено, что нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом, документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров является сертификат соответствия; знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту; национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Согласно ст. 23 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» маркировка и оформление лекарственных средств должны соответствовать требованиям данного закона. Лекарственные средства поступают в обращение, если на внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны: 1) название лекарственного средства и международное непатентованное название; 2) название организации - производителя лекарственных средств; 3) номер серии и дата изготовления; 4) способ применения; 5) доза и количество доз в упаковке; 6) срок годности; 7) условия отпуска; 8) условия хранения; 9) меры предосторожности при применении лекарственных средств. Введение данных, не включенных в пункты 2 - 8 статьи 16 закона, а также допустимые сокращения при маркировке лекарственных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Как видно из содержания Федерального закона РФ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» обязательная маркировка знаком соответствия на упаковке лекарственных средств не предусмотрена. Согласно п. 7 ст. 20 указанного закона на территорию Российской Федерации можно ввозить лекарственные средства, качество которых подтверждено сертификатом организации - производителя лекарственных средств, удостоверяющим, что ввозимые лекарственные средства произведены в соответствии с государственным стандартом качества лекарственных средств, установленным федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Ответчиком в материалы дела представлены соответствующие сертификаты соответствия на лекарственные средства, описанные в протоколе осмотра помещения от 2.02.2007 г., на которых имеется также знак соответствия национальным стандартам, паспорта, сертификаты анализа, сертификаты качества.

Согласно Положению о Системе сертификации лекарственных средств, входящей в Систему сертификации ГОСТ Р, утв. Постановлением Госстандарта России от 2 декабря 2002 г. № 121, определяющему основные цели, принципы, структуру, требования и правила Системы сертификации лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению и зарегистрированных в порядке, установленном действующим законодательством, маркирование лекарственных средств знаком соответствия осуществляется в установленном порядке (п.12).

Согласно ГОСТу Р 1.9-2004, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. № 157-ст, маркирование продукции знаком соответствия национальным стандартам осуществляется на добровольной основе по инициативе субъектов хозяйственной деятельности - изготовителей (производителей) продукции и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам установлена в договоре (контракте) на поставку продукции. Знак соответствия национальным стандартам применяется в случае документального подтверждения соответствия конкретной продукции всем требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию. Применением знака соответствия национальным стандартам является маркирование им непосредственно продукции, тары (упаковки), сопроводительной технической документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации. (п. п. 6.1, 6.2, 6.4).

Согласно п.п. 1.10, 3.8, 4.6 Правил по проведению сертификации в РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 № 26 (ред. от 05.07.2002) знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации, в том числе маркируют сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации. На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат. Эта продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Продукция, соответствие которой подтверждено зарегистрированной декларацией о соответствии, маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Госстандартом России.

Таким образом, суд находит, что вменение заявителем ответчику нарушения п.п. 3.8, 4.6 Правил по проведению сертификации в РФ, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 № 26, произведено без анализа специальных норм законодательства об обороте лекарственных средств в РФ, обязательность маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам именно на таре (упаковке) лекарственных средств которыми не предусмотрена, в связи с чем арбитражный суд не усматривает в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, что в силу п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Вменяемое ответчику административное правонарушение обнаружено заявителем 2.02.2007 г., двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 2.04.2007 г. Таким образом, арбитражным судом установлено истечение срока давности привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

На основании изложенного в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления УМ БППР и ИАЗ ГУВД по Пермскому краю о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Е. М. Мухитова