ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-20785/14 от 30.10.2014 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

30.10.2014 года Дело № А50-20785/14

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2014 года. Полный текст решения изготовлен 30.10.2014 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Аликиной Е. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер прайс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1,

судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2,

судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3,

судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4

об оспаривании бездействий,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, ФИО5 (должник по исполнительному производству).

в судебном заседании участвовали:

от заявителя: ФИО6 по доверенности от 15.10.2014, предъявлен паспорт,

от судебных приставов – не явились;

от УФССП по Пермскому краю: ФИО7 по доверенности от 17.10.2014, предъявлено удостоверение;

третье лицо (должник по исполнительному производству): не явилась;

Общество с ограниченной ответственностью «Лидер прайс» (далее по тексту заявитель) обратилось в суд с заявлением (уточнив требования в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3, судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4, выраженного в непредставление для ознакомления материалов исполнительного производства № 92250/13/07/59;

- о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении решения Арбитражного суда Пермского края от 04.05.2009 г. по делу № А50-4384/2009.

От аналогичных требований, предъявленных к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2 обществом заявлен отказ.

Заявленные требования мотивированы неисполнением требованием исполнительного листа в срок, установленный ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», и отсутствием сведений о ходе исполнительного производства, позволяющих судить о мерах, предпринятых должностными лицами Службы судебных приставов для исполнения исполнительного листа. Указывает на то, что в нарушение требований ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» ему по письменному ходатайству не предоставлена возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства, что свидетельствует о нарушении его прав в исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4 в судебное заседание не явились, отзывы по делу не представили.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю считает заявленные требования необоснованными, указывая на то, что исполнительные действия по исполнительному производству судебными приставами совершались. Указывает на отсутствие оснований для оспаривания действия (бездействия) судебного пристава по непредставлению для ознакомления материалов исполнительного производства, поскольку с ними заявитель может ознакомиться в любой из приемных дней в Службе судебных приставов по Свердловскому району г. Перми.

ФИО5 (должник по исполнительному производству) в судебное заседание не явилась, мотивированный отзыв по делу не представила.

В судебном заседании, состоявшемся 22.10.2014 г. ею было представлено заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения суда по делу № А50-4384/2009. Ходатайство о рассмотрении такого заявления судом отклонено, как не относящееся к данному делу (ст. 159 АПК РФ). Заявителю разъяснено ее право на обращение с таким заявлением в рамках арбитражного дела № А50-4384/2009 в порядке ст. 324 АПК РФ.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет, неявка в судебное заседание судебных приставов и третьего лица не препятствует рассмотрению дела в силу п. 2 ст. 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

У С Т А Н О В И Л:

Решением арбитражного суда Пермского края от 04.05.2009 г. по делу № А50-4389/2009 с ИП ФИО5 (ОГРН <***>, <...>) в пользу ООО «Лидер Прайс» (<...>, ОГРН <***>) взыскано 6 924 руб. 48 коп. долга, 806 руб. 55 коп. пени, 500 руб. 00 коп. расходов по госпошлине, всего 8 231 руб. 03 коп. По данному делу выдан исполнительный лист № 224629, который был предъявлен взыскателем в Отдел судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 26.06.2009 г. по указанному исполнительному листу возбуждено исполнительное производство № 57/7/70779/23/2009 и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО1 были направлены запросы в регистрирующие органы, банки, налоговую инспекцию о наличии у должника расчетных счетов, недвижимого имущества, транспортных средств, в ПОФОМС о месте работы должника

Из полученных ответов следовало, что недвижимого имущества, транспортных средств должник не имеет.

Судебным приставом ФИО8 в адрес должника 12.10.2009 г. было направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу.

12.04.2010 г. у ФИО5 взяты объяснения, в которых должник указывает на то, что от уплаты задолженности не отказывается, но ввиду тяжелого материального положения может выплачивать ежемесячно не более 300 рублей.

11.10.2010 г. по платежному поручению № 72159 с депозитного счета службы судебных приставов на расчетный счет взыскателя перечислена сумма 1000 рублей.

Впоследствии судебным приставом ФИО3 были направлены запросы в банки, ОПФ РФ по Пермскому краю, ГИБДД, ОАО «Вымпел», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» о наличии у должника расчетных, депозитных, иных счетов, транспортных средств, абонентских номеров, суммах платежей, выплачиваемых за услуги сотовой связи.

По данным, полученным из ОАО Сбербанк РФ, ОАО АИКБ Татфондбанк, ОАО МДМ Банк, ОАО АКБ Росбанк, ОАО Альфабанк следовало, что расчетных, депозитных, ссудных счетов по состоянию на сентябрь-октябрь 2014 г. должник не имеет.

Из ответов из ГИБДД, от операторов сотовой связи следует, что транспортных средств, абонентских номеров на ее имя не зарегистрировано.

По акту приема-передачи от 03.10.2014 года исполнительное производство передано на исполнение судебному приставу ФИО4

Представитель ООО «Лидер Прайс» ФИО6 02.10.14 г. обратилась в службу судебных приставов с заявлением о предоставлении ей для ознакомления материалов исполнительного производства № 57/7/70779/23/2009, указав в заявлении номер своего сотового телефона.

Не получив приглашения в Службу судебных приставов для ознакомления с материалами исполнительного производства и не располагая сведениями о ходе исполнительного производства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 9, 65, 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Федерального Закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

В силу ч. 1 ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

Таким образом, обращение в арбитражный суд по спору в публичной сфере возможно при наличии двух совокупных условий: не соответствия оспариваемого ненормативного правового акта государственного органа, действия (бездействия) должностных лиц закону и нарушения в связи с этим прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. ч. 11, 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Материалами исполнительного производства установлено, что начиная с 2010г. денежных средств в уплату задолженности по исполнительному листу в Службу судебных приставов или непосредственно взыскателю от должника не поступало.

Несмотря на это, необходимых исполнительных действий со стороны приставов не последовало. Повторные запросы в регистрирующие органы были направлены приставом спустя три года после получения ответов, свидетельствующих об отсутствии у должника имущества. В службу судебных приставов должница не приглашалась, объяснительную у нее приставы не затребовали, об ответственности за неисполнение требований исполнительного листа ее не предупреждали. Какая-либо договоренность с должником о погашении задолженности наличными средствами не устанавливалась, несмотря на то, что она не против погашения долга в пределах 300 руб. ежемесячно. По месту жительства должника пристав не выходил, наличие у нее имущества не устанавливал.

В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Учитывая, что приставами ФИО3 и ФИО4 своевременно и в полном объеме не были предприняты все меры, направленные исполнение исполнительного документа, по которому взыскание производится с 2009 года, то есть за пределами срока, установленного ст. 36 Закона об исполнительном производстве для совершения исполнительных действий, суд приходит к выводу о том, что со стороны указанных должностных лиц имело место неправомерное бездействие.

В указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.

В тоже время доводы заявителя о неправомерном бездействии со стороны должностных лиц службы судебных приставов по непредставлению для ознакомления материалов исполнительного производства не нашли подтверждения в материалах дела.

Согласно ч. ч. 3, 5 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Учитывая, что срок иной для рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении для ознакомления материалов исполнительного производства законом не установлен, такое ходатайство должно быть рассмотрено приставом не позднее 10 рабочих дней.

Поскольку заявление поступило в канцелярию Службы судебных приставов 02.10.14 года, оно должно быть передано приставу не позднее 07.10.14 года, а рассмотрено им не позднее 16.10.14 г.

В момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением (10.10.14 г.) указанный срок не истек, а потому доводы заявителя о неправомерном бездействии должностного лица в указанной части судом отклоняются.

Поскольку обществом заявлен отказ от требований о признании незаконным действий (бездействий), допущенных приставами ФИО1 , ФИО2, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 151, 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования удовлетворить в части.

2. Признать незаконными действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3, действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4, выразившееся в непринятии всех мер, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», для исполнения исполнительного производства № 57/7/70779/23/2009, возбужденного на основании исполнительного листа №224629, выданного арбитражным судом Пермского края по делу № А50-4384/2009.

3. Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4 устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Лидер прайс».

4. В удовлетворении требований о признании недействительными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО4, выразившихся в не предоставлении для ознакомления материалов исполнительного производства № 57/7/70779/23/2009 отказать.

5. В отношении требований о признании незаконными действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2 производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.Н.Аликина