ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-20892/15 от 25.12.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края 

  Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

18.01.2016 года Дело № А50-20892/15

Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2015 года. Полный текст решения изготовлен 18.01.2016 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе Корляковой Ю.В.

при ведении протокола помощником судьи Коцур Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт ПМ» (ОГРН 1155958004971, ИНН 5902001643)

к ответчику: Обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

В судебном заседании приняли участие:

от истца: Анисимов И.Н. – представитель по доверенности, предъявлен паспорт;

от ответчика: Вечтомова Е.В. – представитель по доверенности, предъявлен паспорт.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт ПМ» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ответчик), предъявив требования об урегулировании разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 115690.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал, просит принять абзац 2 п. 2.1.1, абзац 1 п. 2.2.1, п.п. 3.1.9, 3.1.13, 3.1.17, 3.1.24, 3.1.36, 3.1.38, 4.3, 8.2, 10.2, 11.2, 14.2, п. 1 Приложения № 4 в предложенной им редакции; пункты 3.1.6, 3.1.7, 3.1.30, 3.1.35, 7.2-7.4, 7.6, абзац 2 п. 8.1, 8.5, 10.3, 11.5, 11.7, из первого предложения п. 3.1.27 словосочетание «и приложения 10 к настоящему договору», из п. 11.8 словосочетание «установленной двусторонним актом» истец просит исключить.

Представитель ответчика относительно удовлетворения требований истца возражал по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск, просит принять спорные пункты в предложенной им редакции.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Согласно статье 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила 644) существенными условиями договора холодного водоснабжения являются:

а) предмет договора, режим подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи холодной воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированный уровень давления холодной воды), определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (водопроводным сетям);

б) сроки осуществления подачи холодной воды;

в) качество холодной (питьевой и (или) технической) воды;

г) порядок контроля качества питьевой воды;

д) условия временного прекращения или ограничения подачи холодной (питьевой и (или) технической) воды;

е) порядок осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды;

ж) сроки и порядок оплаты по договору холодного водоснабжения;

з) граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства;

и) права и обязанности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по договору холодного водоснабжения;

к) ответственность абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору холодного водоснабжения;

л) порядок урегулирования споров и разногласий, возникающих между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору холодного водоснабжения;

м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета для отбора проб воды и снятия показаний прибора учета в целях определения качества воды и объема поданной воды;

н) порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется холодное водоснабжение;

о) сроки и способы представления показаний приборов учета организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае наличия у абонента таких приборов учета;

п) условия холодного водоснабжения иных лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям абонента, при условии что такие лица заключили договор холодного водоснабжения с гарантирующей организацией.

Согласно п. 5 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении), п. 26 Правил 644 существенными условиями договора водоотведения являются:

а) предмет договора, режим приема сточных вод;

б) порядок учета принимаемых сточных вод;

в) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;

г) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации;

д) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы (для категорий абонентов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов"), показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

е) порядок декларирования состава и свойств сточных вод для абонентов, обязанных подавать такую декларацию;

ж) сроки и порядок оплаты по договору водоотведения;

з) права и обязанности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по договору водоотведения;

и) ответственность абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором водоотведения;

к) порядок урегулирования разногласий, возникающих между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по договору водоотведения;

л) границы эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства;

м) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод для снятия показаний прибора учета и отбора проб сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;

н) предполагаемые сроки установки и ввода в эксплуатацию приборов учета сточных вод в случае отсутствия у абонента таких приборов учета (для категорий абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с настоящими Правилами);

о) условия отведения (приема) сточных вод иных лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента, при условии что такие лица заключили договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно п. 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила-124) существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:

а) предмет договора (вид коммунального ресурса);

б) дата начала поставки коммунального ресурса;

в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;

г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;

д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;

е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу;

ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:

а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса;

б) порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги;

в) условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем);

г) определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным;

д(1)) обязательства сторон по подписанию актов, фиксирующих показания коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения обязательств управляющей организации, в том числе в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации или в связи с прекращением или аннулированием лицензии управляющей организации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);

е) обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках;

ж) обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения;

з) порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг);

з(1)) обязательства сторон по передаче информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), по форме и в сроки, которые установлены такими актами, - в случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении такой социальной нормы;

и) иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми (п. 18 Правил 124).

Ответчик предложил следующую редакцию п. 2.1.1: «Границы эксплуатационной ответственности сторон настоящего договора определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Приложение №4), а при его отсутствии – в соответствии с законодательством РФ».

Ссылается на то, что редакция ответчика полностью соответствует п. п. 2, 32 Правил 644.

Истец предлагает изложить пункт 2.1.1 в редакции: «Границы эксплуатационной ответственности сторон настоящего договора определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 4). До согласования сторонами актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон, граница эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом определяется по внешней границе стены многоквартирного дома».

Истец ссылается на п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Согласно п. 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

В силу п. 32 Правил № 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.

Согласно п. 5 Правил 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая в том числе из канализационных выпусков, согласно п. 3.4. "СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626), внутренняя система канализации (внутренняя канализация): система трубопроводов и устройств в границах внешнего контура здания и сооружений, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца.

Таким образом, требование истца определять границу по стене МКД в части канализационных выпусков не соответствует закону.

Следовательно, п.2.1.1 подлежит принятию в редакции ответчика, которая требованиям закона соответствует.

Истец просит принять абзац 1 п. 2.2.1 в следующей редакции: «Беспрепятственного доступа к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды (узлам учета) в порядке, предусмотренном п. 3.1.24 настоящего договора, с целью:».

Ответчик настаивает на изложении абзаца 1 п. 2.2.1 в редакции проекта договора: «Беспрепятственного доступа в любое время суток к сетям, оборудованию, узлам учета и приборам учета абонента с целью:».

Истец, заявляя о своих разногласиях по п. 2.2.1 договора не указал при этом положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствует названный пункт, а также не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы.

Суд считает возможным принять абзац 1 п. 2.2.1 договора в редакции ответчика, поскольку она не противоречит положениям п. 26, 84, 147,149 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее – Правила 644).

Пункт 3.1.6 договора изложен ответчиком в оферте следующим образом: «В случае, если все или часть многоквартирных домов, находящихся в управлении абонента, не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета воды и сточных вод, в срок не позднее 3 месяцев с даты подписания настоящего договора, абонент обязан уведомить собственников помещений соответствующих многоквартирных домов о целесообразности принятия решения об установке коллективного (общедомового) прибора учета и включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения».

Ответчик п. 3.1.7. изложил в редакции: «Оборудовать за свой счет многоквартирные дома, находящиеся в управлении абонента и не оснащенные приборами учета, коллективными (общедомовыми) приборами учета воды и сточных вод, соответствующими требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, обеспечить ввод их в эксплуатацию и опломбирование в установленном действующим законодательством порядке в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если более короткий срок не установлен таким решением».

Ответчик полагает, что указанные пункты соответствуют п. 31 Правил 354, пп. «г» п. 18. Правил 124, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ст. 3,10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", др. Также указал, что рассматриваемый пункт сейчас к истцу не применяется - во всех домах истца установлены ОДПУ, т.е. указанные пункты не нарушают права истца, оснований для их исключения не имеется.

Истец полагает, что указанные пункты договора устанавливают для истца обязательства, не вытекающие из существа отношений по водоснабжению и водоотведению, не относящиеся к предмету спорного договора и не возлагаемые на него какой-либо императивной нормой действующего законодательства РФ, в связи с чем, настаивает на их исключении.

В силу пп. «г»» п. 14. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Правилами № 645, абонент обязан установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод (это условие настоящего договора включается при условии заключения его с абонентом, который обязан устанавливать приборы учета сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации) на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «д» п. 35 Правил № 644, абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

Статья 13 Федерального закона об энергосбережении управляющие организации в качестве лиц, обязанных устанавливать приборы учета, не называет, речь идет о собственниках помещений в многоквартирных домах, и организациях, которые осуществляют потребителей энергосресурсами.

Суд приходит к выводу о том, что из указанных истцом положений нормативных актов следует обязанность истца по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета перед гражданами-потребителями, однако у водоканала в силу закона не имеется права требовать от управляющей компании установки приборов учета за ее счет.

В связи с отсутствием согласия истца на включение пунктов в договор, п.п. 3.1.6, 3.1.7 подлежат исключению из договора.

Пункт 3.1.9 договора истец просит изложить в следующей редакции: «Обеспечить за свой счет ремонт или замену относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме узла учета и / или коллективных (общедомовых) приборов учета воды (сточных вод) при их повреждении, поверку коллективных (общедомовых) приборов учета воды (сточных вод) с обязательным уведомлением Ресурсоснсбжающей организации не менее чем за тридцать дней до начала соответствующих работ».

Ответчик настаивает на принятии п. 3.1.9 в предложенной им редакции: «Обеспечить за свой счет ремонт или замену узла учета и / или коллективных (общедомовых) приборов учета воды (сточных вод) при их повреждении, поверку приборов учета воды (сточных вод) с обязательным уведомлением Ресурсоснсбжающей организации не менее чем за тридцать дней до начала соответствующих работ».

Истец, заявляя о своих разногласиях по п. 3.1.9 договора не указал при этом положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствует названный пункт, а также не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы, в связи с чем, суд считает возможным принять п. 3.1.9 в редакции ответчика, поскольку она не противоречит ст. ст. 39, 39 ЖК РФ, соответствует ст. 431 ГК РФ.

Судом установлено, что в протоколе согласования разногласий от 25.08.2015г., а также в отзыве на иск (л.д. 77), ответчик указал, что согласен с предложенной истцом редакцией пунктов 3.1.13, 3.1.24, 4.3 договора. Учитывая изложенное, указанные пункты подлежат принятию в редакции истца:

Пункт 3.1.13: «Ежемесячно снимать показания коллективных (общедомовых) приборов учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечить сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет, за исключением случаев подключения коллективных (общедомовых) приборов абонента к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета».

Пункт 3.1.24: «Обеспечить доступ представителей ресурсоснабжающей организации к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб, приборам учета холодной воды (узлам учета) в целях определения объема и качества поданной воды и определения объема отводимых сточных вод их состава и свойств, в следующей порядке:

а) ресурсоснабжающая организация предварительно оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих. Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефоногламма);

б) уполномоченные представители ресурсоснабжающей организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;

в) доступ представителям ресурсоснабжающей организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод».

Пункт 4.3: «Для определения количества поданной в расчетном периоде воды и отведенных сточных вод (включая сточные воды от горячей воды), абонент в сроки, установленные настоящим договором, передает в ресурсоснабжающую организацию показания приборов учета вод (сточных вод) или предоставляет информацию, на основании которой можно определить объемы поданной воды, отведенных сточных вод, по форме, установленной Приложениями № № 5 и 7 к настоящему договору».

Истец просит изложить абзац 1 п. 3.1.17 в следующей редакции: «Передавать ресурсоснабжающей организации показания коллективных (общедомовых) приборов учета, показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также иной информации, необходимой для определения объемов поданной в расчетном периоде воды и отведенных сточных вод, предусмотренной нормативными правовыми актами, - в срок не позднее 1-го числа следующего месяца.».

Ответчик настаивает на изложении абзаца 1 п. 3.1.17 в редакции, изложенной в протоколе согласования разногласий от 25.08.2015г. (л.д. 47, 82): «Передавать ресурсоснабжающей организации показания коллективных (общедомовых) приборов учета, а также иной информации, необходимой для определения объемов поданной в расчетном периоде воды и отведенных сточных вод, предусмотренной нормативными правовыми актами, в срок не позднее 26 числа текущего месяца, показания индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учета – в срок не позднее 1 числа следующего месяца.».

Суд считает возможным принять абзац 1 п. 3.1.17 в редакции истца, поскольку она соответствует п.п. «д» п. 18 Правил 124, иные сроки сторонами не согласованы.

Истец настаивает на исключении из п. 3.1.27 словосочетания «…и приложением № 10 к настоящему договору…».

В отзыве на иск (л.д. 96) ответчик просит учесть, что в проекте договора имеется опечатка и в п. 3.1.27 необходимо указать приложение № 11, настаивает на принятии данного пункта в предложенной им редакции.

Перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора ресурсоснабжения, содержится в п.п. 6, 7 Правил 124, ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных Правилами 124 (п. 8 Правил 124).

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истца, словосочетание «…и приложением № 10 к настоящему договору…» подлежит исключению из п. 3.1.27 договора.

Ответчик в оферте договора изложил п.п. 3.1.30, 3.1.35 в следующей редакции:

Пункт 3.1.30: «Предоставлять любому обратившемуся потребителю коммунальных услуг (собственнику (пользователю) жилым и нежилым помещением) или представителю такого потребителя информацию о состоянии расчетов с ресурсоснабжающей организацией по настоящему договору».

Пункт 3.1.35: «Предоставлять ресурсоснабжающей организации перечень жилых домов, находящихся в управлении абонента, с приложением копий договоров управления многоквартирными домами. Абонент обязуется не позднее 3-х рабочих дней извещать ресурсоснабжающую организацию обо всех изменениях в указанном перечне, с предоставлением подтверждающих документов для внесения соответствующих изменений в настоящий договор».

Истец просит исключить п.п. 3.1.30, 3.3.35 из договора, ссылаясь на п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее – Стандарт 731); п.п. 6,7 Правил 124.

Условия предложенного ответчиком пункта 3.1.30 не являются существенными и могут быть включены в текст договора только по согласованию сторон, ответчик не обосновал необходимость включения данного пункта в текст договора, в связи с чем, данный пункт подлежит исключению из договора.

Пункт 3.1.35 исключению из договора не подлежит, поскольку соответствует положениям п. 21 Правил 644 (п.п. «н»), п.п. 6,7 Правил 124.

Ответчик приложил следующую редакцию п. 3.1.36 договора: «В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, абонент обязан по письменному требованию ресурсоснабжающей организации в сроки, указанные в требовании, осуществить действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги. Сроки по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, содержащиеся в уведомлении ресурсоснабжающей организации, должны позволять абоненту выполнить условия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах».

В оферте договора изложена следующая редакция п. 10.2: «В случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, ресурсоснабжающая организация при наличии задолженности потребителя по оплате одной коммунальной услуги, исчисленной в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, направляет абоненту требование о приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований). Абонент в соответствии с требованием ресурсоснабжающей организации в указанные в требовании сроки ограничивает или приостанавливает оказание коммунальной услуги потребителю в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и в срок не позднее 3-х рабочих дней уведомляет ресурсоснабжающую организацию о произведенном ограничении или приостановлении оказания коммунальной услуги. Возобновление предоставления коммунальной услуги потребителю осуществляется абонентом на основании уведомления ресурсоснабжающей организации о погашении потребителем имеющейся задолженности».

Ответчик полагает, что указанные пункты соответствует п.п. «в», «г» п.27 Правил 124, а также п. 118 Правил 354 (отключение за задолженность), п. 117 Правил 354 (отключение за одну услугу), п. 119 Правил 354 (меры вводятся при наличии тех. возможности), п. 120 Правил 354.

Истец просит изложить данные пункты в предложенной им редакции:

Пункт 3.1.36: «В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, абонент, при наличии технической возможности, по письменному требованию ресурсоснабжающей организации, обязан осуществить действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах».

Пункт 10.2: «В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, абонент, при наличии технической возможности, по письменному требованию ресурсоснабжающей организации, обязан осуществить действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. В срок, не позднее 5-ти рабочих дней абонент уведомляет ресурсоснабжающую организацию о произведенном приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги. Возобновление предоставления коммунальной услуги потребителю осуществляется абонентом на основании уведомления ресурсоснабжающей организации о погашении потребителем имеющейся задолженности».

Согласно п. 27 Правил № 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности.

Суд приходит к выводу, что предложенные ответчиком пункты соответствует п. 27 Правил 124, который требует установление в договоре порядка взаимодействия сторон по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям.

Истец, заявляя о своих разногласиях по п. п. 3.1.36, 10.2 договора не указал при этом положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствуют названные пункты, а также не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы, в связи с чем, суд считает возможным принять п. 3.1.36 и 10.2 в редакции ответчика.

В оферте договора ответчик предложит следующую редакцию п. 3.1.38 договора: «Абонент, передающий персональные данные ресурсоснабжающей организации для целей исполнения настоящего договора, обязан обеспечить наличие надлежащего согласия субъектов персональных данных на их обработку, включая передачу третьим лицам в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».».

Истец просит изложить указанный пункт в следующей редакции: «Абонент передает персональные данные ресурсоснабжающей организации для целей исполнения настоящего договора при наличии надлежащего согласия субъектов персональных данных на их обработку, включая передачу третьим лицам в строгом соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».».

Суд считает возможным принять п. 3.1.38 договора в редакции ответчика, поскольку истец не указал положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствует редакция данного пункта, изложенная ответчиком в проекте договора, не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы. Фактически истец лишь изменил порядок слов в предложениях.

Истец просит исключить п.п. 7.2-7.4, 7.6 из текста договора.

Ответчик настаивает на принятии указанных пунктов в редакции, изложенной в проекте договора:

Пункт 7.2: «Абонент обязуется в десятидневный срок с момента получения проекта настоящего договора, произвести с ресурсоснабжающей организацией сверку расчетов за коммунальные ресурсы, поставленные абоненту по договору № 115690 от 14.05.2015г., в порядке, предусмотренном п. 6.5 настоящего договора».

Пункт 7.3: «Абонент обязуется в месячный срок с момента подписания настоящего договора представить ресурсоснабжающей организации реквизиты специальных банковских счетов абонента и платежных агентов абонента, открытых в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», на которые вносится плата потребителей коммунальных услуг за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению».

Пункт 7.4: «Абонент или платежные агенты абонента обязуются в месячный срок с момента заключения настоящего договора заключить с кредитными организациями, в которых в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» открыты специальные банковские счета абонента и (или) платежных агентов абонента по приему платежей потребителей за коммунальные услуги, дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие списание и перечисление ресурсоснабжающей организации поступивших на соответствующие банковские счета денежных средств в оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, в сроки и порядке, предусмотренные Требованиями.».

Пункт 7.6: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, в течение 10 рабочих дней по окончании расчетного периода абонент направляет ресурсоснабжающей организации информацию о платежах потребителей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за истекший период по форме, предусмотренной приложением № 10 к настоящему договору. При этом информация о платежах потребителей должна содержать указание плательщика, размер полученных средств от каждого плательщика и период, за который произведена оплата (если указанный период может быть установлен по платежному документу).

Пункты 7.2-7.4, 7.6 подлежат исключению из договора, поскольку п. 7.2 устанавливает обязанность истца (абонента) руководствоваться положениями договора еще до его заключения (с момента получения проекта); пункты 7.3 и 7.4 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся сторонами договора; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, информацией, обязанность по представлению которой возлагается на абонента пунктом 7.6, будет обладать сама ресурсоснабжающая организация, поскольку в силу положений п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. п. 19, 64 Правил 354 будет непосредственно осуществлять функции по начислению и сбору платы за оказываемые коммунальные услуги.

Истец просит исключить абзац 2 п. 8.1, п. 8.5 из договора.

Ответчик настаивает на принятии абзаца 2 п. 8.1 в предложенной им редакции: «В случае если ненадлежащее качество коммунальных услуг и (или) предоставление их с перерывами, превышающими установленную продолжительность, может быть вызвано действиями ресурсоснабжающей организации, абонент согласовывает с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги и уведомляет ресурсоснабжающую организацию о дате и времени такой проверки не позднее одного часа с момента такого согласования».

Пункт 8.5 ответчик просит принять в следующей редакции: «После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация и абонент в срок не позднее 24 часов с даты устранения причин нарушения качества коммунальной услуги проводят проверку по итогам устранения причин нарушения качества и (или) объема коммунального ресурса, по итогам которой составляют акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества и (или) объема коммунального ресурса».

Суд приходит к выводу, что предложенные ответчиком пункты соответствуют п. п. «в», «г» п. 21 Правил 644, который требует установление в договоре порядка взаимодействия сторон для контроля качества поставляемых ресурсов, а также п.п. «б» п. 18 Правил 124. Иного порядка взаимодействия истец не предложил, не указал положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствуют редакции п. 8.1, п. 8.5, изложенные ответчиком в проекте договора, не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы.

Учитывая изложенное, абзац 2 п. 8.1, п. 8.5 договора подлежат принятию в редакции ответчика.

Истец настаивает на изложении п. 8.2 договора в следующей редакции: «Абонент имеет право в любое время в течение срока действия настоящего договора самостоятельно отобрать пробы для проведения лабораторного анализа качества питьевой воды и направить их для лабораторных испытаний организациям, аккредитованным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отбор проб воды, в том числе отбор параллельных проб воды, производится в порядке, предусмотренном правилами осуществления производственного контроля качества питьевой воды и качества горячей воды, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Абонент обязан известить ресурсоснабжающую организацию о времени и месте отбора проб воды не позднее 3 суток до проведения отбора проб воды».

Ответчик просит принять п. 8.2 в предложенной им редакции: «Абонент обязан обеспечить участие представителя ресурсоснабжающей организации в проверке факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. По окончании проверки сторонами настоящего договора и потребителем коммунальной услуги составляется акт проверки. Акт проверки составляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.».

Пункт 8.2 договора суд считает возможным принять в редакции ответчика, поскольку она соответствует положениям п.п. «б» п. 18 Правил 124, п. п. «в», «г» п. 21 Правил 644. Предложенная истцом редакция п. 8.2 договора порядок взаимодействия сторон договора при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги не устанавливает.

Ответчик предложил следующую редакцию п. 10.3 договора: «Ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения настоящего договора при наличии у абонента признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

В этом случае, ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, вплоть до заключения соответствующего договора водоснабжения и водоотведения с иным абонентом или напрямую с потребителями.

В случае одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения настоящего договора, ресурсоснабжающая организация уведомляет потребителей о наличии у абонента задолженности по оплате коммунальных услуг и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления, иной управляющей организации и заключения договора водоснабжения и водоотведения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора способа непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Уведомление потребителей осуществляется не позднее 5 рабочих дней с даты принятия ресурсоснабжающей организацией решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора любым доступным способом, позволяющим получить подтверждение получения такого уведомления».

Ответчик указал, что п. 10.3 соответствует подпункту "а" пункта 30 Правил N 124.

Истец не согласен с предлагаемыми ответчиком п.10.3. договора, устанавливающим право ответчика на отказ от исполнения договора в одностороннем порядке, не базирующимся на какой-либо императивной норме права действующего законодательства РФ, в связи с чем, истец предлагает этот пункт исключить из договора.

Согласно подпункту "а" пункта 30 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право ресурсоснабжающей организации отказаться от его исполнения полностью при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 31 Правил N 124 предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя предоставлять коммунальную услугу, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки.

Системное толкование пунктов 30, 31 Правил N 124 позволяет сделать вывод о возможности сторон согласовать в договоре условие о праве ресурсоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в связи с наличием у исполнителя коммунальной услуги признанной им по акту сверки расчетов задолженности, а также порядок расторжения такого договора.

Таким образом, в силу диспозитивного характера названной нормы Правил N 124, при отсутствии соглашения сторон о включении в договор условия об одностороннем отказе ресурсоснабжающей организации от договора (истец возражает), указанный пункт не подлежит включению в договор.

Указанная позиция подтверждена Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 N 17АП-16489/2014-ГК по делу N А71-8492/2014, от 22.12.2014 N 17АП-15222/2014-ГК по делу N А71-7953/2014.

Истец просит принять п. 11.2 в следующей редакции: «Ресурсоснабжающая организация не несет ответственность за комплектность, сохранность, работоспособность и нормальное техническое состояние всех без исключения отключающих устройств абонента, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на водопроводно-канализационных сетях. Ресурсоснабжающая организация не несет ответственность за причиненный подтоплением подвальных помещений ущерб, если он произошел по вине абонента».

Ответчик настаивает на изложении п. 11.2 в редакции, изложенной в проекте договора: «Ресурсоснабжающая организация не несет ответственность за комплектность, сохранность, работоспособность и нормальное техническое состояние всех без исключения отключающих устройств абонента, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на канализационных сетях, сетях водопровода и за ущерб, вызванный этим подтоплением, а также при несоблюдении абонентом иных требований действующих нормативных правовых актов».

Суд считает возможным принять п. 11.2 договора в редакции ответчика, поскольку истец не указал положения действующего законодательства Российской Федерации, которым не соответствует редакция данного пункта, изложенная ответчиком в проекте договора, не представил суду доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы; формулировка, предложенная истцом, несет идентичную смысловую нагрузку с формулировкой, предложенной ответчиком (иного суду, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не доказано).

Пунктами 11.5 и 11.7 установлены санкции за невыполнение требований водоканала по приостановлению или ограничению водоснабжения, водоотведения потребителю, имеющему задолженность по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, а также за нарушение установленных настоящим договором сроков передачи водоканалу показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также информации, необходимой для определения объема коммунального ресурса.

Ответчик изложил п. 11.5 договора в протоколе согласования разногласий редакции: «В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организацией, абонент несет ответственность за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению водоснабжения, водоотведения потребителю, имеющему задолженность по оплате соответствующего вида коммунальной услуги (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности потребителя за каждый день невыполнения таких требований».

Пункт 11.7 в протоколе согласования разногласий редакции ответчик изложил в редакции: «В случае нарушения установленных настоящим договором сроков передачи ресурсоснабжающей организациии показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также информации, необходимой для определения объема коммунального ресурса, предусмотренной Приложением № 7 к настоящему договору, абонент несет ответственность в размере, предусмотренном действующим законодательством».

Истец не согласен с предлагаемыми ответчиком пунктами 11.5, 11.7 договора, устанавливающие для истца обязательства, не вытекающие из существа отношений по водоснабжению и водоотведению, не относящиеся к предмету спорного договора и не возлагаемые на него какой-либо императивной нормой действующего законодательства РФ, в связи с чем, предлагает их исключить.

На основании пункта 1 статьи 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, понуждение к его заключению не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В силу статьи 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Таким образом, размер неустойки может быть предусмотрен либо законом, либо договором. При отсутствии предусмотренного законом размера неустойки этот размер может быть установлен только соглашением сторон. При отсутствии согласия одной из сторон размер неустойки не может быть включен в договор.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 30.03.1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» указал, что принудительное установление санкций в виде неустойки без указания закона и согласия каждой стороны договора исключено в силу пункта 1 статьи 330 и пункта 4 статьи 421 ГК РФ.

Стороны к соглашению о неустойке и ее размере не пришли, следовательно, пункты 11.5, 11.7 подлежат исключению из договора.

По данному вопросу имеется многочисленная судебная практика.

В проекте договора ответчик изложил п. 11.8 в следующей редакции: «В случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или перерывами, превышающими установленную продолжительность, ресурсоснабжающая организация возмещает абоненту убытки, вызванные такими нарушениями, при наличии вины ресурсоснабжающей организации, установленной двухсторонним актом».

Истец просит исключить из текста данного пункта словосочетание: «…установленной двухсторонним актом».

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (п. 1 ст. 431 ГК РФ).

Из буквального толкования пункта 11.8 в редакции, предложенной ответчиком, следует, что установление вины ресурсоснабжающей организации в причинении абоненту убытков в результате оказания услуг ненадлежащего качества ставится в зависимость от подписания сторонами двухстороннего акта, что не соответствует положениям ст. 15, ст. 393 ГК РФ.

Учитывая изложенное, словосочетание «…установленной двухсторонним актом» подлежит исключению из текста п. 11.8 договора.

Ответчик в оферте договора изложил пункт 14.2 в редакции: «Настоящий договор вступает в силу с 07 мая 2015г. и действует по 31 декабря 2015 года, и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений в настоящий договор».

Истец предлагает следующую редакцию пункта 14.2: «Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения (согласования существенных условий договора) и действует по 31 декабря 2015 г. и считается ежегодно продлённым, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего договора на следующий год или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений в настоящий договор.

Стороны договорились применять условия настоящего договора к отношениям, возникшим между ними с 07.05.2015 г.».

Ответчик полагает, что редакции п. 14.2 договора соответствуют типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства от 29.07.2013 N 645 (далее - Постановление № 645), редакция истца отличается только юридической техникой изложения, пункт договора законодательству не противоречит и прав истца не нарушает. Считает, что истец злоупотребляет правом в нарушение ст. 4 АПК РФ, 10 ГК РФ, в защите которого следует отказать.

Истец указал, что в силу ст. 446, 445 ГК РФ датой заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения будет дата вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Суд первой инстанции находит указанные доводы истца обоснованными в силу следующего.

Согласно ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Следовательно, датой заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения № 115690 будет дата вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В соответствии с ч.1. ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с п.14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Довод ответчика о том, что редакции пунктов соответствуют типовому договору и поэтому должны быть приняты, подлежит отклонению, т.к. при урегулировании разногласий следует учитывать мнение сторон, исходить из конкретных обстоятельств дела, в данном случае истец со ссылкой на нормы права обосновал, каким образом могут быть нарушены его права.

На основании вышеизложенного, 14.2 подлежит принятию в редакции истца, которая закону соответствует, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Истец также просит изложить п. 1 Приложения № 4 к договору в отношении объектов по адресам: г. Пермь, ул. Макаренко, 19, ул. Целинная, 39,41,43,43/1 в следующей редакции:

В отношении объекта по адресу: г. Пермь, ул. Макаренко, 19:

«1. абонента и третьего лица:

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей канализации в эксплуатации абонента нет. Выпуски канализации от наружной стены объекта абонента до врезки в канализационных колодцах КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, владелец которых не установлен, находятся в эксплуатации третьего лица.

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей водопровода в эксплуатации абонента нет. Вводы водопровода от наружной стены объекта абонента до врезки в водопроводной камере ВК в сеть водопровода, владелец которого не установлен, находится в эксплуатации третьего лица».

В отношении объектов по адресам: г. Пермь, ул. Целинная, 39,41,43,43/1:

«1. абонента и третьего лица 2:

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей канализации в эксплуатации абонента нет. Выпуски канализации от наружной стены объекта абонента до врезки в канализационных колодцах КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, КК-6, КК-7, КК-8, КК-9, КК-10 в сети канализации третьего лица2, владелец которых не установлен, находятся в эксплуатации третьего лица2. Внутриквартальные сети канализации от канализационных колодцев КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, КК-6, КК-7, КК-8, КК-9, КК-10 до врезки в канализационном колодце КК-11 в сеть канализации третьего лица1, находятся на балансе третьего лица2.

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей водопровода в эксплуатации абонента нет. Вводы водопровода от наружной стены объектов абонента до врезки в водопроводных колодцах ВК-1, ВК-2, ВК-3, в сеть водопровода третьего лица1, находятся на балансе третьего лица2».

В письменном отзыве на иск от 21.12.2015г. ответчик признал требования лица по п. 1 Приложения №4 к договору в отношении объектов по адресам: г. Пермь, ул. Макаренко, 19, ул. Целинная, 39,41,43,43/1.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Арбитражный суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Фактов противоречия закону или нарушения прав иных лиц судом не установлено. Признание иска в данной части судом принято, в связи с чем, п. 1 Приложения №4 к договору в отношении объектов по адресам: г. Пермь, ул. Макаренко, 19, ул. Целинная, 39,41,43,43/1 подлежит принятию в редакции истца.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С ответчика подлежит взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлины по иску в сумме 6000 руб. (по неимущественным требованиям пропорция не составляется).

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края,

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения № 115690 между Обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт ПМ» (ОГРН 1155958004971, ИНН 5902001643) и Обществом с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ИНН 5902817382; ОГРН 1035900082206), определив спорные пункты в следующей редакции:

Абзац второй пункта 2.1.1: «Границы эксплуатационной ответственности сторон настоящего договора определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 4), а при его отсутствии – в соответствии с законодательством РФ.».

Абзац первый пункта 2.2.1: «Беспрепятственного доступа в любое время суток к сетям, оборудованию, узлам учета и приборам учета абонента с целью:».

Пункт 3.1.6.: Исключить из договора.

Пункт 3.1.7: Исключить из договора.

Пункт 3.1.9: «Обеспечить за свой счет ремонт или замену узла учета и / или коллективных (общедомовых) приборов учета воды (сточных вод) при их повреждении, поверку приборов учета воды (сточных вод) с обязательным уведомлением Ресурсоснсбжающей организации не менее чем за тридцать дней до начала соответствующих работ».

Пункт 3.1.13: «Ежемесячно снимать показания коллективных (общедомовых) приборов учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечить сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет, за исключением случаев подключения коллективных (общедомовых) приборов абонента к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета».

Абзац первый пункта 3.1.17: «Передавать ресурсоснабжающей организации показания коллективных (общедомовых) приборов учета, показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также иной информации, необходимой для определения объемов поданной в расчетном периоде воды и отведенных сточных вод, предусмотренной нормативными правовыми актами, - в срок не позднее 1-го числа следующего месяца».

Пункт 3.1.24: «Обеспечить доступ представителей ресурсоснабжающей организации к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб, приборам учета холодной воды (узлам учета) в целях определения объема и качества поданной воды и определения объема отводимых сточных вод их состава и свойств, в следующей порядке:

а) ресурсоснабжающая организация предварительно оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих. Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефоногламма);

б) уполномоченные представители ресурсоснабжающей организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;

в) доступ представителям ресурсоснабжающей организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод».

Исключить из пункта 3.1.27 словосочетание «…и приложением № 10 к настоящему договору…».

Пункт 3.1.30: исключить.

Пункт 3.1.35: «Предоставлять ресурсоснабжающей организации перечень жилых домов, находящихся в управлении абонента, с приложением копий договоров управления многоквартирными домами. Абонент обязуется не позднее 3-х рабочих дней извещать ресурсоснабжающую организацию обо всех изменениях в указанном перечне, с предоставлением подтверждающих документов для внесения соответствующих изменений в настоящий договор».

Пункт 3.1.36.: «В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, абонент обязан по письменному требованию ресурсоснабжающей организации в сроки, указанные в требовании, осуществить действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги. Сроки по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, содержащиеся в уведомлении ресурсоснабжающей организации, должны позволять абоненту выполнить условия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах».

Пункт 3.1.38: «Абонент, передающий персональные данные ресурсоснабжающей организации для целей исполнения настоящего договора, обязан обеспечить наличие надлежащего согласия субъектов персональных данных на их обработку, включая передачу третьим лицам в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных»».

Пункт 4.3: «Для определения количества поданной в расчетном периоде воды и отведенных сточных вод (включая сточные воды от горячей воды), абонент в сроки, установленные настоящим договором, передает в ресурсоснабжающую организацию показания приборов учета вод (сточных вод) или предоставляет информацию, на основании которой можно определить объемы поданной воды, отведенных сточных вод, по форме, установленной Приложениями № № 5 и 7 к настоящему договору».

Пункт 7.2: исключить.

Пункт 7.3: исключить.

Пункт 7.4: исключить.

Пункт 7.6: исключить.

Абзац второй пункта 8.1: «В случае если ненадлежащее качество коммунальных услуг и (или) предоставление их с перерывами, превышающими установленную продолжительность, может быть вызвано действиями ресурсоснабжающей организации, абонент согласовывает с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги и уведомляет ресурсоснабжающую организацию о дате и времени такой проверки не позднее одного часа с момента такого согласования».

Пункт 8.2: «Абонент обязан обеспечить участие представителя ресурсоснабжающей организации в проверке факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. По окончании проверки сторонами настоящего договора и потребителем коммунальной услуги составляется акт проверки. Акт проверки составляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах».

Пункт 8.5: «После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация и абонент в срок не позднее 24 часов с даты устранения причин нарушения качества коммунальной услуги проводят проверку по итогам устранения причин нарушения качества и (или) объема коммунального ресурса, по итогам которой составляют акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества и (или) объема коммунального ресурса».

Пункт 10.2.: «В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, ресурсоснабжающая организация при наличии задолженности потребителя по оплате одной коммунальной услуги, исчисленной в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, направляет абоненту требование о приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований). Абонент в соответствии с требованием ресурсоснабжающей организации в указанные в требовании сроки ограничивает или приостанавливает оказание коммунальной услуги потребителю в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и в срок не позднее 3-х рабочих дней уведомляет ресурсоснабжающую организацию о произведенном ограничении или приостановлении оказания коммунальной услуги. Возобновление предоставления коммунальной услуги потребителю осуществляется абонентом на основании уведомления ресурсоснабжающей организации о погашении потребителем имеющейся задолженности».

Пункт 10.3: исключить.

Пункт 11.2: «Ресурсоснабжающая организация не несет ответственность за комплектность, сохранность, работоспособность и нормальное техническое состояние всех без исключения отключающих устройств абонента, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на канализационных сетях, сетях водопровода и за ущерб, вызванный этим подтоплением, а также при несоблюдении абонентом иных требований действующих нормативных правовых актов».

Пункт 11.5: исключить.

Пункт 11.7: исключить.

Исключить из пункта 11.8 исключить словосочетание «…установленной двухсторонним актом».

Пункт 14.2. «Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения (согласования существенных условий договора) и действует по 31 декабря 2015 г. и считается ежегодно продлённым, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из Сторон об отказе от исполнения настоящего договора на следующий год или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений в настоящий договор.

Стороны договорились применять условия настоящего договора к отношениям, возникшим между ними с 07.05.2015 г.».

Пункт 1 Приложения № 4 в отношении объекта по адресу: г. Пермь, ул. Макаренко, 19:

«1. абонента и третьего лица:

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей канализации в эксплуатации абонента нет. Выпуски канализации от наружной стены объекта абонента до врезки в канализационных колодцах КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, владелец которых не установлен, находятся в эксплуатации третьего лица.

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей водопровода в эксплуатации абонента нет. Вводы водопровода от наружной стены объекта абонента до врезки в водопроводной камере ВК в сеть водопровода, владелец которого не установлен, находится в эксплуатации третьего лица».

Пункт 1 Приложения № 4 в отношении объектов по адресам: г. Пермь, ул. Целинная, 39,41,43,43/1:

«1. абонента и третьего лица 2:

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей канализации в эксплуатации абонента нет. Выпуски канализации от наружной стены объекта абонента до врезки в канализационных колодцах КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, КК-6, КК-7, КК-8, КК-9, КК-10 в сети канализации третьего лица2, владелец которых не установлен, находятся в эксплуатации третьего лица2. Внутриквартальные сети канализации от канализационных колодцев КК-1, КК-2, КК-3, КК-43, КК-5, КК-6, КК-7, КК-8, КК-9, КК-10 до врезки в канализационном колодце КК-11 в сеть канализации третьего лица1, находятся на балансе третьего лица2.

по: наружной стене объекта абонента. Наружных сетей водопровода в эксплуатации абонента нет. Вводы водопровода от наружной стены объектов абонента до врезки в водопроводных колодцах ВК-1, ВК-2, ВК-3, в сеть водопровода третьего лица1, находятся на балансе третьего лица2».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ИНН 5902817382; ОГРН 1035900082206) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт ПМ» (ОГРН 1155958004971, ИНН 5902001643) 6000 руб. (Шесть тысяч рублей) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Ю.В. Корлякова