ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-20902/15 от 08.02.2016 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края 

  Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

12.02.2016 года Дело № А50-20902/15

Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2016 года. Полный текст решения изготовлен 12.02.2016 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Власовой О.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником Батуевой К.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)

к администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025902281228, ИНН 5942200324),

третьи лица: Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917), Тетерина Нина Ивановна, Контрольно-счетная палата Пермского края (ОГРН 1025900537090, ИНН 5902292350)

о взыскании 421 900 руб.

при участии от истца Андришунас М.Б. по доверенности от 12.11.2014, удостоверение

от ответчика Аликина Т.Л. по доверенности от 13.01.2016, паспорт,

от третьего лица Контрольно-счетной палаты Пермского края Вотинцев Н.В., доверенности от 04.02.2016, удостоверение, Игнашина А.А., доверенность от 09.07.2015,

Третьи лица Тетерина Н.И. и Министерство финансов Пермского края удостоверение надлежаще извещены, представителей в суд не направили.

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия (далее Министерство или истец) обратилось в суд с иском о взыскании с Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее Администрация или ответчик) средств бюджета Пермского края и средств федерального бюджета, предоставленных в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП и ПРП «Сельское жилье» в размере 421000 руб.

В обоснование своих требований Министерство ссылается на нарушение администрацией условий предоставления социальной выплаты, поскольку собственные средства получателя Тетериной Н.И, направлены на оплату земельного участка и пристройки, что не предусмотрено постановлением № 747-п.

Администрация с заявленными требованиями не согласна, указывает на то, что соответствие пакета документов получателя субсидии проверяет и размер выплаты определяет Министерство. Через администрацию денежные средства получателям субсидии проходят транзитом в размерах определенных Министерством. Кроме того, ответчик указал, что решением Нытвенского районного суда Пермского края от 23.12.2015 администрации отказано в удовлетворении требований к Тетериной Н.И. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в общей сумме 562 513 руб.

Контрольно-счетная палата представила отзыв, поддерживает позицию Министерства, указывает на то, что именно администрация приняла решение о включении Тетериной в список граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты. Кроме того, на Администрацию возложена обязанность по разъяснению условий и порядка получения социальных выплат, а также обязанность осуществлять контроль за исполнением Тетериной Н.И. условий договора.

Из представленного Министерством финансов Пермского края отзыва, следует, что данное третье лицо также поддерживает позицию истца.

Третье лицо Тетерина Н.И. мнения по иску не высказала.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив доводы и доказательства лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2009 № 747-и утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта «Сельское жилье» (далее Порядок).

Согласно Порядку целью реализации региональною проекта является улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Пермского края.

Реализация регионального проекта направлена на: предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности, а также на предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности.

Порядком предусмотрена совокупность условий признания гражданина участником регионального проекта, это постоянное проживание в сельской местности Пермского края; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с разделом III Порядка Министерство и Администрация заключили три Соглашения «О совместной деятельности в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Сельское жилье» и одно Соглашение «О совместной деятельности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - Соглашения)

Предметом соглашений являлось предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Пермского края на софинансирование расходных обязательств Нытвенского муниципального района Пермского края по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации программ «Сельское жилье».

В соответствии с п. 2.1 Соглашений Министерство обязуется принять решение о признании заявителей участниками мероприятий, сформировать сводные списки и утвердить их. Уведомить Администрацию о принятом решении для доведения до граждан; оформлять свидетельства, удостоверяющие право граждан на получение социальных выплат для строительства (приобретения) жилья и передать их Администрации для вручения получателям социальных выплат. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий Проекта.

Разделом 2.2 соглашений установлено, что администрация обязуется проверить правильность оформления документов представленных гражданами и достоверность содержащихся в них сведений; представить списки участников мероприятий на утверждение в Министерство; обеспечить целевое и эффективное использование предоставленных субсидий.

15.12.2011 между администрацией Нытвенского муниципального района и Тетериной Н.И. заключен договор 32/3-г о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Согласно договору расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, определенная в свидетельстве составляет 803 590 руб., стоимость строительства индивидуального жилого дома составляет 850 000 рублей, из них социальная выплата за счет средств краевого бюджета, предоставляемая на безвозвратной основе – 421 885 руб., социальная выплата за счет средств местного бюджета, предоставляемая на безвозвратной основе -140 628 руб., собственные средства получателя выплаты -287 487 руб.

Контрольно-счетной палатой Пермского края проведена проверка администрации Нытвенского муниципального района на предмет эффективности реализации мероприятий «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и приоритетного регионального проекта «Сельское жилье». По результатам проверки составлен акт от 14.05.2014.

Как установлено проверяющими Тетериной Н.И. заключен договор с Бажиным В.А. на приобретение на ст. Чайковская земельного участка площадью 1878 кв.м. и жилого дома с теплым пристроем и постройками общей площадью 37,8 кв.м, при этом стоимость жилого дома составляет 562,5 тыс. руб., стоимость земельного участка 200 тыс. руб., стоимость построек 87,5 тыс. руб.

Из описанного содержания договора купли продажи проверяющими сделан, отраженный в акте проверки вывод о том, что в нарушение постановления Правительства № 747-п средствами социальной выплаты оплачена 100% стоимость жилого дома, что является нарушением условий предоставления социальной выплаты. Собственные средства получателя выплаты (30% от суммы социальной выплаты) в размере 287,5 тыс руб. направлены Тетериной Н.И. на оплату земельного участка и пристройки, что не предусмотрено постановлением.

Установленный КСП факт нарушения условий предоставления социальной выплаты послужил основанием для обращения Министерства к Администрации с требованием обеспечить возврат социальной выплаты, предоставленной в нарушение пункта 4.2, 4.3 Порядка.

Администрация в свою очередь обратилась с Нытвенский районный суд с иском к Тетериной Н.И. о взыскании социальной выплаты.

Кроме того, Тетерина Н.И. заключила с Бажиным В.А. (продавец) дополнительное соглашение в соответствии с которым изменена цена приобретаемого имущества – земельный участок 1000 рублей, жилой дом с теплым пристроем 848000 рублей, постройки 1000 рублей. Указанное дополнительное соглашение представлено в Росреестр, что подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов от 09.04.2015.

Вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края установлено, что условия предоставления Тетериной Н.И. социальной выплаты и условия ее использования ей соблюдены, не соответствие условия договора купли-продажи в части порядка оплаты требованиям Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Сельское жилье» устранены путем заключения дополнительного соглашения. В связи с чем оснований для взыскания с Тетериной Н.И. сумм социальной выплаты не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Поскольку вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края установлено, что Тетериной Н.И. соблюдены условия предоставления и использования социальной выплаты, то данные обстоятельства не доказываются вновь.

В связи с чем оснований для взыскания с администрации сумм перечисленной Тетериной Н.И. социальной выплаты не имеется.

Иные доводы лиц участвующих в деле судом рассмотрены и отклонены как не опровергающие установленных судом обстоятельств.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том. что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов в части государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку истец и ответчик освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья О.Г. Власова