Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
05.03.2022 года Дело № А50-21125/21
Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2022года.
Полный текст решения изготовлен 05.03.2022 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вихниной М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиным Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (107174, <...> нов., дом 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРМСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД" (614000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.05.2015, ИНН: <***>)
о взыскании задолженности,
при участии представителя истца,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (далее - истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРМСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД» (далее – ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 279 326 руб., процентов в размере 57 595,43 руб., процентов начиная с 30.07.2021 по день фактической уплаты денежных средств исходя из размера процентов определяемой ключевой ставкой банка действующей в соответствующий период.
Судебное разбирательство назначено на 31.01.2022.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В материалах дела имеется отзыв ответчика, в котором заявлены возражения против иска (т. 1 л.д. 22).
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Истец на иске настаивал, представил дополнительные пояснения от 24.01.2022.
В судебном заседании объявлен перерыв до 07.02.2022.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии того же представителя.
Информация о перерыве размещена на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
С учетом разъяснений, содержащихся в информационном письме от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд признал возможным продолжить судебное заседание в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Горнозаводсктранспорт» (владелец) (согласно п.1 дополнительному соглашению к Договору на эксплуатацию от 31 июля 2018 года, наименование владельца ЗАО «Горнозаводсктранспорт» в дальнейшем изменено на ООО «Железнодорожное управление») заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №4/37 от 20.05.15, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования Владельца, примыкающего к 7 соединительному пути станции Теплая Гора Свердловской железной дороги стрелочным переводом № 27, обслуживаемого локомотивом Владельца (далее - Договор на эксплуатацию). Указанный договор распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 1 июля 2015 года по 30 июня 2020 года. На правоотношения сторон, возникшие с 1 июля 2020 года распространяет действие договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №4/37 от 8 мая 2020 г.
Между ООО «Торговый дом «Пермский щебеночный завод» (Грузовладелец), ООО «Железнодорожное управление» (Владелец) и ОАО «РЖД» (Перевозчик) заключен договор № 154 от 30.11.2018 г. при станции Теплая гора, согласно которому Владелец разрешает Грузовладельцу временное использование железнодорожные пути необщего пользования, примыкающего к станции Теплая гора Свердловской железной дороги для производства грузовых операций (погрузка, выгрузка), а Перевозчик производит подачу (уборку) вагонов Грузовладельца на (с) один из путей станции Теплая гора, дальнейшее продвижение вагонов к местам погрузки, выгрузки, а также возврат вагонов с мест погрузки, выгрузки на выставочный путь производится локомотивом Владельца (далее - Договор на подачу/уборку). На правоотношения сторон, возникшие с 30 июня 2020 г. распространяет действие договор подачу, уборку вагонов № 88 от 29 июня 2020 г.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой на железнодорожный путь необщего пользования, порядок сдачи вагонов Перевозчику, срок оборота вагонов устанавливаются в соответствии с Договором на эксплуатацию (п. 2.4. Договора на подачу/уборку).
В соответствии с п. 13 Договора на эксплуатацию установлены технологические нормы срока оборота вагонов, которые составляют 5 часов 30 минут, перерабатывающая способность по погрузке щебня - 40 вагонов в сутки (с 1 июля 2020 года - 9 часов 20 минут, перерабатывающая способность по погрузке щебня - 60 вагонов в сутки).
По утверждению истца, ООО «Торговый дом «Пермский щебеночный завод» нарушило технологический срок оборота вагонов, в связи с чем вагоны простаивали на путях общего пользования.
Так, в период с 25 июня по 30 июля 2020 года на станцию назначения Теплая Гора СВЕРД ж.д. в адрес ответчика по железнодорожным накладным прибыли 941 собственный порожний вагон, являющиеся «грузом на своих осях». Указанные вагоны простаивали на путях общего пользования станции Теплая Гора СВР в ожидании подачи на путь необщего пользования ООО «Железнодорожное Управление» по причине занятости пути необщего пользования вагонами, поданными ранее под грузовые операции.
О прибывших вагонах и готовности их подачи на подъездной путь представитель ООО «Торговый дом «Пермский щебеночный завод» уведомлен в соответствии с п. 2.3 договора на подачу уборку, то есть за 2 часа до фактической подачи вагонов, в подтверждение данного обстоятельства представлены выписки из Книги уведомлений формы ГУ-2ВЦ о готовности подачи вагонов под погрузку и времени их предстоящей подачи.
Руководствуясь п. 3.1 и п. 3.2.4 раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ № 45 от 18.06.2003, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003, перевозчиком были составлены акты общей формы на начало простоя и акты общей формы на окончание простоя, удостоверяющие обстоятельства и сроки простоя вагонов. Акты общей формы автосогласованы ответчиком.
Согласно расчету, представленному в ведомости наличия вагонов на путях общего пользования, общая сумма платы, начисленной за нахождение вагонов на путях общего пользования, составляет 1 279 326 руб. (с учетом НДС).
Приведенные обстоятельства явились поводом для обращения истца в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Согласно ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (ст.39 Устава железнодорожного транспорта РФ).
Размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе определяются в тарифном руководстве.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 35/12» утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в перевозочном процессе.
По ставкам таблицы № 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется при ожидании погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном УЖТ РФ и правилами перевозок грузов, грузополучателей грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче.
Ответчик основания для начисления платы не признает, указывает на следующее.
Ответчик указывает, что из-за взаимосвязи с нормами статьи 39 Устава, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС № 26 от 18.06.2003, пункта 2.1 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения» установлено правило, согласно которому должна быть обязательная связь между нарушением технологических сроков оборота вагонов, и неприемом их железнодорожной станцией назначения по причинам зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
Ответчик считает, что его вина не доказана. Указывает, что срок оборота установлен пунктом 13 договора № 4/37 от 08.05.2020 Договора № 4/37). Применение Договора № 4/37 к отношениям между истцом и ответчиком, включая спорное правоотношение. обусловлено пунктом 2.4. Договора № 154. Срок оборота согласно пункту 13 Договора № 4/37 составляет 40 вагонов в сутки. С 01.07.20 60.вагонов Период времени 5часов 40 минут(9.29 с 01.07.) - это срок нахождения вагона под погрузкой, а не срок нахождения на путях необщего пользования. В представленном истцом «Анализе занятости путей необщего пользования ОАО «Железнодорожное управление» указано количество - 1020, как количество вагонов, обработанных и переданных ответчиком истцу за 19 дней с 25.06. 2020 по 13.07.2020. В соответствии с договором с 25.06.2020 по 30.06.2020 Ответчик должен был обработать 40 х 6 = 240 вагонов и с 01.07 по 31.07. 60 х 31 = 1860 вагонов . Всего - 2 100 вагонов за весь период. Обработано в соответствии с представленным самим Истцом анализом занятости 4007 вагонов. При этом, в день начала задержки - 25 июня 2020 было отправлено 56 вагонов. Полагает, что самим истцом Договор № 4/37 систематически нарушался. Так например, при норме оборота 40 вагонов в сутки: 25 июня 2020 г. были поданы вагоны в количестве - 69 вагонов, 26 июня 2020 г. были поданы вагоны в количестве -51 вагон, 29 июня 2020 г. были поданы вагоны в количестве - 77 вагонов. С 01.07. истцом подавалось более 129 вагонов в сутки! При норме оборота 60 согласованной Договором №4/37. При этом все сверхнормативные вагоны согласно данным из «Анализа занятости пути необщего пользования «Железнодорожное управление» были обработаны ответчиком.
Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии с Правилами эксплуатации № 26 количество вагонов подаваемых (находящихся одновременно) на пути необщего пользования должно регулироваться Инструкцией владельца ПНП, которая в обязательном порядке согласовывается с РЖД. Согласно п. 1.6. Правил эксплуатации № 26, железнодорожные пути необщего пользования могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации. В соответствии со статей 16 Закона о железнодорожном транспорте открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России), владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути. На каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию, в силу п. 1.7 Правил эксплуатации № 26, составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция). В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь. В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры. В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования. Норма нахождения вагонов на фронте ПНП устанавливается Инструкцией по эксплуатации разработанной ООО «Железнодорожное управление», которую истец не предоставил.
Кроме того, ответчик указывает на то, что Правила автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования определены в «Технологии автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 13 июля 2016 г. N 1400р, далее - Технология). Согласно пункту 1.1. Технологии - Настоящая Технология автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее -Технология) определяет порядок взаимодействия информационных систем при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (далее - плата за простой в перевозочном процессе) и платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за простой вне перевозочного процесса). Согласно пункту 1.4. Технологии - Установление фактов простоя производится системой ЕАСАПР СД во взаимодействии с автоматизированными системами АСОУП, АСУ МР, ЕАСАПР М, АС ЭТД, АС ЭТРАН. Согласно пункту 1.5. Технологии - АСОУП фиксируются факты об отказе получателей от порожних вагонов, прибывших под погрузку. Ответчик полагает, что истцом не предоставлено ни актов общей формы, ни сведений из автоматизированных систем -об отказе ответчика в приеме вагонов - в то время, как наличие автоматизированных систем предполагает фиксацию в таких системах указанных фактов. Настаивает, что истец искажает обстоятельства, положенные им в обоснование начисления платы. В имеющемся в материалах дела документе - «Анализ занятости пути необщего пользования ОАО «Железнодорожное управление» - Общая позиция (столбец) «Состояние фронта вагонов» разделена на пять подстолбцов: Подстолбец - «4.Остаток на ПНП.» Подстолбец - «5.Фактический размер.», Подстолбец - «6. Итого.» Подстолбец - «7. Норма.» Подстолбец -«8.Отклонение.» При этом: Подстолбец - «4.Остаток на ПНП.» - это вагоны на путях необщего пользования, по всей видимости, на момент подачи или уборки( составления памятки приемо-сдатчика). Подстолбец - «5.Фактический размер.» - это количество вагонов в подаваемой(забираемой) группе. Подстолбец - «6. Итого.» - это количество вагонов на ПНП после проведения операции по столбцу 2 Подстолбец - «7. Норма.» - это норма. (Указана 40 вагонов). Подстолбец -«8.Отклонение.» -это -Отклонение. Здесь истец указывает разницу ст. 6-7 - пытаясь создать видимость, что имеет место превышение технологической нормы в 40 вагонов. Договором № 4/37 нормируется технологический срок обработки вагонов - 40 вагонов в сутки, то есть подача/уборка 40 вагонов ответчику. Количество вагонов на путях необщего пользования данным договором и никаким другим договором между истцом и ответчиком не регламентируется. Пути необщего пользования принадлежат ООО «Железнодорожное управление», на них находятся и иные грузополучатели. Ответчик полагает, что ст.8 отклонение должно считаться как уборка - минус норма 40 вагонов.
Суд отклоняет возражения ответчика по следующим основаниям.
Порядок взаимодействия участников перевозочного процесса при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости отставления вагонов от движения в пути следования, регламентирован положениями Устава железнодорожного транспорта (далее - УЖТ РФ), Приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» (далее - Правила № 26), Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 45 «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (далее - правила № 45), распоряжения ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2827р «Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования» (далее - Распоряжение № 2827р).
В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправленшо, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Согласно техническо-распорядительного акта, утвержденного начальником Свердловской дирекции управления движением 29.01.2020, железнодорояшая станция Теплая Гора расположена на однопутном участке железной дороги между станциями Бисер и Усть-Тискос, на станции имеется:
-главный путь № III, предназначенный для приема, отправления и пропуска пассажирских и грузовых поездов обоих направлений;
-приемо-отправочные пути № 1,2,4, предназначенные для приема и отправления пассажирских и грузовых поездов обоих направлений, вместимость путей № 1,2 - по 83 условных вагона, пути № 4-56 условных вагонов;
-выставочный путь № 5, предназначенный для отстоя железнодорожного подвижного состава собственников на основании договора с владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Данный путь используется также для размещения груженых вагонов с опасными грузами категории ВМ (взрывчатые материалы), вагонов, в отношении которых требуется устранение аварийных ситуаций. Вместимость пути составляет 14 условных вагонов;
-путь № 11, предназначенный для погрузочно-выгрузочных работ, вместимость пути составляет 1 условный вагон.
К станции Теплая Гора примыкают по 2 пути общего и необщего пользования, на которых производится погрузка грузов грузоотправителями ООО «ЕвразЭкспресс», ООО «Транзит», ООО «Лесная компания». Кроме того, через станцию ежесуточно согласно расписанию проходят 14 грузовых поездов, 6 пригородных поездов с остановками, 2 пассажирских поезда.
Помимо приема, пропуска и отправления пассажирских, грузовых, пригородных поездов, перевозчиком на станционных путях должно обеспечиваться осуществление маневровой работы с вагонами, прибывающими в адрес грузоотправителей и отправляющихся с путей станции, проведение погрузочно-разгрузочных работ, отстой железнодорожного подвижного состава собственников на основании договора с владельцами железнодорожного пути необщего пользования, размещение груженых вагонов с опасными грузами категории ВМ (взрывчатые материалы), вагонов, в отношении которых требуется устранение аварийных ситуаций.
Таким образом, пути общего пользования станции Теплая Гора не могут быть использованы для длительного простоя на них вагонов в интересах одного грузополучателя. Вместе с тем, из-за несоблюдения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования и невозможности принятия вновь прибывающих в адрес ответчика вагонов, ответчик нарушал технологию работы станции Теплая Гора.
В период с 01.06.2020по 31.07.2020 в адрес ответчика следовали в составе организованных поездов по всей сети железных дорог назначением на станцию Теплая Гора по полным перевозочным документам от 169 до 633 порожних вагонов. В ведомости наличия вагонов на путях общего пользования станции Теплая Гора за период с 23.05.2020 по 25.06.2020, подготовленной на основании первичных учетных документов, представлены сведения о количестве вагонов, находившихся на станции Теплая Гора перед прибытием спорных вагонов. Так, по состоянию на 25.06.2020 на станции Теплая Гора уже находилось 84 вагона, грузополучателем которых являлось ООО «Торговый дом «Пермский щебеночный завод». Согласно справке о прибывших вагонах на станцию Теплая Гора, за период с 01.07.2020 по 31.07.2020 в адрес ответчика в указанный период прибыло 1455 вагонов, 941 из которых ответчик своевременно принять на пути необщего пользования не смог. Основанием для принятия данных вагонов к перевозке явились заявки ответчика, оформленные в соответствии с требованиями ст. 11 УЖТ. Согласно поданным заявкам, ответчик планировал получение 1555 вагонов в июле 2020 г. Дополнительно к данным заявкам, ответчик согласовал принятие на пути необщего пользования в июле 2020 г. 300 порожних полувагонов для отстоя (письмо № 01306-078 от 30.06.2020). Таким образом, ответчик запланировал своими действиями прибытие на станцию Теплая Гора в июле 2020 г. более 1855 вагонов при условии, что п. 12 договора 4/37 от 20 мая 2015 сторонами установлена перерабатывающая способность в количестве 60 вагонов в сутки или 1800 вагонов в месяц при условии равномерного планируемого подхода вагонов и обеспечения их своевременной обработки. Несмотря на планируемое ответчиком к погрузке количество вагонов, составляющее максимальную величину перерабатывающей способности, последним в спорный период нарушались технологические сроки оборота вагонов, прибывших в его адрес и находящихся на путях необщего пользования, что затрудняло прием станцией Теплая Гора вновь прибывающих вагонов. Кроме того, из представленной справки о прибывших на станцию Теплая Гора в адрес ответчика вагонов в спорный период усматривается некачественное планирование ответчиком подхода вагонов, что привело к неравномерному (сгущенному) прибытию вагонов. Так, 01.07.2020 в адрес ООО «Торговый дом Пермский щебеночный завод» прибыло 70 вагонов, 02.07.2020 г. - 57 вагонов, 03.07.2020 - 104 вагона, 05.07.2020 - 60 вагонов, 06.07.2020 напротив прибыло 14 вагонов, 12.07.2020 - 2 вагона. В связи с неравномерным прибытием на станцию Теплая Гора вагонов ответчик не мог своевременно принять их на путь необщего пользования.
В части отсутствия доказательств нарушения технологических сроков оборота вагонов поясняем, что согласно п. 12 Договора на эксплуатацию установлен технологический срок оборота вагонов, который составляет 9 часов 29 минут. В представленном в материалы дела анализе занятости пути необщего пользования ООО «Железнодорожное управление» по станции Теплая Гора (приложение к исковому заявлению № 13), подготовленном на основании первичных учетных документов (памяток приемосдатчика и ведомостей на подачу и уборку вагонов), содержатся сведения о времени простоя ' вагонов под грузовыми операциями. Из указанного анализа усматривается, что в период с 25.06.2020 по 31.07.2020 г. ответчиком не соблюдались установленные договором сроки оборота вагонов, допуская нарушение от 6,50 часов до 614,85 часов. Так, например, 05.07.2020 в 2:25 с пути необщего пользования осуществлена уборка 28 вагонов, при норме нахождения под грузовыми операциями 265,53 часов фактическое нахождение под грузовыми операциями составило 880,38 часов, таким образом, ответчик превысил технологический срок оборота вагонов в 3 раза. Памятки приемосдатчика, а также ведомости подачи и уборки вагонов, в которых зафиксировано время нахождения вагонов под грузовыми операциями, прилагаем к настоящим возражениям.
Ответчик указывает, что невозможность принятия вагонов на станции Теплая Гора возникла по вине истца, так как последний осуществил прием заадресовки вагонов в адрес ответчика больше, чем в состоянии обслужить станция и больше, чем предусмотрено договором на эксплуатацию в то время, как ООО «Торговый дом «Пермский щебеночный завод» не отказывался от приема вагонов и осуществлял погрузку в соответствии с договором.
В соответствии со статьей 11 УЖТ РФ перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов в случае введения прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза, отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку грузов, обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствия железнодорожного, подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок, а так же в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, перевозчик при отсутствии обстоятельств, изложенных выше, не имел права не принимать к согласованию заявки на перевозку грузов, поданные ответчиком. Возражения ответчика сводятся к тому, что у ответчика имелась техническая возможность по принятию вагонов, однако наличие такой возможности не подтверждено достаточными и относимыми доказательствами. Отставление поездов от движения осуществлено перевозчиком не в связи с отказами ответчика от принятия вагонов, а с учетом эксплуатационной обстановки, складывающейся на путях необщего пользования и путях станции Теплая Гора, занятость которых подтверждена первичными документами.
В части нарушения истцом договора на эксплуатацию, выразившегося в подаче вагонов ответчику в количестве, превышающем норму оборота вагонов, суд отмечает следующее.
Согласно п. 1.2 договора № 88 от 29 июня 2020 года на оказание услуг по подаче и уборке вагонов, п. 5 договора 4/37 от 8 мая 2020 года продвижение вагонов к местам погрузки, выгрузки, а также возврат вагонов с мест погрузки, выгрузки на выставочный путь производится локомотивом Владельца (ООО «Железнодорожное управление»), а не перевозчика, в связи с чем перевозчик к количеству поданных ответчику вагонов отношения не имеет.
Относительно довода ответчика о том, что технологические сроки оборота вагонов и- перерабатывающая способность устанавливается не договором между сторонами, а ст. 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. и п.п. 1.6, 1.7 Правил № 26 суд отмечает следующее.
Согласно п. 1.2 Приказа МПС РФ от 29.09.2003 № 67 «Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов» технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.
Кроме того, ответчик ссылается на введение истцом в анализ занятости нормативов, не предусмотренных законодательством и договорами. По данному доводу поясняем, что форма анализа занятости пути необщего пользования установлена Приложением № 2 к Распоряжению № 2827р.
Таким образом, истцом правомерно начислена плата согласно ст. 39 УЖТ РФ. Ответчиком не доказано, что у него имелась возможность по приему спорных вагонов.
Таким образом требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 279 326 руб. подлежат удовлетворению.
Иск также содержит требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 57 595,43 руб., а также процентов начиная с 30.07.2021 по день фактической уплаты денежных средств исходя из размера процентов определяемой ключевой ставкой банка действующей в соответствующий период.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты по ст. 395 ГК РФ, возникшие из договора денежных обязательств, начисляются со дня просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Как следует из буквального смысла и содержания приведенной нормы, предусмотренные принудительные меры являются средством защиты прав и интересов стороны в обязательстве, когда другой стороной допущено неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий обязательства, и служат целями восстановления нарушенного права посредством денежной компенсации за неправомерное пользование имуществом кредитора.
Учитывая изложенное, ООО Торговый дом «Пермский щебеночный завод» неправомерно удерживает и пользуется денежными средствами ОАО «РЖД» в размере 1 279 326 руб., в связи с чем, на основании статьи 395 ГК РФ подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Плата за простой вагонов начислена ответчику по накопительным ведомостям, от подписи которых он отказался, о чем составлен акт общей формы № 5191 от 01.08.2020.
Таким образом, с указанного момента (с 02.08.2020) у ответчика возникли обязательства по оплате платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
С указанного выше момента на каждый день неуплаты платы за нахождение вагонов на путях общего пользования до фактического погашения задолженности начисляются проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствам за период с 02.08.2020 по 29.07.2021 составляет 57 595,43 руб.
За период с 20.07.2021 по 07.02.2022 проценты по расчету суда составляют сумму 49806,08 руб. из следующего расчета:
с 30.07.2021 по 12.09.2021 (45 дн.): 1 279 326 x 45 x 6,50% / 365 = 10252,13 руб.
с 13.09.2021 по 24.10.2021 (42 дн.): 1 279 326 x 42 x 6,75% / 365 = 9936,68 руб.
с 25.10.2021 по 19.12.2021 (56 дн.): 1 279 326 x 56 x 7,50% / 365 = 14721,01 руб.
с 20.12.2021 по 07.02.2022 (50 дн.): 1 279 326 x 50 x 8,50% / 365 = 14896,26 руб.
Итого: 49 806,08 руб.
Всего проценты составляют сумму 107765,51 руб. (57959,43 + 49806,08) с указанием на последующее их начисление по дату исполнения обязательства.
С учетом результатов судебного разбирательства, положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРМСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) денежные средства в общей сумме 1413464 руб. 51 коп., в том числе плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в сумме 1 279 326 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме
107765 руб. 51 коп. по состоянию на 07.02.2022, сумма 26373 руб. в порядке возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРМСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД" (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>) в пользу открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>) проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 08.02.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из суммы долга 1 279 326 руб., а при частичном исполнении – от оставшейся суммы, и действующей в соответствующие периоды ставки, установленной ст. 395 ГК РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья М.А. Вихнина