Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
29 октября 2021 г. Дело № А50-21255/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Газизовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – муниципальному унитарному предприятию Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 30.03.2021; ФИО2, паспорт, доверенность от 19.04.2021; ФИО3, удостоверение, доверенность от 26.10.2020;
от ответчика (онлайн) – ФИО4, паспорт, доверенность от 11.01.2021,
У С Т А Н О В И Л:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» (далее – предприятие, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Требование заявления мотивировано осуществлением ответчиком деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности без специального разрешения (лицензии).
От ответчика поступил отзыв на заявление, в котором, возражая против заявленных требований, указал на то, что осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные являются отходами 5 класса опасности, и любая деятельность с ними не требует лицензирования. Осадок и избыточный ил образуются при производстве основной продукции и не являются целью данного производства, а являются побочным продуктом, который не является отходом.
В судебном заседании представители административного органа заявленные требования поддержали, указывая на то, что работы, связанные с самостоятельным удалением предприятием осадка и избыточного ила способами их обезвреживания (уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств) и утилизации (изготовления продукции) не могут рассматриваться как побочная деятельность.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Управлением в отношении МУП «Чайковский водоканал» в период с 19.07.2021 по 06.08.2021 была проведена плановая выездная проверка с целью реализации плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора.
По результатам проведения проверки выявлено, что МУП «Чайковский водоканал» осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии.
Результаты проверки зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 06.08.2021 (л.д.53-59).
По данному факту уполномоченным лицом административного органа 23.08.2021 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ответчика, который о времени и месте его составления извещался надлежащим образом (л.д.13-16).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением.
В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Согласно ст. 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом № 99-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживанием отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2018 № 242 к отходам при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод относятся осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код ФККО 7 22 109 01 39 4). К осадкам (илам) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту относится отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код ФККО - 7 22 200 01 39 4)
На основании пункта 9.2.14.1 Свода правил СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке для обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.
Как следует из материалов дела, МУП «Чайковский водоканал» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа от 06.03.2020 № 8-П.
В соответствии с п. 3.3 Устава целями деятельности предприятия является надлежащее холодное водоснабжение и водоотведение юридических и физических лиц на территории деятельности Предприятия.
В соответствии с п. 3.6 Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности: забор. Очистка и распределение воды, сбор отходов, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.
МУП «Чайковский водоканал» в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду поставлен объект - Канализационные очистные сооружения (КОС), что подтверждается Свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № EFSGYGFU от 22.05.2020.
В ходе проведения плановой выездной проверки Управлением установлено, что в соответствии с технологической схемой очистки сточных вод и обработки осадка, указанной в ПНООЛР МУП «Чайковский водоканал», после песколовок очищенная сточная вода попадает в первичные радиальные отстойники. Первичные отстойники применяют в целях предварительной обработки сточных вод перед биологической очисткой. Отстойники оборудованы скребковыми механизмами, где выпадает в осадок основная масса грубодисперсных примесей, а также производится улавливание всплывающих веществ.
Образующийся при этом сырой осадок, согласно технологической схеме, удаляется с помощью плунжерных и центробежных насосов в стабилизатор.
Ил из вторичных отстойников, при помощи илососов, под гидравлическим давлением, подается в приемный резервуар иловой насосной станции, откуда циркуляционный ил перекачивается в аэротенки, а избыточный ил подается по мере прироста в первичные отстойники и стабилизатор.
Образующийся осадок из первичных отстойников и избыточный активный ил подаются насосами на аэробный стабилизатор. После стабилизации осадок подается на уплотнитель радиального типа, оборудованный скребковым механизмом. Уплотненный осадок подается на механическое обезвоживание в цех вакуумной фильтрации или на иловые поля для обезвоживания и сушки. Образующийся в цехе после вакуумных фильтров осадок автосамосвалами вывозится для складирования на площадку с искусственным основанием.
Аэробные стабилизаторы применяются для стабилизации смеси сырого осадка первичных отстойников и избыточного активного ила, а также избыточного активного ила, неуплотнённого и уплотнённого, при влажности не менее 98 %. Процесс аэробной стабилизации обеспечивает глубокое окисление биологически разлагаемых органических веществ с целью получения не загнивающих (стабильных) осадков.
В результате работы стабилизатора происходит стабилизация смеси сырого осадка первичных отстойников и избыточного активного ила в результате чего получается незагнивающий (стабильный) осадок - ил стабилизированный.
Таким образом, по мнению административного органа на КОС МУП «Чайковский водоканал» происходит процесс обезвреживания отходов, то есть уменьшения массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В ходе проведения проверки МУП «Чайковский водоканал» представлены Технические условия на Почвогрунт ТУ 37.00.20-001-03296099-2020, согласно которым Почвогрунт представляет собой смесь из состоящую из песка и ила стабилизированного, полученного из БОС.
В соответствии с ПНООЛР для МУП «Чайковский водоканал» КОС предприятием пронормирован отход - ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод (код ФККО) - 7 22 200 02 39 5).
Исходя из вышеизложенного, Управлением сделан вывод, что ответчик осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV классов опасности, при этом лицензия на обращение с отходами предприятию не выдавалась.
В силу ч. ч. 5 и 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, совершено ли правонарушение лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли соответствующие полномочия у лица, составившего протокол об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При этом согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив в порядке, предусмотренном 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих событие вменяемого правонарушения.
Как следует из пояснений ответчика, осадки с песколовок предприятием отражены в нормативах образования отходов, которые утверждены Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Эти осадки являются отходами V класса опасности, и любая деятельность с ними не требует лицензирования. При этом они транспортируются, размещаются и утилизируются по договору с третьим лицом, имеющим лицензию на обращение с отходами. V класс опасности подтверждается произведенными исследованиями КГБУ «Аналитический центр», представленными в материалы дела, и тем что лимиты были утверждены самим Управлением.
Кроме того, в соответствии с Уставом МУП «Чайковский Водоканал», выпиской из ЕГРЮЛ, основными видами деятельности предприятия являются забор, очистка и распределение воды и сбор и обработка сточных вод.
В результате технологического процесса на очистных сооружениях по очистке сточных вод образуется, наряду с основной продукцией, осадок и ил.
Дополнительным видом деятельности МУП «Чайковский Водоканал» является производство удобрений (20.15.8).
В ходе проверки МУП «Чайковский Водоканал» предоставило технические условия на почвогрунт ТУ 37.00.2-001-03296099-2020, согласно которым сырьём для производства почвогрунта является ил стабилизированный, т.е. обезвоженный ил, прошедший выдержку на иловых картах в естественных условиях. На почвогрунт выдан сертификат соответствия, действующий до 29.12.2023 года.
В соответствии с ГОСТ Р 54534-2011 «Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель» осадки (отходы) сточных вод и продукты их переработки могут быть использованы в качестве материала для технической рекультивации нарушенных земель и в качестве почвогрунтов для биологической рекультивации.
Таким образом, производство почвогрунта является побочной деятельностью предприятия, проводимой в соответствии с его уставной деятельностью.
Пунктом 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено, что побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом, примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.
Помимо прочего, в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06 ноября 2013 года № 05-12/44/21713 смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98%), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не является отходом, а сам процесс накопления данной смеси не может быть расценен ни как хранение, ни как захоронение отходов.
В то же время осадки сточных вод, образующиеся в результате производственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий могут быть реализованы как продукция для производства работ, оказания услуг.
Тот факт, что в ПНООЛР был задекларирован отход «ил стабилизированный...» не меняет дела. МУП «Чайковский Водоканал» заявлялось на утверждение лимита отходов в декабре 2020 года, в то время, пока окончательно работа над ТУ и сертификатом соответствия на почвогрунт не было закончена. По получении ТУ МУП «Чайковкий Водоканал» обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением о внесении изменений в ПНООЛР (письмо от 21 июня 2021 года), исключив ил стабилизированный из числа отходов.
Фактически Управление Росприроднадзора произвольно назвало осадок с первичных отстойников и избыточный ил отходом, основываясь исключительно на наличии таких названий в классификаторе отходов (при этом даже в самом классификаторе прямо указано, что осадки или илы очистных сооружений могут рассматриваться как отход только после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту).
Вместе с тем, наличие класса опасности у продукции, или включение ее в Федеральный классификационный каталог отходов само по себе не является критерием отнесения ее к отходам. Доказательств отнесения осадка и избыточного ила к IV классу опасности, суду не представлено, каких-либо исследований к материалам дела не приложено.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявитель в отсутствие в деле доказательств осуществления лицензионной деятельности основывает свои требования на предположениях, что, исходя из предусмотренного ч. 5 ст. 205 КоАП РФ бремени доказывания по делам о привлечении к административной ответственности, позволяет сделать вывод о недоказанности события указанного в протоколе об административном правонарушении и о наличии обстоятельства, исключающего производства по административному делу (ст. 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, в удовлетворении требования заявления о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Н.В. Вавилова