ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-21289/12 от 24.12.2012 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

24 декабря 2012 года

Дело № А50-21289/2012

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Васильевой Е.В.

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению Чернушинского районного потребительского общества
 (ОГРН 1025902544909, ИНН 5957001931)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
 (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386), Южный территориальный отдел

о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2012 № 879-В,

УСТАНОВИЛ:

Чернушинское районное потребительское общество (далее – Черушинское райпо, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2012 № 879-Во привлечении к ответственности по части 7 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 100 000 рублей, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Южным территориальным отделом (далее – административный орган, Управление).

В обоснование требований заявитель указывает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства, а именно, нарушен 15-дневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении. При вынесении решения просит принять во внимание добровольное устранение всех выявленных недостатков, отсутствие пострадавших лиц, малозначительность правонарушения.

Административный орган заявленные требования не признает, указал в представленном отзыве на необоснованность доводов заявителя, в удовлетворении требований общества просит отказать.

Рассмотрев в порядке, установленном ст.228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные сторонами доказательства и изложенные в письменном виде объяснения, возражения и доводы, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Прокуратурой Чернушинского района совместно со специалистами Южного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» 08.08.2012 проведена проверка розничного рынка «Колхозный», расположенного по ул.Ленина, 6 в г. Чернушка Пермского края, в том числе на соответствие Федеральному закону от 30.12.2006 № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ).

В ходе проведения мероприятия выявлено, что Чернушинское райпо, являясь управляющей компанией названного рынка, при осуществлении деятельности по его организации допустило несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест, а именно:

допустило отсутствие в реестре продавцов следующей информации: 1) о месте жительства индивидуальных предпринимателей Афанасьевой B.C., Калашниковой Н.П., Яппаровой Э.Н.; 2) паспортных данных всех индивидуальных предпринимателей, указанных в реестре продавцов; 3) данных документов, подтверждающих факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр предпринимателей (ЕГРИП) по всем индивидуальным предпринимателям, указанным в реестре продавцов (не указаны номера свидетельств и наименования регистрирующего органа);

допустило отсутствие в реестре договоров о предоставлении торговых мест следующей информации: 1) паспортных данных индивидуальных предпринимателей Попониной Т.В., Барабанщиковой Р.Г., Хохлявиной Т., Афанасьевой B.C., Азьмухаметовой Р.Х., Клемберг Т.Г., Неведициной СВ., Сабуровой В.П., Гималтдиновой Э.М., Гарифуллиной Р.Ш., Гареева Э.М., Шакриевой Э.Ф., Калашниковой Н.П., Санмиковой О.А., Шакировой Э.Н.; 2) данных документов, подтверждающих факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП по всем индивидуальным предпринимателям, указанных в реестре договоров (не указаны номера свидетельств и наименования регистрирующего органа); 3) данных документов о постановке заявителя на учет в налоговом органе по всем индивидуальным предпринимателям, указанным в реестре договоров; 4) о сроках предоставления торговых мест по всем индивидуальным предпринимателям; 5) о назначении торговых мест индивидуальных предпринимателей Сабуровой В.Н., Гималтдиновой Э.М., Яппаровой Э.Н.; 6) места расположения торговых мест индивидуальных предпринимателей Гареева Э.М., Шакриевой Э.Ф., Калашниковой Н.П., Санниковой О.А., Яппаровой Э.Н.; 7) реквизитов договора о предоставлении торгового места Яппаровой Э.Н.

Указанные нарушения ст.18-19 Закона №271-ФЗ отражены прокуратурой Чернушинского района в постановлении о возбуждении по ч.7 ст.14.34 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении от 10.09.2012 (л.д.46-48).

Данное постановление составлено прокурором в соответствии с частью 1 ст.28.4 КоАП РФ в присутствии представителя заявителя Треногиной И.И., уполномоченной на представление интересов общества по настоящему административному делу специально выданной доверенностью от 07.09.2012 (л.д.52). Копия постановления вручена данному представителю 10.09.2012.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен определением административного органа от 18.09.2012, полученным им по почте 25.09.2012 (л.д.53-54).

По результатам рассмотрения протокола с иными материалами по делу об административном правонарушении административный орган в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.13 КоАП РФ, вынес постановление от 02.10.2012 № 856-Ю, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 14.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Копия постановления вручена заявителю 11.10.2012 (л.д.44), в суд с настоящим заявлением он обратился 21.10.2012 (л.д.30), то есть в установленный частью 2 ст.208 АПК РФ срок.

Проверив оспариваемое постановление в соответствии с ч.7 ст.210 АПК РФ, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Закона № 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 указанного Закона.

Управляющая рынком компания – юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 ст.3 Закона №271-ФЗ).

Согласно ст.18 Закона № 271-ФЗ, в реестр продавцов включаются: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП (часть 1 ст.18). Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр продавцов, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра продавцов (часть 2 ст.18). Ведение реестра продавцов осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения (часть 3 ст.18).

Согласно ст.19 Закона № 271-ФЗ в реестр договоров о предоставлении торговых мест включаются сведения, предоставленные в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона № 271-ФЗ лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

Пунктом «б» части 3 ст.15 по индивидуальным предпринимателям, заключившим такие договоры, предусмотрено предоставление следующих сведений: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП.

Также в реестре договоров указываются назначение торговых мест, места их расположения, сроки их предоставления и реквизиты договоров о предоставлении торговых мест (часть 1 ст.19). Управляющая рынком компания должна обеспечить своевременное и точное внесение записей в реестр договоров о предоставлении торговых мест, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления сведений из реестра договоров о предоставлении торговых мест (часть 2 ст.19). Ведение реестра договоров о предоставлении торговых мест осуществляется управляющей рынком компанией на бумажных и (или) электронных носителях в течение всего срока действия разрешения (часть 3 ст.19).

Административная ответственностью за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках установлена статьей 14.34 КоАП РФ.

В частности, частью 7 статьи 14.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов или реестр договоров о предоставлении торговых мест в виде административного штрафа в размере от ста до трехсот тысяч рублей.

Согласно уставу Чернушинского райпо (л.д.66-75), общество является некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать, бланки, штампы и другие реквизиты. Целью деятельности общества является удовлетворение материальных, социальных и иных потребностей пайщиков. Для достижения уставных целей потребительское общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям его деятельности. Администрацией Чернушинского городского поселения Чернушинскому райпо 21.10.2011 выдано разрешение № 2 на право организации розничного рынка по адресу: г. Чернушка, ул. Ленина, 6 (л.д.55).

Административным органом установлено и материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.09.2012, реестром продавцов, реестром договоров и объяснениями представителя от 10.09.2012 – л.д.49,56-58) подтверждается, что при осуществлении деятельности по управлению розничным рынком Чернушинское райпо допустило внесение не всех записей, предусмотренных ст.18-19 Закона №271-ФЗ, в реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.34 КоАП РФ, является доказанной.

Исходя из положений части 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в отношении вины юридических лиц, в отличие от вины физических лиц, требуется установление того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Представитель общества объяснил отсутствие в реестрах необходимой информации тем, что она не была указана в договорах. Данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований ст.18-19 Закона № 271-ФЗ. О наличии иных обстоятельств, препятствовавших исполнению закона, обществом не заявлено, из материалов дела не установлено.

Таким образом, административным органом сделан правильный вывод о вине общества в совершении рассматриваемого правонарушения.

Устранение нарушений является обстоятельством, смягчающим ответственность правонарушителя, но не исключающим ее применение.

Таким образом, заявитель привлечен к административной ответственности при наличии в его бездействии состава правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.34 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом и с соблюдением срока давности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ. Неверными являются также доводы заявителя о нарушении административным органом срока рассмотрения дела, установленного ст.29.6 КоАП РФ. Поскольку постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении получено административным органом 18.09.2012 (л.д.45), срок на рассмотрение дела истек лишь 03.10.2012. Более того, данный срок является организационным, в связи с чем его нарушение само по себе не влечет отмену постановления о привлечении к административной ответственности.

Правонарушение, за которое Чернушинского райпо привлечено к административной ответственности, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, а также правила разрешительной системы допуска хозяйствующих объектов в сферу торговли и финансов. Характер совершенного правонарушения (большой объем неуказанных сведений) не свидетельствует об его исключительности и малозначительности, в связи с чем оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Поскольку решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования следует отказать (ч.3 ст.211 АПК РФ).

Госпошлина по настоящему делу не взыскивается, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

отказать Чернушинскому районному потребительскому обществу (ОГРН 1025902544909, ИНН 5957001931) в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Южного территориального отдела, от 02.10.2012 № 856-Ю о привлечении к ответственности по части 7 статьи 14.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья Е.В. Васильева