ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-21542/13 от 16.12.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

23 декабря 2013 года

Дело № А50-21542/2013

Резолютивная часть решения объявлена судом 16.12.13, полный текст решения изготовлен 23.12.13.

Арбитражный суд Пермского края

в составе:

судьи Аликиной Е. Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 135» г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативного правового акта.

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности, предъявлен паспорт;

от ответчика – не явился;

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 135» г. Перми (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать решение УПФ РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Перми (далее – заинтересованное лицо) от 17.09.2013 № 69 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» недействительным. Заявленные требования мотивированы правомерностью применения образовательным учреждением пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее по тексту ответчик) в судебное заседание не явился, письменный отзыв по делу не представило.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, неявка в судебное заседание представителя ответчика не препятствует рассмотрению дела в соответствии с пунктом 2 статьи 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя, суд УСТАНОВИЛ:

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.10 по 31.12.12. По результатам проверки составлен акт № 069/002/301-2013 от 09.08.13 и 17.09.13 Управлением фонда принято решение № 69 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым с образовательного учреждения взысканы штрафы на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в размере 192 121 руб. 18 коп, на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление (представление неполных) сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования РФ в размере 635 466 руб. 83 коп., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 960 605 руб. 91 коп. и пени за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 204 456 руб. 88 коп. (л. д. 33 - 34). Как следует из указанного решения, образовательное учреждение не исчисляло страховые взносы с сумм компенсаций за неиспользованный отпуск, выплаченных уволенным работникам, а также необоснованно воспользовалось правом на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Не согласившись с указанным решением в части применения пониженного тарифа страховых взносов, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 135» г. Перми является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с п. п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Федеральный закон № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение 2011 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, применялся тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в льготном размере.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится образование.

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется по ст. 346.15 Налогового кодекса. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 указанной статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н данная форма была дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ", в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст.346.15 НК РФ (код строки 435), из них: сумма доходов, определяемая в целях применения ч.1.4 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов, определяемая в целях применения ч.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ (с.436/с.435)х100%) (код строки 437).

Судом установлено, что основным видом деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения является образовательная деятельность в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета. Организация осуществляет иную, приносящую доходы деятельность, к которой относится дополнительные образовательные услуги, доходы от деятельности столовой, внереализационные доходы в виде поступления родительской платы. Указанные доходы подлежат налогообложению по упрощенной системе налогообложения в соответствии с Главой 26.2 НК РФ.

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.

В соответствие с частью 2 статьей 251 НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

При ведении приносящей доход деятельности организация ведет раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках субсидий на выполнение муниципального задания и за счет других источников. При определении суммы облагаемых доходов, субсидии, выделенные налогоплательщику за счет бюджетных средств, в налоговой базе не учитываются.

Доход от оказанных дополнительных платных образовательных услуг, деятельности столовой и родительская плата учтены налогоплательщиком в Книге учета доходов и расходов на 2011 год в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Как следует из раздела 4 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 (форма РСВ-1 ПФР) сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, составляет 2 861 257 рублей, их них сумма доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ составляет 2 861 257 рублей, со соответствует 100% доле доходов, определяемой в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ( л. д. 41).

Вместе с тем, из Книги учета доходов и расходов образовательного учреждения за 2011 год, справки по полученным доходам за 2011 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером дошкольного образовательного учреждения, следует, что доход от дополнительных платных образовательных услуг составил за 2011 год сумму 381 776 руб., услуг столовой - 226 700 рублей, доходы от родительской платы составили сумму 2252781 руб. 09 коп.

Согласно статье 65 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, родительская плата не относится к средствам целевого финансирования, поскольку не отвечает понятию, определенному в статье 251 НК РФ, и правомерно учтена образовательным учреждением в составе внереализационных доходов, подлежащих налогообложению по УСН.

Однако, доходы в виде родительской платы и доходы от деятельности столовой неправомерно учтены образовательным учреждением в целях применения льготы по части 1.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, поскольку это не предусмотрено правилами определения доли доходов, определяемой в целях применения льготы (раздел 4 Основания для применения пониженного тарифа Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР).

Исходя из соотношения объемов доходов, полученных образовательным учреждением в 2011 году, доля доходов, полученных от дополнительных образовательных услуг, составила 13% от общего объема налогооблагаемых доходов.

Учитывая, что доля доходов образовательного учреждения, учитываемая в целях определения права на льготу, меньше установленного законом размера (70%), право на применение пониженного тарифа организация не имеет.

Кроме того, как следует из Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, сумма выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, составляет 12 486 297 рублей, что многократно превышает размер налогооблагаемых доходов.

В указанной ситуации применение образовательным учреждением льготы ко всему фонду оплаты труда, в том числе сформированному за счет средств целевого бюджетного финансирования, не отвечает целям и задачам, установленным Федеральным законом № 212-ФЗ, поскольку вместо облегчения налогового бремени субъектов малого предпринимательства, для которых льгота установлена, будет происходить неправомерное уменьшение обязательств муниципальной казны.

Оснований для признания оспариваемого решения недействительным в части взыскания со страхователя страховых взносов и пени в связи с применением пониженного тарифа страховых взносов не имеется.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения, в связи с указанными обстоятельствами страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г № 27-ФЗ.

Однако, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

При указанных обстоятельствах оснований для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ у фонда не имелось.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.13 по делу № 17744/12.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Поскольку нарушение заявителем законодательства о страховых взносах вызвано  правовой неопределенностью по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных статьей 58 Федерального закона № 212-ФЗ, штрафные санкции, начисленные заявителю по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в связи с неправомерностью применения пониженного тарифа страховых взносов, подлежат уменьшению в два раза.

Учитывая, что заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения спора по существу, но доказательств уплаты госпошлины в судебное заседание не представлено, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию 2000 рублей в соответствии со ст. ст. 333.17, 333.21, 333.41 НК РФ, статьей 102 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 102, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования удовлетворить в части.

2. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 17.09.13 г № 69 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах и законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части взыскания с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 135» г. Перми штрафов по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 2012-ФЗ в размере, превышающем 96 060 рублей 09 копеек, по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ полностью, начисленных в связи с применением страхователем пониженного тарифа страховых взносов.

3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

4. В удовлетворении остальной части требований отказать.

5. Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 135» г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в федеральный бюджет госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать по истечении десяти дней после вступления решения суда в законную силу при отсутствии в деле документов, подтверждающих уплату госпошлины добровольно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.Н.Аликина