Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
07.12.2020 года Дело № А50-21651/2020
Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2020года.
Полный текст решения изготовлен 07.12.2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Седлеровой С.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасаншиной Э.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к заинтересованным лицам:
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>);
Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании бездействия незаконным,
при участии:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 27.01.2020 № 6, предъявлено служебное удостоверение;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: не явились, извещены надлежащим образом;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Пермскому краю: ФИО2, по доверенности от 14.09.2020, предъявлено служебное удостоверение;
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росимущества), выражающегося в непринятии решения об исключении из реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях (затратах) по объекту незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПААС» по адресу: <...> сумме 1 403 050,00 рублей (РНФИ № 23260006045), отраженное в письме от 22.06.2020 №59-ММ-07/5696.
В качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать ТУ Росимущества исключить сведения из реестра федерального имущества о капитальных вложениях (затратах) по указанному объекту незавершенного строительства и обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействий по Пермскому краю (далее – ГУ МЧС России по Пермскому краю) учесть сведения о произведенных капитальных вложениях (затратах) по указанному объекту незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований Управление указывает, что им предприняты все исчерпывающие меры, направленные на исключение из карты Реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях в объект, который в 2001 году выбыл из ведения заявителя.
Представитель заявителя на удовлетворении требований настаивает в полном объеме с учетом отсутствия возможности представления первичных документов, подтверждающих несение затрат на проводимую ранее реконструкцию.
ТУ Росимущества с требованиями не согласно в полном объеме по мотивам, изложенным в отзыве. Указывает, что в отсутствие документов, подтверждающих источник и период финансирования капитальных вложений, отсутствует возможность сделать однозначный вывод об идентификации объектов учета.
ГУ МЧС России по Пермскому краю с требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. В удовлетворении требований просит отказать, поскольку учет сведений о произведенных капитальных вложениях повлечет увеличение стоимости объекта. Явившийся представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю поддержал доводы отзыва, полагает, что указанные затраты уже включены в стоимость объекта.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в настоящее время в ГУ МВД России по Пермскому краю на бухгалтерском учета, а также в реестре федерального имущества учитываются сведения о капитальных вложениях (затратах) в объект незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПАСС» по адресу: <...>» в сумме 1 403 050,00 рублей (РНФИ № 23260006045).
11.03.2020 Управление обратилось в ТУ Росимущества с заявлением № 1/2387 об исключении сведений из реестра федерального имущества, поскольку здание производственных мастерских ПАСС выбыло из ведения (пользования) МВД России в 2001 году, введено в эксплуатацию подразделением МЧС по рыночной стоимости, а затраты на проводимую ранее реконструкцию числятся в реестре за ГУ МВД (т.1 л.д.69).
Письмом от 22.06.2020 № 59-ММ-07/5696 ТУ Росимущества отказало в списании указанных затрат со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих источник и период финансирования капитальных вложений, отражение капитальных вложений в бухгалтерском учете ГУ МВД России по Пермскому краю, ГУ МЧС России по Пермскому краю, ФАУ «ЦМТО ФПС по Пермскому краю». Указало на отсутствие возможности сделать однозначный вывод об идентификации объектов учета и возможность исключения из реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества», от 16.07.2007 № 477 «О совершенствовании учета федерального имущества» на основании представленных документов, отвечающих требованиям соответствующих приказов МВД России.
Полагая, что ТУ Росимущества допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения об исключении из реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях (затратах) по объекту незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПААС» по адресу: <...> сумме 1 403 050,00 рублей (РНФИ № 23260006045), Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в Управлении на бухгалтерском учете, а также в реестре федерального имущества учитываются сведения о капитальных вложениях (затратах) в объект незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПАСС» по адресу: <...>» в сумме 1 403 050,00 рублей (РНФИ № 23260006045).
Реконструкция производственных мастерских ПАСС общей площадью 1 930 кв.м. была начата Государственным учреждением «Отдел организации капитального строительства ГУВД по Пермскому краю» (являлось самостоятельным юридическим лицом, сокращенное наименование-ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю») в 1989 и предполагала пристройку производственного корпуса к основному зданию для размещения рукавной базы Управления государственной противопожарной службы ГУВД Пермской области.
В 2001 Государственная противопожарная служба выделена из состава Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с чем, объект недвижимости «Производственные мастерские ПАСС» по совместному приказу МВД России и МЧС России от 31.05.2002 года № 273/523, был передан Государственному учреждению «Производственно технический центр федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», как правопреемнику, при этом затраты по реконструкции объекта, числящиеся в учете ООКС в сумме 1 403 050,00 рублей, на баланс подразделения МЧС России не передавались. Затраты Реестре федерального имущества остались на учете за ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю»
Работы по реконструкции объекта производились генеральным подрядчиком СМУ УВД Пермской области, ООО «Пермстройинтер» и иными субподрядными организациями в разные периоды времени и оплачивались из различных источников финансирования. В декабре 2005 года реконструкция объекта была завершена, но в связи с наличием нарушений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, акт приемки законченного строительством объекта утвержден не был.
Согласно акту проверки объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...>, от 26.09.2007, утвержденного исполняющим обязанности руководителя ТУ Росимущества, на момент проверки объекта проектно-сметная и исполнительная документация в ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю» отсутствовала, реконструкция не велась. Комиссией была установлена фактическая невозможность подтверждения затрат по реконструкции, было предложено списание фактических затрат по данному объекту.
В 2011 согласно приказу ГУВД по Пермскому краю от 31.12.2010 № 1379 ООКС реорганизован путем присоединения к ГУ МВД, капитальные вложения в нефинансовые активы переданы в баланс ГУ МВД.
Согласно приложению № 9 к передаточному акту от 01.01.2011, утвержденному распоряжением ТУ Росимущества от 24.04.2013 № 597-р, от ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю» в ГУ МВД по Пермскому краю, по счету бухгалтерского учета 106.01, переданы капитальные вложения в основные средства в размере 114 569 456,20 рублей, в том числе 1 403 050,00 рублей по объекту незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПАСС» по адресу: <...>».
Согласно приложению № 10 к передаточному акту на момент передачи проектно-сметная и исполнительная документация в ГУ «ООКС ГУВД по Пермскому краю» отсутствовала, реконструкция не велась, установлена невозможность физически определить объем работ по произведенной реконструкции для проведения оценки.
В 2012 году объект введен в эксплуатацию, как самовольно возведенный, на основании Решения Арбитражного суда Пермского края, по рыночной стоимости, согласно произведенной оценке ФГБУ «Производственно-техническим центром федеральной противопожарной службы по Пермскому краю».
29.04.2016 заявителем было направлено обращение в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России о согласовании списания произведенных капитальных вложений в объект незавершенного строительства «Реконструкция производственных мастерских ПАСС».
28.09.2016 из МВД России в Управление направлен ответ о невозможности списания обозначенных затрат, поскольку приказом МВД России от 01.10.2014 №841 «Об организации деятельности по списанию произведенных капитальных вложений в объекты основных средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» регламентировано списание капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, а реконструкция по объекту «Реконструкция производственных мастерских ПАСС» завершена иным ведомством.
29.09.2017 заявителем было направлено обращение в ГУ МЧС России по Пермскому краю с просьбой выразить согласие в приеме на свой баланс произведенных затрат на указанный объект.
18.10.2017 ГУ МЧС России по Пермскому краю направило отказ в приеме затрат на объект, так как отсутствуют оригиналы документов, подтверждающих передачу затрат, фактического исполнения выполненных работ, проектно-сметная документация.
Письмами от 07.06.2018, 05.07.2018 заявитель просил ТУ Росимущества исключить сведения о капитальных вложениях на объект.
ТУ Росимущества предложило представить документы, предусмотренные приказом МВД России от 01.10.2014 №841 «Об организации деятельности по списанию произведенных капитальных вложений в объекты основных средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России».
19.04.2018 Управлением в МВД России направлено письмо с просьбой разъяснить порядок списания капитальных вложений в обозначенный объект.
24.05.2019 МВД России направило в ГУ МВД России по Пермскому краю ответ, в котором рекомендовало проработать вопрос передачи затрат в досудебном порядке правообладателю, в случае отказа - в судебном.
Также 25.11.2019 Управлением в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России направлено обращение с просьбой разъяснить порядок списания капитальных вложений в указанный объект.
Письмом от 28.11.2019 Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России рекомендовал проинформировать территориальный орган Росимущества о необходимости принятия решения об отнесении затрат на объект в целях приведения в соответствия его стоимости.
19.12.2019 Управление направило запрос в Инспекцию государственного строительного надзора Пермского края о предоставлении документов, подтверждающих проведение реконструкции обозначенного объекта.
Письмом от 15.01.2019 Инспекция государственного строительного надзора Пермского края известила об отсутствии запрашиваемой информации (так как строительно-монтажные работы по реконструкции объекта начаты в 1989 году и завершены в 2005 году, до даты создания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (Указ Губернатора Пермского края от 05.07.2006 №129 «Об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края»))
11.03.2020 в ТУ Росимущества в Пермском крае направлено обращение об исключении затрат на указанный выше объект, представлена проведенная переписка ведомствами по обозначенному вопросу.
22.06.2020 ТУ Росимущества в Пермском крае представило ответ, в котором указало, что в Реестре федерального имущества в настоящее время имеются сведения: 1) о первоначальной и балансовой стоимости объекта, стоимость объекта сформирована с учетом расходов на капитальные вложения в размере 3 501 525,87 руб. и оценки рыночной стоимости; 2) о капитальных вложениях в объект незавершенного строительства в сумме 1 403 050,00 руб. В письме указано, что при отсутствии документов, подтверждающих источник и период финансирования капитальных вложений отсутствует возможность сделать однозначный вывод об идентификации объектов учета. ТУ Росимущества в Пермском крае указало, что исключение из Реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях возможно в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №834 «Об особенностях списания федерального имущества» на основании представленных документов, отвечающих требованиям соответствующих приказов МВД России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 разработан Регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденный Приказом Росимущества от 11.08.2010 № 219 (далее - Регламент).
Из содержания письма заинтересованного лица от 22.06.2020 № 59-ММ-07/5696, направленного заявителю по итогам рассмотрения заявления Учреждения от 11.03.2020 № 1/2387 указано на невозможность исключения из реестра федерального имущества сведений о вложениях в связи с отсутствием документов, подтверждающих источник и период финансирования капитальных вложений, отражение капитальных вложений в бухгалтерском учете заявителя с учетом произведенных правопреемств.
Принимая во внимание, что незаконное бездействие - это несовершение действий, совершение которых установлено законом, а ТУ Росимущества дан ответ на заявление Управления, основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Таким образом, исходя из существа заявленных требований, бездействие заинтересованным лицом не допущено.
В указанной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Относительно требования об обязании ТУ Росимущества исключить сведения из реестра федерального имущества о капитальных затратах (вложениях) по объекту незавершенного строительства и обязании ГУ МЧС России по Пермскому краю учесть данные сведения суд приходит к следующим выводам.
Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положением об учете федерального имущества, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447.
Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834) определены особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно - федеральное имущество, организации).
Доводы заявителя о том, что списание затрат на капитальные вложения не регламентировано ни постановлением № 834 ни приказом № 537 судом рассмотрен и отклонен.
Согласно п. 2 Положения № 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Пунктами 4, 4.1 Положения № 834 определен перечень имущества, о списании которого принимается соответствующее решение
В силу пункта 13 Положения № 834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Поскольку какие-либо документы, подтверждающие источник и период финансирования капитальных вложений заявителем не представлено, оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части также не имеется.
Кроме того, судом принято во внимание, что принятие ГУ МЧС России по Пермскому краю капитальные вложения (затраты) по объекту приведет к увеличению его балансовой стоимости, изменение площади помещений не производилось.
Согласно пункту 27 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.
Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
В силу пункта 29 Инструкции № 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Таким образом, в случае передачи (получения) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями полученный объект основных средств принимается к бюджетному учету по балансовой стоимости передаваемого объекта.
При таких обстоятельствах заявленные требования в данной части также удовлетворению не подлежат.
Иные доводы сторон правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос её распределения судом не рассамтривается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.
Судья С.С. Седлерова