Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
24 июля 2015 года | Дело № А50-2172/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2015 года. Полный текст решения изготовлен 24 июля 2015 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вихниной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (617762, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Чайковского муниципального района (617760, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании решения незаконным,
заинтересованное лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района (617760, <...>), Администрация Чайковского городского поселения (617760, <...>),индивидуальный предприниматель ФИО2 (617760, <...>,
ИНН <***>),
при участии
заявителя ФИО1, паспорт,
от Администрации Чайковского муниципального района: представителя ФИО3 по доверенности №14 от 31.03.2015,
от заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района: представителя ФИО3 по доверенности 01.06.2015,
от заинтересованного лица Администрации Чайковского городского поселения: представителя ФИО4 по доверенности от 29.09.2014 №43,
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Администрации Чайковского муниципального района (далее – Администрация, администрация района), изложенного в письме №01/03-09-2566 вх. от 23.01.2015, незаконным; возложении на администрацию района обязанности устранить нарушение прав предпринимателя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков: площадью 881 кв.м., с видом разрешенного использования – для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: г. Чайковский,
л. ФИО5, кадастровый номер: 59:12:0010236:1211, за плату в размере определенной рыночной стоимости рублей; площадью 1200 кв.м. с видом разрешенного использования – для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: <...>
кадастровый номер: 59:12:0010245:586, за плату в размере определенной рыночной стоимости 474400 рублей и осуществить подготовку проекта договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, которые направить ФИО1 с предложением о заключении соответствующих договоров.
Определением суда от 11.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района.
Определением суда от 13.03.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Чайковского городского поселения.
Определением суда от 20.05.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме.
Администрация Чайковского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района, Администрация Чайковского городского поселения возражали против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в письменных отзывах (т. 1 л.д. 66, т. 2 л.д. 3, 18).
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Обращению заявителя в суд предшествовали следующие обстоятельства.
16.01.2013 ФИО1 обратилась в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 881 кв.м., с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей (для целей не связанных со строительством) в кадастровом квартале 59:12:0010236 по адресу: <...> (т.1 л.д. 68), 11.11.2013 дополнением к заявлению уточнила «предоставить участок на праве собственности или на праве аренды».
22.05.2013 ФИО1 обратилась в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м. с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, (для целей не связанных со строительством) в кадастровом квартале 59:12:0010245 по адресу: <...>. 11.11.2013 дополнением к заявлению уточнила «предоставить участок на праве собственности или аренды».
Земельные участки не были предоставлены по причине отказа в утверждении схем границ вышеуказанных земельных участков Администрации Чайковского городского поселения (далее – Администрация поселения), которой были делегированы полномочия администрации района по утверждению схемы границ земельного участка Соглашением о взаимодействии №1 от 16.01.2012, дополнительным соглашением от 19.11.2012 к Соглашению о взаимодействии №1 от 16.01.2012 – т. 1 л.д. 98, 99).
Указанные отказы были оспорены ФИО1 в арбитражном суде. Решениями Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2013 по делу
№ А50-12276/2013 и от 25.10.2013 по делу №А50-12278/2013 требования удовлетворены, что на Администрацию Чайковского городского поселения с учетом зонирования территории возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей не связанных со строительством - размещения автостоянок открытого типа, предназначенных только для хранения (стоянки) автомобилей (т. 1 л.д. 18, 21).
При пересмотре в апелляционной и кассационной инстанции судебные акты оставлены без изменения (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2014 №Ф09-895/14 по делу № А50-12276/2013, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 № 17ПА-15414/2013-ГК, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2014 №Ф09-12278/13).
Далее, последовали судебные споры по принудительному исполнению вышеуказанных решений Арбитражного суда Пермского края (по исполнительным производствам) в рамках вышеуказанных дел, так как Администрация Чайковского городского поселения, добровольно исполнять решения Арбитражного суда Пермского края, отказывалась, что в частности, подтверждается судебными актами по делу № А50-4361/2014, материалами исполнительного производства (т. 1 л.д. 23, 34 -36).
В процессе исполнительных производств и судебных заседаний в рамках дел № А50-12276/2013, от 25.10.2013 по делу №А50-12278/2013
выяснилось, что Администрация Чайковского городского поселения сформировала и поставила на кадастровый учет участок 59:12:0010245:580, что препятствовало заявителю в реализации ее права.
В целях защиты своих прав ФИО1 обратилась в арбитражный суд с иском к Администрацией Чайковского городского поселения о признании указанных действий незаконными, и снятию земельного участка сформированного и поставленного на кадастровый учет.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2014 по делу № А50-1848/2014 требования ФИО1 удовлетворены (т. 2 л.д. 27). Признаны незаконными действия Администрации Чайковского городского поселения по согласованию и утверждению схемы границ земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010245:580, площадью 5758 кв.м., с видом разрешенного использования: благоустройство территории без права возведения объекта капитального строительства и без права изменения вида разрешенного использования, по адресу: Пермский край, г. Чайковский, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 25.12.2013. Также признано недействительным постановление Администрации Чайковского городского поселения № 2315 от 06.12.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010245:580, площадью 5758 кв.м., с видом разрешенного использования: благоустройство территории без права возведения объекта капитального строительства и без права изменения вида разрешенного использования, по адресу: Пермский край, г. Чайковский». На Администрацию Чайковского городского поселения возложена обязанность устранить нарушенные права ФИО1 путем снятия земельного участка 59:12:0010245:580 с кадастрового учета. Также принят отказ ФИО1 от требований в части обязания Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Чайковский отдел) снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010245:580, площадью 5758 кв.м., с видом разрешенного использования: благоустройство территории без права возведения объекта капитального строительства и без права изменения вида разрешенного использования, по адресу: Пермский край, г. Чайковский, производство по делу в указанной части прекращено.
В связи с неисполнением судебных актов по делам № А50-12276/2013, № А50-12278/2013, заявитель обращалась в службу судебных приставов и неоднакратными жалобами в прокуратуру, к Губернатору Пермского края. О всех жалобах и исках поданных в соответствующие органы на незаконные действия и бездействия Администрации Чайковского городского поселения, Администрация Чайковского муниципального района была извещена письменно.
15.05.2014 и 14.07.2014 после наложения службой судебных приставов г. Чайковский на Администрацию Чайковского городского поселения исполнительских сборов (в связи с неисполнением судебных актов, требований прокуратуры, требований судебных приставов) на сумму 100 т.р. и жалобы в прокуратуру г. Чайковский, ФИО1 Администрацией Чайковского городского поселения выданы постановления по утверждению схем границ вышеуказанных земельных участков и согласованные схемы (постановления № 529 – т. 1 л.д. 32 и № 789 - т.1 л.д. 33).
В дальнейшем, силами заявителя были сформированы и поставлены на кадастровый учет 10.06.2014, 23.10.2014 следующие земельные участки:
земельный участок, площадью 881 кв.м., с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: <...> кадастровый номер: 59:12:0010236:1211;
земельный участок, площадью 1200 кв.м. с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: <...> кадастровый номер: 59:12:0010245:586 (т. 1 л.д. 38,39).
23.06.2014 и 27.10.2014 ФИО1 обратилась к Администрации Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков с приложением кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, решений судов, постановлений об утверждении схемы (т. 1 л.д. 37, 37 оборот).
В результате Администрацией Чайковского муниципального района в соответствии с процедурой предоставления земельных участков, определенных ст. 34 ЗК РФ, разместила информацию о предоставлении вышеуказанных земельных участков, в связи с чем в газете «Огни камы» №272-276 (9356-9360) от 21.11.2014 (т. 1 л.д. 46, 47).
Согласно ответу Администрацией Чайковского муниципального района от 25.12.2014 № 01/03-09-25661 на данную публикацию, претензий, возражений в не поступило (т. 1 л.д. 48, 48 оборот, 49 оборот).
Ранее в 2013 году, Администрацией Чайковского муниципального района ФИО1 был дан письменный ответ о том, что на испрашивемые земельные участки, заявлений от других лиц в адрес Администрации не поступало (письмо от 08.07.2013 – т. 1 л.д. 55).
В целях предоставления земельных участков Администрацией Чайковского муниципального района заключен договор с ООО «Калининградский центр оценки» на изготовление отчетов об определении рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков.
28.11.2014 составлены отчеты об оценке, согласно которым № 574-11/2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010245:586 определена в размере 474 400 руб. (т. 1 л.д. 40), № 573-11/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010236:1211 определена в размере 357 600 руб. (т. 1 л.д. 43).
25.12.2014 указанные отчеты предоставлены ФИО1 на ознакомлении, согласие заявителя с оценкой выражено путем проставления отметки на заявлениях 25.12.2014, на поданных ранее заявлениях 20.06.2014 и 27.10.2014, также выданы реквизиты для оплаты (т. 1 л.д. 37,37 оборот).
26.01.2015 от Администрации Чайковского муниципального района в адрес заявителя поступил письменный отказ в предоставлении вышеуказанных земельных участков на праве собственности, выраженный в письме от 23.01.2015 №01/03-09-2566. В качестве основания для отказа указано на следующее:
1) испрашиваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2014 году, следовательно, вопрос о возможности предоставления испрашивемых земельных участков необходимо рассматривать в рамках Положения о порядке Предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района утвержденного Решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 30.10.2013 №413, пунктами 1.10, 1.5 Положения;
2) вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, на сегодняшний день не соотносится с перечнем основных видов разрешенного использования указанных в территориальной зоне ОЖ;
3) относительно земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010236:1211, имеется выданный третьему лицу акт обследования и выбора земельного участка от 26.06.2007 №573, процедура согласования акта выбора не завершена, в связи с чем у третьего лица имеются потенциальная возможность истребовать земельный участок.
Не согласившись с основаниями отказа, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
В соответствии, со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте б Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в рассматриваемый период осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Цели использования испрашиваемых земельных участков не были связаны со строительством.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015, установлен следующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 1 названной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, лица подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
В силу п. 3 указанной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 в редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).
Согласно п.6 ст. 34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).
Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории г. Чайковского регламентированы следующими нормативными актами.
Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 №827 (т. 2 л.д. 100) во исполнение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона т 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 26 Устава Чайковского муниципального района утверждено Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района (далее – Порядок № 827).
В последующем решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 30.10.2013 №413 (т. 1 л.д. 102):
утверждено в п. 1 указанного решения новое Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района (далее – Положение № 413);
признано утратившими силу решение Земского Собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 № 827 "О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района" (п. 5 решения).
При этом пунктом 4 Решения Земского Собрания Чайковского муниципального района от 30.10.2013 №413 в первоначальной редакции было определено, что Решение от 30.10.2013 №413 не распространяет свое действие на процедуру предоставления земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц, поступившим в администрацию Чайковского муниципального района до вступления в силу настоящего решения.
Указанными нормативными актами предусмотрено рассмотрение заявок о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством Администрацией Чайковского муниципального района с делегированием отдельных этапов Комитету по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района.
Согласно п. 3 Решения от 30.10.2013 №413 оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник местного самоуправления", № 42, 09.11.2013 (приложение к газете "Огни Камы").
Одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка явилось то обстоятельство, что из совокупности содержания пунктов 1.8 и 1.10 Положения № 413 следует, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, находящиеся на территории Чайковского муниципального района, предоставляются заявителям на праве собственности только в случае предоставления земельных участков с разрешенными видами использования "садоводство" и "огородничество", в иных случаях возможность предоставления земельного участка в собственность не установлена.
Между тем из материалов дела следует, что заявитель обратился в Администрацию о предоставлении земельного участка 22.05.2013 и 16.01.2013, а 14.05.2013 за согласованием схемы, то есть в период действия Решения Земского Собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 №827.
Доводы Администрации района о том, что ФИО1 заявлениями, поданными от 28.10.2013, 11.11.2013, 23.01.2014, 27.01.2014 просила вследствие различных причин приостановить оформление либо изменяла их содержание как обстоятельство, указывающее на необходимость применения нового порядка отклоняются судом как необоснованные, не основанные на нормах права.
В связи с чем доводы заинтересованных лиц о том, что заявления ФИО1 не соответствовали требованиям пп. 2.3.2 Порядка № 413 не могут быть приняты во внимание.
Суд также учитывает, что на п. 1.10 Заместителем прокурора города Чайковского 18.02.2015 был принесен протест, со ссылкой на незаконность введения ограничений относительно возможности предоставления земельного участка в собственность (т. 1 л.д. 69-72).
Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 обратилась с заявлением о выборе в период действия Порядка № 827, суд признает ссылку заинтересованных лиц на новые требования необоснованными.
Относительно доводов о несоответствии испрашиваемой цели использования земельных участков действующим на момент вынесения оспариваемого отказа проекту планировки в редакции, утвержденной 20.02.2014, суд отмечает следующее.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 59:12:0010245:586 и 59:12:0010236:1211 поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресам: <...> т. 1 л.д. 79, 81). При постановке земельных участков на кадастровый учет (после 20.02.2014) противоречие разрешенного использования с зонированием не было установлено, препятствий к постановке земельного участка на кадастровый учет не выявлено.
Из пояснений сторон следовало, что на момент первоначального обращения ФИО1 указанные участки были расположены в зоне ОЖ «Общественно-жилая зона», испрашиваемая цель соответствовала проекту планировки территории.
Согласно ст. 41.2 Правил землепользования и застройки города Чайковского, в редакции решения Думы Чайковского городского поселения от 26.06.2013 № 671, к основным видам разрешенного использования недвижимости в указанной зоне были отнесены гаражи для хранения индивидуальных легковых автомобилей и автостоянки открытого типа для временного хранения легковых автомобилей (встроенные, пристроенные, встроенные подземные, встроенно-пристроенные или подземные с эксплуатируемой кровлей с выводом вентиляции на крыши жилых домов.
Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.02.2014
№ 60 в указанный акт внесены изменения по результатам публичных слушаний 10.01.2014.
В указанной редакции автостоянки открытого типа в основных видах разрешенного использования не фигурируют. Указанные участки в соответствии с выписками расположены в зоне ОЖ «Общественно-жилая зона» (извлечение из нормативного акта - т. 2 л.д. 21-22, наложение земельного участка – т. 2 л.д.52).
На момент согласования схемы зонирование было изменено по результатам публичных слушаний, проведенных 10.01.2014.
По вопросу изменения Правил землепользования и застройки Чайковского городского поселения было направлено представление прокурора от 07.02.2014 № 02-02-04-2014/01ж (т. 2 л.д. 49), с указанием на следующие нарушения: проект вносимых изменений не был опубликован, изменения внесены вразрез вынесенного на обсуждение проекта, опубликованное в средствах массовой информации заключение по результатам слушаний не содержит необходимой информации. Допущенные нарушения признаны, что отражено в письме о рассмотрении представления от 04.04.2014 № 02-27-27вх –(т. 2 л.д. 33, 35).
Таким образом, неопределенный круг лиц, в том числе заявитель, были лишены законного права на участие в публичных слушаниях и приводить свои доводы и возражения относительно внесенных изменений.
Суд также считает необходимым отметить, что земельный участок испрашивается для использования земельного участка без возведения капитальных строений. Использование данной зоны для кратковременной стоянки автомобилей указанной зоной предусмотрено.
Доводы о том, что 16.01.2015 орган местного самоуправления «Чайковское городское поселение» в целях устойчивого развития территории принял решение в виде постановления № 15 «О подготовке документации по планировке территории», ограниченной улицами Советская, Шлюзовая, Камская и Уральская под жилую застройку», на указанный проект из местного бюджета выделены денежные средства, проведен 18.05.2015 аукцион на заключение договора, не принимаются судом во внимание поскольку принятие указанного акта не поименовано в Земельном кодексе в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.
К доводам заинтересованных лиц о наличии правопретязаний третьих лиц на испрашиваемые земельные участки, как безусловное основание для реализации прав на земельный участков исключительно на торгах, суд относится критически в силу следующего.
Из материалов дела следует, что права иных лиц на спорные земельные участки не зарегистрированы, строений не имеется (т. 1 л.д. 83-86).
Администрацией Чайковского муниципального района в соответствии с процедурой предоставления земельных участков, определенных ст. 34 ЗК РФ, разместила информацию о предоставлении вышеуказанных земельных участков, в связи с чем в газете «Огни камы» №272-276 (9356-9360) от 21.11.2014 (т. 1 л.д. 46, 47). В пределах установленного срока – 30 дней со дня публикации, согласно сведениям Администрации района на данную публикацию претензий, возражений в не поступило (письмо от 25.12.2014 № 01/03-09-25661 т. 1 л.д. 48, 48 оборот, 49 оборот).
Принимая во внимание, что заявки, на которые ссылаются органы местного самоуправления, поступили после установленного срока, при этом доказательства наличия у данных лиц преимущественного права на приобретение земельного участка не представлены, то их наличие не может быть признано судом препятствием для реализации права заявителя.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт не соответствует положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент его принятия.
Доводы органов местного самоуправления об отмене ст. 34 Земельного кодекса на момент рассмотрения спора и передаче полномочий распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах поселения органам соответствующего поселения оцениваются судом критически в силу следующего.
На момент рассмотрения спора спорные земельные участки подпадают под управление органов Чайковского городского поселения. Также указано на то, что вся документация по ранее поступившим заявкам переданы поселению, решение Земского Собрания Чайковского муниципальное района от 30.10.2013 № 413, приятые акты в целях реализации ст. 34 Земельного кодекса, отменено решением от 25.03.2015 № 625 – т. 2 л.д. 9). Ввиду изложенного приведены доводы о необходимости возложения обязанности восстановления нарушенного права на органы поселения.
Согласно п. 10 ст. 3 Закона № 317–ФЗ (в редакции, действующей до 01.03.2015) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу указанных положений органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов до 01.03.2015 имели право контроля за надлежащим использованием земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в Закон № 137-ФЗ внесены изменения, в частности, введена ст. 3.3 согласно п. 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В абзаце 3 названного пункта определено, что распоряжение указанными землями осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 37 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ определено, что до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
На территории г. Чайковского утверждены Правила землепользования и застройки.
Таким образам, с 01.03.2015 уполномоченным органом по распоряжению находящимися на территории Чайковского городского поселения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются органы Чайковского городского поселения.
Между тем при рассмотрении настоящего спора следует исходить из специальных норм, касающихся применения положений ст. 34 Земельного кодекса.
С 1 марта 2015 года утратили силу положения ст. 34 Земельного кодекса ввиду вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014
№ 171-ФЗ.
При этом согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014
№ 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Согласно 16 указанной статьи в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
С учетом установленных судом обстоятельств дела и приведенных переходных положений, принимая во внимание, что на обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя возникает у органов муниципального района, а не у органов поселения вне зависимости от обстоятельств отменены ранее установленного регламента рассмотрения соответствующих заявок, и факта передачи архива документов органам поселения. Более того следует отметить, что передача документов по заявкам о выборе земельного участка материалами дела не подтверждена.
Невозможность возврата документации в целях исполнения решения суда из материалов не следует.
При этом суд отмечает, что фактически заявителю было отказано на стадии непосредственного заключения договора (схема утверждена, земельные участки поставлена на кадастровый учет, оценка земельных участков осуществлена до 01.03.2015).
Из материалов дела следует, что органами района и поселения неоднократно совершались действия, препятствующие предоставлению земельного участка заявителю, которые признавались судами незаконными.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд полагает, что обязанность по восстановлению права следует возложить на орган, издавший оспариваемый ненормативный акт.
С учетом результатов судебного разбирательства, положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы по заявлению относятся на Администрацию Чайковского муниципального района.При определении размера государственной пошлины суд исходит из того, что в оспариваемом акта содержится отказ в отношении двух земельных участков.
Излишне уплаченная государственная пошлина (т. 2 л.д. 21) подлежит возврату заявителю в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Чайковского муниципального района, изложенный в письме от 23.01.2015
№ 01/03-09-2566вх, как противоречащий положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возложить на Администрацию Чайковского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения следующих действий, предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015: принятия решения о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) земельного участка площадью 881 кв.м по адресу <...>
кадастровый номер 59:12:010236:1211 за плату по цене 357600 руб. и земельного участка площадью 1200 кв.м по адресу: <...>
кадастровый номер: 59:12:0010245:586 за плату по цене 474 400 руб. с разрешенным видом использования – для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, осуществить подготовку проекта договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, которые направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 с предложением о заключении соответствующих договоров.
Взыскать с Администрации Чайковского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму 600 руб. в порядке возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину 3000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 03.02.2015.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья М.А. Вихнина