Арбитражный суд Пермского края
614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
24 декабря 2010 года № дела А50-21753/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
при участии:
от заявителя ИФНС России по г. Добрянке Пермского края: не явились,
от ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Добрянская основная общеобразовательная школа №5»: не явились,
от третьего лица Государственного учреждения Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – ФИО1, предъявлено удостоверение,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Добрянская основная общеобразовательная школа №5»
третье лицо – Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о взыскании недоимки и пени по единому социальному налогу в сумме
39654,51 руб.
установил:
ИФНС России по г. Добрянке Пермского края (далее – заявитель, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Добрянская основная общеобразовательная школа №5» (далее – ответчик, учреждение) с заявлением о взыскании 39 654,51 руб., в том числе недоимки по уплате единого социального налога (далее – ЕСН) по сроку уплаты 15.12.2009г. -27 212,74 руб., 15.01.2010г. -10851,00руб. и пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) в сумме 1 590,77руб.
В обоснование требований налоговая инспекция ссылается на неуплату учреждением налога, исчисленного и заявленного в декларации по ЕСН за 2009 год.
Должник в подтверждение возражений относительно заявленных требований представил в суд документы, которые свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика задолженности по ЕСН за 2009 год.
Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора(Определение от 19.10.2010г. (л.д.42-43), представило отзыв, в котором указало, что по данным фонда у ответчика имеется переплата по ЕСН. Согласно расчетным ведомостям по средствам фонда за 2009г. задолженности по ЕСН у страхователя перед отделением фонда нет.
В судебном заседании 21 декабря 2010 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 23 декабря 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
К материалам дела приобщены письменные пояснения заявителя. Других заявлений, ходатайств не поступало.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, что в силу ч.3 ст.156, ч.2 ст.215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Учреждение образовано в качестве юридического лица 12.11.1993г. Прошло перерегистрацию в налоговом органе 14.08.2002г. с присвоением ОГРН <***> (л.д.10-11), является получателем бюджетных средств и соответственно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с действующим законодательством (л.д.16).
Данные обстоятельства являются основанием для обращения налогового органа в судебном порядке для взыскания с должника налога и пени (ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со ст.45, 52, 235, 243 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010г.) учреждение является плательщиком единого социального налога, обязано самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате за налоговый (отчетный) период, и перечислять их в бюджет в установленные законом сроки. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики ЕСН производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.
Пунктом 2 статьи 58 НК РФ установлено, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 58).
Согласно статье 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уплаты соответствующего налога (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007г. № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование»).
Как следует из материалов дела, учреждение 10.03.2010г. представило в налоговый орган декларацию по ЕСН за 4 квартал 2009 года с исчисленными суммами авансовых платежей по ЕСН в ФСС: за октябрь – 354
руб. 00 коп. переплаты, за ноябрь – 49711 руб. 00 коп. к уплате, за декабрь –
10851 руб. 00 коп. к уплате (л.д.8-10).
На основании ст.243 НК РФ они подлежали перечислению в бюджет не позднее 16.11.2009г., 15.12.2009г. и 15.01.2010г. соответственно.
По данным налогового органа, отраженным в выписке из лицевого счета ЕСН в ФСС за 4 квартал 2009года в установленный срок уплачен частично в сумме 22 498,26 руб. по сроку уплаты 15.12.2009г.
Поскольку в установленный законом срок налогоплательщик авансовый платеж за ноябрь и декабрь 2009г. в полном объеме не перечислил, налоговый орган на основании ст.69,70 НК РФ направил учреждению требование от 18.03.2010г. № 7835 об уплате недоимки по ЕСН в ФСС за ноябрь и декабрь 2009г. (по сроку уплаты налога 15.12.2009г. и 15.01.2010г.) в сумме 56 242,28 руб. руб., а также начисленной на нее пени в сумме 1 590,77 руб. (л.д.7). Расчет пени, а также доказательство направления требования представлено налоговым органом в материалы дела (л.д.7,17).
В установленный требованием срок (29.03.2010г.) суммы недоимки в размере 38063 руб. 74 коп. и пени в сумме 1 590,77 руб. уплачены не были, в связи с чем налоговый орган обратился за их взысканием в суд.
На момент рассмотрения дела учреждением задолженность по налогу и пени не погашена, что подтверждается выписками из лицевого счета, представленных налоговым органом ко дню судебного заседания.
В соответствии с ч. 6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 ст.215 АПК РФ).
Материалами дела подтверждается (налоговая декларация за 2009 год) и налогоплательщиком не оспаривается, что сумма начисления ЕСН в ФСС за 4-й квартал 2009г. составляет 60207руб. (указанная сумма в заявлении налогового органа - 60916 руб.).
Между тем, по мнению суда, данная сумма не может быть взыскана с учреждения, если у него за предшествующие налоговые (отчетные) периоды имеется переплата по данному налогу, поскольку в таком случае недоимка по взыскиваемому налогу будет отсутствовать.
По данным налогового органа (выписка из лицевого счета) учреждению за ноябрь начислен ЕСН в сумме 49711 руб. 00 коп., за декабрь –
10851 руб. 00 коп. С учетом ЕСН в ФСС, подлежащего начислению за 4-й квартал 2009 года (60562 руб.), и уплаченного Учреждением в 4-м квартале 2009 году налога (22 498,26 руб.) недоимка по налогу по итогам 4-го квартала 2009 года составила 38 700, руб. 74 коп.
По данным налогоплательщика, его переплата по ЕСН в ФСС за 2009 год составляла 69279 руб.07коп., в связи с чем с учетом ЕСН в ФСС, подлежащего начислению за 4-й квартал 2009 год (60207 руб.), и уплаченного Учреждением в
4-м квартале 2009 года налога (22 498,26 руб.) недоимка по налогу по итогам 2009г. отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 ст.243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС сведения (отчеты) по утвержденной им форме. До 01.01.2010г. указанные сведения представлялись в форме расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением ФСС от 22.12.2004г. №111.
В целях установления действительного размера переплаты по ЕСН в ФСС, имевшейся у налогоплательщика на начало года, суд определениями от 19.10.2010 и 23.11.2010 обязал стороны за инициативой ответчика провести сверку расчетов, в том числе совместно с органом ФСС.
Во исполнение данного определения суда учреждением и третьим лицом составлен и подписан акт сверки расчетов по ЕСН, зачисляемому в ФСС, на основании представленных фондом расчетных ведомостей по форме 4-ФСС РФ (л.д.81-83). В акте указана, в том числе задолженность за фондом на начало (конец) каждого из указанных выше периодов (сальдо), взятая из строк 9 и 12 таблицы 2 раздела 1 расчетных ведомостей. Иные указанные в акте сверки показатели (начислен ЕСН, получено от фонда в счет возмещения произведенных расходов, расходы на цели обязательного социального страхования, перечислен ЕСН) так же, как и сальдо на начало года, подтверждаются представленными в материалы дела копиями расчетных ведомостей по форме 4-ФСС РФ за 1-й кв. 2007г., 2009г. и расчетами превышения суммы произведенных расходов над начисленным единым социальным налогом за 2007-2009 годы (л.д.73-76).
Ответчиком указанный акт, подписанный им и фондом, был направлен налоговому органу, но подписан последним не был (л.д.80).
В свою очередь заявитель представил свой акт сверки № 2354 от 09.11.2010г. (л.д.85-89), согласно которому переплаты у учреждения не имеется. Должником данный акт не подписан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 НК сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в статье 237 НК РФ. Как уже было указано, сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2 ст.243 НК РФ).
В главе 24 НК РФ «Единый социальный налог» не приведены ни виды расходов на цели государственного социального страхования, ни порядок их исчисления. При проверке правильности расчета единого социального налога, подлежащего уплате в ФСС, сумма произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования определяется налоговыми органами путем сравнения с суммой, отраженной в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, поскольку контроль за обоснованностью и размером таких расходов не входит в компетенцию налоговых органов.
В силу подпунктов 3 и 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и пункта 27 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. № 101, контроль за правильным и рациональным расходованием предприятиями средств обязательного социального страхования возложен на Фонд социального страхования Российской Федерации (региональные отделения). Именно в этих целях Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 01.12.2003г. № 130 утвердил форму расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом налоговый орган должен сообщить налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).
Кроме того, согласно п.11 ст.32 НК РФ, п.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного Приказом ФНС РФ от 09.09.2005г. № САЭ-3-01/444@, обязанность осуществления совместной с налогоплательщиком сверки лежит на налоговом органе, то есть инспекции Федеральной налоговой службы по г.Добрянке.
Согласно Соглашению по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Фондом социального страхования Российской Федерации от 19.08.2003 № БГ-16-05/113, №02-08/06-1907П, пункту 3.1, региональные отделения ФСС представляют налоговым органам данные таблиц 1 и 2 раздела I отчета формы 4-ФСС РФ ежеквартально, в 15-дневный срок после обработки данных. Также фондом представляется информация о не принятых к зачету расходах, произведенных на цели обязательного социального страхования налогоплательщиками в течение
10 дней со дня вынесения решения.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Соглашения налоговые органы осуществляют сверку данных таблиц 1 и 2 раздела I отчета формы 4-ФСС РФ со сведениями, содержащимися в базах данных налоговых органов, и в случае выявления расхождений в 15-дневный срок сообщают региональным отделениям ФСС РФ результаты сверки.
Как следует из представленных фондом документов, переплата по ЕСН в ФСС возникла у учреждения с 2007 года. Необходимые данные отчета формы 4-ФСС РФ фондом в ИФНС по г. Добрянка Пермского края были направлены, информации о расхождениях сведений относительно начисления и уплаты ЕСН от налогового органа не поступало, задолженности у страхователя, по данным фонда, не имеется (л.д. 49-50). По данным фонда у ответчика на 01.01.2010г. имеется переплата по единому социальному налогу в сумме 69279 руб. 07 коп., что подтверждается материалами дела.
Отсутствие об этом сведений в налоговой декларации за 4-й квартал 2009 года фактически не привело к неуплате ЕСН.
Поскольку данные плательщика о суммах начисленного и возмещенного фондом налога, расходах на цели обязательного социального страхования, фактического перечисленного ЕСН, а также о размере переплаты ЕСН на начало года начиная с 2007 года полностью подтверждаются расчетными ведомостями учреждения по средствам ФСС РФ за 2007-2009г., представленными в фонд и проверенными последним, а также декларациями, при этом расхождений между фондом и страхователем не имеется, а налоговый орган имел все необходимые полномочия по сверке сведений, указанных в расчетных ведомостях, с данными деклараций по ЕСН и проведению налоговой проверки в случае неустранения налогоплательщиком противоречий (расхождений), суд приходит к выводу о том, что налоговый орган в нарушение ч.1 ст. 65, ч.4 ст.215 АПК РФ не доказал необходимое основание для взыскания с налогоплательщика ЕСН в ФСС – наличие у налогоплательщика задолженности по данному налогу. Следовательно, не имеется также оснований для взыскания соответствующих пеней.
На основании изложенного в удовлетворении требований налоговому органу следует отказать.
Поскольку заявитель, в удовлетворении требований которому отказано, от уплаты государственной пошлины освобожден (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), ее распределение в порядке ст.110 АПК РФ не производится.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Т.И. Мещерякова