Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
06 декабря 2010 г. Дело № А50 - 22125 / 2010
Резолютивная часть решения вынесена 02 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2010 года.
Арбитражный суд в составе:
Судьи: А.В. Дубова
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Корляковой
Рассмотрев в заседании суда дело по заявлению ЗАО «Фирма Уралгазсервис»
к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
При участии в судебном заседании представителей:
Заявителя: ФИО1 – по доверенности № 77 от 11.01.2010г.; ФИО2 – по доверенности от 01.09.2009г. № 219;
Административного органа: ФИО3– по доверенности № 49 от 05.05.2010г.;
Установил:
Закрытое акционерное общество «Фирма Уралгазсервис» /далее - заявитель или общество/ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края № 2387 от 30.10.2009г., которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Заявитель и его представители в ходе судебного разбирательства ссылаются на привлечение общества к административной ответственности при отсутствии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения.
Представитель административного органа против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, указанным в отзыве. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, состав совершенного обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, доказанным, а установленный административным законодательством порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюденным.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив оспариваемое постановление в соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ, арбитражный суд считает, что заявленное обществом требование удовлетворению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Постановлением Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края № 2387 от 30.10.2009г. заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
Основанием для вынесения постановления послужил протокол об административном правонарушении № 2387, составленный в отношении заявителя 22.09.2009г. по факту нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами установлено административным органом в ходе проведения внеплановой инспекционной проверки 16.09.2009г. по факту отключения газа в микрорайоне «Висим», поводом для проведения которой послужили обращения граждан микрорайона Висим в прокуратуру Мотовилихинского района г. Перми (12.08.2009г.) и к Губернатору Пермского края (02.09.2009г.) с жалобами на отсутствие газа.
По результатам проверки составлен акт № 2387, из которого следует, что: в жилых домах частного сектора микрорайона «Висим» г. Перми, оборудованных газовыми колонками, предназначенными, в том числе, для отопления указанных домов, отсутствует газ; газ отключен аварийной службой ЗАО «Фирма Уралгазсервис» 22.07.2009г. в связи с возникновением аварийной ситуации на наружных сетях газопровода; сроки проведения ремонтных работ на газопроводах нарушены; жители микрорайона не проинформированы о причинах отключения и сроках восстановления газоснабжения, что является нарушением п.п. 6,9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее Правила), п. 4.12, 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000; п. 20 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549.
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исходя из п. п. 6, 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе, круглосуточное обеспечение газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.
В силу п. 11 раздела Vприложения № 1 Правил газоснабжение должно быть бесперебойным, круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерывов может составлять не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.
В соответствии с п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Перерывы в подаче газа допускаются только для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (п. 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000).
Согласно п. 3 ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки» под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, в режиме ожидания при хранении и транспортировке.
В соответствии с п. 4.2.1 ОСТ 153-39.3-051-2003 при технической эксплуатации объектов газораспределительных систем выполняются, в том числе, следующие виды работ: техническое обслуживание; ремонты (текущий и капитальный); аварийное обслуживание; аварийно-восстановительные работы; техническое диагностирование.
Под аварийно – восстановительными работами понимается комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварии (раздел 3 ОСТ 153-39.3-051-2003).
Техническое обслуживание запорной арматуры, установленной на подземных и надземных газопроводах, предусматривает выполнение работ по очистке от грязи и ржавчины; внешнему осмотру для выявления перекосов, раковин, трещин, коррозии и других дефектов; проверке герметичности сварных, резьбовых, фланцевых соединений и сальниковых уплотнений специальными приборами (газоиндикаторами или газоанализаторами); устранению утечек во фланцевых соединениях подтягиванием болтов или сменой прокладок, очистку фланцев перед установкой новых прокладок; устранению утечки газа в сальниках подтягиванием сальника или сменой сальниковой набивки (раздел 8 ОСТ 153-39.3-051-2003).
Оспаривая постановление, заявитель указывает, что газопровод, на котором произошла аварийная ситуация, обществу не принадлежит, в соответствии с договором № 514/3 от 09.12.2008г. на техническое обслуживание и аварийное обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования, заключенного ЗАО «Фирма «Уралгазсервис» и ФИО4, представляющим интересы группы жителей частного сектора, в обязанности общества вменено только устранение аварийных ситуаций, производить ремонтные работы газопровода общество не обязано, следовательно, заявитель не является субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ может быть юридическое лицо, в результате реализации представленных ему полномочий допустившее виновные противоправные действия, повлекшие нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из материалов дела следует, что газоснабжение было отключено обществом 22.07.2009г. в результате возникновения аварийной ситуации на шкафном регуляторном пункте (утечка газа в изолирующем фланцевом соединении, причина – сорвана резьба на крепежном болту). В связи с отключением ШРП без газоснабжения в течение двух месяцев оставалось 27 домов частного сектора.
Таким образом, заявитель правомерно признан субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель полагает, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого правонарушения, поскольку производство аварийно – восстановительных работ не включено в перечень работ по договору на техническое и аварийное обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования № 514/3 от 09.12.2008г., указанный договор сторонами расторгнут по причине задолженности ФИО4 перед обществом. Восстановление газоснабжения произведено после получения гарантийного письма Администрации г. Перми, которая является собственником газопровода.
Согласно п.п. 3.4, 5.3 договора № 514/3 от 09.12.2008г. исполнитель имеет право прекратить оказание услуг по договору с уведомлением Поставщика газа и территориального отдела Ростехнадзора при неоплате выполненных работ более одного месяца. В случае систематического невыполнения любой из сторон принятых на себя обязательств по договору, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке с направлением письменного уведомления не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты расторжения.
Заявитель указывает, что уведомления о расторжении договора № 514/3 от 09.12.2008г. были направлены ФИО4 18.05.2009г. (№ 01-9/996) и 19.06.2009г. (№ 01-9/1194), однако доказательств направления и получения указанных уведомлений адресатом обществом не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для признания договора № 514/3 от 09.12.2008г. расторгнутым не имеется.
Помимо этого заявителем не представлены доказательства извещения поставщика газа (ООО «Пермрегионгаз») и территориального отдела Ростехнадзора о приостановлении работ по техническому обслуживанию газопровода.
Доказательств принятия необходимых и своевременных мер для восстановления газоснабжения (обращения к собственнику газопровода, либо к ФИО4 с просьбой о финансировании восстановительных работ), либо доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у общества возможности для соблюдения требований нормативных актов заявителем в нарушение положений ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Наличие задолженности потребителя по оплате услуг технического и аварийного обслуживания газопровода не свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в действиях общества доказан.
Нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Рассмотрение административных дел по статье 7.23 КоАП РФ отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда /ст. 23.55 КоАП РФ/.
Законный представитель общества извещен административным органом надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности /ст. 4.5 КоАП РФ/.
Размер административного штрафа установлен административным органом по нижней границе пределов санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих отнести совершенное обществом правонарушение к категории малозначительных и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ , судом не установлено.
Следовательно, общество привлечено к административной ответственности при наличии состава административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ и с соблюдением порядка, предусмотренного административным законодательством, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края № 2387 от 30.10.2009г. о привлечении Закрытого акционерного общества «Фирма Уралгазсервис», зарегистрированного 23.07.1991г. администрацией Ленинского района г. Перми, расположенного в <...>, к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.В. Дубов