АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь
03 февраля 2014 года Дело № А50-22358/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03.02.2014г.
Решение в полном объеме изготовлено 03.02.2014г.
Арбитражный суд Пермского края
в составе судьи Н.В. Гусельниковой
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Г.Л.Пономаревым
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вестстрой» (ОГРН<***>, ИНН <***>)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным отказа
в судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1 – представитель, вписка из ЕГРЮЛ, паспорт;
от органа, осуществляющего публичные полномочия: ФИО2 –представитель по доверенности №3 от 09.01.2014г., удостоверение;
от заинтересованных лиц:
ФИО3: не явился, извещался;
ФИО4: не явился, извещался;
ФИО5: не явился, извещался;
ФИО6: ФИО7 – представитель по доверенности от 27.01.2014г., удостоверение помощника депутата;
ФИО8: не явился, извещался,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Вестстрой» (далее – ООО «Вестстрой», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее орган, осуществляющий публичные полномочия, Департамент) о признании незаконным заключения Департамента об отсутствии нарушений земельного законодательства по ул. Братская,94.
Определением суда от 25.11.2013г. на основании ст. 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО8
Заявителем доводы заявления поддержаны.
Департамент с заявлением не согласен. В отзыве указал на следующие обстоятельства 08.08.2013 в департамент поступило заявление ООО «Вестстрой» о принятии мер по самозахвату земельного участка по ул. Братская,94. Письмом 29.08.2013 департамент сообщил, что внеплановая проверка будет проведена с 23.09.2013 по 30.09.2013. Распоряжением начальника департамента от 02.09.2013 №50 была назначена внеплановая проверка. По результатам проведенной проверки, в адрес общества был направлен ответ, что нарушения земельного законодательства ФИО3, ФИО9 1 ФИО5, ФИО8, ФИО6 не усматривается. Считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Заинтересованное лицо доводы Департамента поддержал.
С учетом мнения представителей сторон, в силу ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
Заявителем заявлено ходатайство о назначении по настоящему делу геодезической экспертизы для выявления факта наложения объектов недвижимости заинтересованных лиц на земельный участок заявителя.
Ходатайство судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст. 82 АПК РФ, поскольку при рассмотрении настоящего дела в рамках предъявленных требований вопросов, рассмотрение которых требует специальных знаний, не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства:
Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора о передаче прав аренды на земельный участок является арендатором земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:0368 площадью 6 204,15кв.м. по адресу г. Пермь Свердловский район ул. Братская,94 по договору аренды №019-07С от 02.04.2007г. (л.д.28-29)
ООО «Вестстрой» 08.08.2013г. обратилось в Департамент с заявлением о проведении проверки факта самозахвата данного участка владельцами строений по адресу ул. Братская, 94, принятия мер по сносу незаконных строений, принятии мер административного характера (л.д.9)
По результатам проверки Департаментом составлен акт №80, которым установлено, что в отношении спорного земельного участка имеется спор о праве, который рассматривается в Свердловском районном суде г. Перми (представлен в материалы дела), в адрес заявителя направлен ответ № И-21-01-09-19609 от 11.10.2013г.
Письмом от 11.10.2013г. № И-21-01-09-19609 Департамент известил заявителя, что не выявлено нарушений земельного законодательства.
Ссылаясь на то, что заключение, изложенное в письме № И-21-01-09-19609 от 11.10.2013г. Департамента является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административная сущность этих отношений, основанная на властном подчинении одной стороны другой.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) возлагается на орган, которое совершило действие (бездействие).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п. 1 ст.8 ГК РФ).
В соответствии с положением о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми (п3.1.6) Департамент осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством (Решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми")
Постановлением Администрации г. Перми от 23.07.2013 N 601 утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории города Перми
Пунктом 1.2. регламента предусмотрено, что муниципальный земельный контроль на территории города Перми (далее - муниципальный земельный контроль) - деятельность уполномоченного органа (далее - орган муниципального земельного контроля) и его должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований по использованию земель, установленных действующим законодательством, юридическими лицами и их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
Муниципальный земельный контроль осуществляется департаментом земельных отношений администрации города Перми. (п. 1.3)
Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами проводятся при получении от …юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства (п. 3.2.10)
результатом принятия решения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства является распоряжение руководителя органа муниципального земельного контроля о проведении плановой или внеплановой проверки (далее - распоряжение) (п.3.2.11)
результатом оформления акта проверки является принятие мер по устранению выявленных и отраженных в акте проверки нарушений обязательных требований и требований по использованию земель, установленных правовыми актами города Перми. (п. 3.5.7.)
результатом принятия мер по результатам проверки является:
направление в орган государственного земельного надзора либо другой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, или уполномоченным должностным лицам акта проверки для принятия решения о привлечении лиц, нарушивших земельное законодательство, к административной ответственности; составление протокола об административном правонарушении; направление в суд искового заявления об устранении нарушения земельного законодательства (п.3.6.9)
С учетом вышеизложенного оспариваемый акт №80 проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом не является ненормативным правовым актом государственного органа и не может быть оспорен в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку лишь фиксируют наличие нарушений обязательных требований и требований по использованию земель. Результатами такой проверки являются действия, указанные в п. 3.6.9 административного регламента.
Следовательно, ссылка истца на статью 198 АПК РФ является ошибочной.
Вместе с тем статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, перечисленными законом. При этом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое м имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 4 АПК РФ также предусмотрено, что лишь заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как следует из содержания заявления, заявитель имеет своей целью защитить право аренды на спорный земельный участок.
В случае возникновения спора право заявителя подлежит защите с использованием иных способов, установленных гражданским законодательством. Удовлетворение требований заявителя не приведет к восстановлению предполагаемо нарушенного его права.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Н.В. Гусельникова