ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-22621/2011 от 06.12.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

6 декабря 2011 года № дела А50-22621/2011

Резолютивная часть решения оглашена 6 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 6 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Власовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Свирской Т.М.

  рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению закрытого акционерного общества «АльянсСетьСтрой» ОГРН <***>, ИНН <***>

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе ОГРН <***>, ИНН <***>

о признании незаконным и отмене постановления №11-11-375/пн от 28.09.2011.

при участии представителя заявителя по доверенности от 03.11.2011 года – ФИО1

ЗАО «АльянсСетьСтрой» (далее общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №11-11-375/пн от 28.09.2011, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее административный орган или ФСФР). Названным постановлением заявитель привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.17 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

В обоснование своих требований заявитель указывает, на совершение правонарушения в следствие добросовестного заблуждения в отношении срока подачи документов на регистрацию, а также на отсутствие ущемления интересов акционеров, поскольку общество учреждено единственным акционером, в связи с чем просит признать совершенное им правонарушение малозначительным, и отменить оспариваемое постановление. В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал.

Согласно отзыву административный орган с заявленными требованиями не согласен, полагает, что оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

ФСФР в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть в его отсутствие. В соответствии со ст. 210 АПК РФ неявка надлежаще извещенных лиц участвующих в деле не является препятствием для рассмотрения дела.

Оспариваемое постановление вынесено 28.09.2011, получено заявителем 25.10.2011 года, в суд жалоба направлена 03.11.2011, что свидетельствует о соблюдении заявителем срока для обжалования, установленного статьями 208 АПК РФ, 30.3 КоАП РФ.

При отсутствии возражений со стороны заявителя и административного органа, суд в порядке ст.ст.136, 137 АПК РФ протокольным определением признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил.

Административным органом в ходе работы установлено, что в нарушение требований п. 1 ст. 19, п.1 ст.25 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-Фз «О рынке ценных бумаг», п.3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, общество документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении в РО ФСФР России по ВКР в установленный срок не представило.

Выявленный факт послужил основанием для составления 12.09.2011 в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.17 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии генерального директора общества ФИО2

28 сентября 2011 года, заместитель руководителя ФСФР, рассмотрев материалы административного дела, вынес оспариваемое постановление №11-11-375/пн, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения – нарушение установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, и ему назначено наказание по ст.15.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Общество с указанным постановлением не согласно, в связи с чем, обратилось с заявлением по настоящему делу в суд.

Суд, исследовав представленные доказательства и проанализировав доводы сторон, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела закрытое акционерное общество «АльянсСетьСтрой» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г.Перми 14.06.2011. В ходе работы ФСФР обнаружено, что общество документы на государственную регистрацию выпуска акций в регистрирующий орган в установленный срок не представило.

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг.

Стандартами эмиссии предусмотрены особенности государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества.

Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2. Стандартов эмиссии при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Поскольку государственная регистрация юридического лица – ЗАО «АльянсСетьСтрой» была осуществлена 14.06.2011, то в соответствии с вышеизложенными нормами документы на государственную регистрацию выпуска акций распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении должны были быть представлены в РО ФСФР до 14.07.2011.

Однако общество исполнило возложенную на его обязанность только в сентябре 2011 года.

Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 15.17 КоАП РФ.

Наличие в действиях заявителя события правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, находит подтверждение материалами дела и им не оспаривается.

Субъектом ответственности являются как должностные так и юридические лица.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 26.1 Кодекса предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как установлено административным органом общество имело возможность представить исполнить требования законодательства о ценных бумагах, однако не предприняло надлежащих мер.

Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения административным органом исследована, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.17 КоАП РФ, в действиях заявителя административным органом доказан и находит подтверждение материалами дела.

Заявитель, оспаривая рассматриваемое постановление РО ФСФР, указывает, что нарушение срока подачи документов на государственную регистрацию выпуска акций связано с заблуждением общества по поводу установленных сроков подачи документов на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) при учреждении акционерного общества. Общество полагало о необходимости представления документов в общий трёхмесячный срок подачи документов на регистрацию эмиссии ценных бумаг, предусмотренный пунктом 2.4.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. И лишь в августе 2011 года при подготовке документов общество обратило внимание на специальный месячный срок подачи документов на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) при учреждении акционерного общества, предусмотренный пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Кроме того, учреждение общества единственным акционером, размещение акций посредством закрытой подписки путём приобретения акций единственным учредителем при учреждении общества, отсутствие обращения акций на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг и представление документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг до составления протокола об административном правонарушении – обстоятельства, которые права акционеров каким либо образом не ущемляют.

По мнению заявителя, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения. Суд, оценив конкретные обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, соглашается с доводом общества о том, что административным органом при вынесении постановления необоснованно не был рассмотрен вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом изложенных выше конкретных обстоятельств дела и характера вменяемого обществу деяния, а также с учетом отсутствия умысла на причинение государству какого либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствие умысла на сокрытие информации, а также отсутствие доказательств пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, суд полагает возможным применение к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В связи с изложенным, при установлении административным органом в действиях общества всех элементов состава вменяемого административного правонарушения, рассматриваемое правонарушение возможно было признать малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена, о дне времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества надлежаще извещался. Постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Однако изложенные обстоятельства не влияют на вывод суда о незаконности оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования «АльянсСетьСтрой» ОГРН <***>, ИНН <***>, удовлетворить.

Постановление №11-11-375/пн от 28.09.2011, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 15.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья О. Г. Власова